Получи документы

Создание развивающей среды для стимулирования деятельности детей с ОВЗ по усвоению социально-культурных ценностей

Виктория Денисова
Создание развивающей среды для стимулирования деятельности детей с ОВЗ по усвоению социально-культурных ценностей
▼ Скачать + Заказать документы

"Создание коррекционно-развивающей среды, стимулирующей деятельность детей с ОВЗ к усвоению социально-культурных ценностей".

Коррекционно-развивающая среда – это специально организованное пространство, обеспечивающее не только коррекцию и компенсацию нарушенных функций, адаптацию и социализацию ребенка с ограниченными возможностями здоровья, но и направлено на развитие личности ребенка.

Публикация «Создание развивающей среды для стимулирования деятельности детей с ОВЗ по усвоению социально-культурных ценностей» размещена в разделах

Основные задачи коррекционно-развивающей среды :

1. Индивидуализация и дифференциация методов, приемов и средств в условиях целенаправленного педагогического руководства образовательным процессом;

2. Ориентация на зону актуального и ближайшего развития;

3. Социальная компенсация дефекта;

4. Коррекция и преодоление отклонений в поведении.

Условия организации коррекционно-развивающей среды :

1. Учёт индивидуально-типологических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья;

2. Эмоциональная насыщенность среды;

3. Учёт потребностей ребенка в индивидуальной и совместной деятельности;

4. Интеграция разных по содержанию видов деятельности;

Психолого-педагогические аспекты построения

коррекционно-развивающей среды :

1. Развитие ребенка совершается в процессе воспитания и обучения – в активной, содержательной деятельности, организуемой педагогом в разнообразных формах его общения со взрослыми и сверстниками;

2. Развитие ребенка в коррекционно-развивающей среде должно способствовать формированию и развитию физических функций, сенсорных навыков, накоплению жизненного опыта и т. д. ;

3. Коррекционно-развивающая среда должна научить ребенка с ограниченными возможностями здоровья учиться, самостоятельно организовывать свою деятельность;

4. Коррекционно-развивающая среда должна выполнить образовательную, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную и коррекционную функции.

Методы и формы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, дающие положительную динамику в нашей школе:

Индивидуальный подход на всех этапах обучения (при опросе, инд. дом. задания, посильная работа на уроке; обязательная оценка положительных результатов при всём классе даже небольшого вида деятельности);

- максимальное использование наглядности, опорных схем, конспектов, рисунков таблиц, карт;

- рассказ по рисунку, опорным словам, схемам;

- Помогать во время занятия, оказывать поддержку, внимание;

- создание на всех этапах обучения обстановки принятия обучающегося, благоприятных отношений между обучающимися в классе, между учеником и воспитателем;

- оценивать, участие в коллективной работе, поддерживать желание работать, поддерживать интерес к занятию (лучший стимул-похвала, оценка деятельности);

- к подаче материала подходить очень обдуманно и не требовать от обучающегося того, что он не может сделать, учитывать психологическое состояние на конкретный момент.

САМЫЕ ГЛАВНЫЕ требования к занятию с детьми с ограниченными возможностями здоровья:

1. воздействие на все органы чувств;

2. разнообразные виды деятельности;

3. обращение к опыту ребенка;

4. комфортные условия на занятии;

5. ребенок должен испытывать успех в преодолении трудностей;

6. содружество воспитателя;

7. задания малыми дозами;

8. игра;

9. чувство самодостаточности, уважение к личности (можно осудить поступок, но не личность).

Анализ адаптации в социуме выпускников школ-интернатов последних лет показал, что они имеют проблемы с мотивацией саморазвития, саморегуляцией развития индивидуальных перспективных способностей для достижения успехов в профессиональной деятельности и личной жизни. У выпускников преобладают иждивенческие настроения, уверенность, что государство решит их проблемы, и нет необходимости самому регулировать саморазвитие и самовоспитание для достижения успеха в жизни, обеспечения для себя материальных и духовных благ. Обладая практическим интеллектом, дети с ОВЗ, способны к целесообразному употреблению орудий труда, выбором обходных путей, то есть к разумным действиям, позволяющим развивать у них навыки коммуникации, корректировать недостатки мышления, формировать положительные личностные качества. Все это дает возможность развивать в детях с ОВЗ качества саморазвивающейся личности, способной определить приоритеты и выбрать перспективу своей социализации. От воспитателя требуется владение необходимым объемом нужной информации, методами и формами достижения поставленных задач. Большое значение имеет координация усилий со всевозможными процессами в ОУ (педагогический коллектив, узкие специалисты, спортивные секции, кружки, родные, близкие и т. д.) и социуме. Необходим мониторинг течения процесса воспитания, коррекция знаний, умений и навыков, способствующих успешной социализации детей с ОВЗ. Легко убедить детей, что успех – это цель жизни каждого. Труднее выработать у них установку приоритетного саморазвития на успех, устойчивой потребности регулирования развития своей личности. Любой ребенок, имеющий тяжелые нарушения речи, задержку психического развития, нервно-психические расстройства, комплексные нарушения, не должен быть социальным инвалидом и потенциальным балластом для окружающих, своей семьи, государства – он должен стать оптимально-развитой личностью, способной к адекватному вхождению в общественную среду на каждом этапе возрастного становления. Реализация данной стратегии становится возможной лишь при условии создания специального реабилитационного пространства, включающего в себя наличие комплексного подхода, квалифицированных кадров, владеющих специальными методиками и технологиями коррекционного обучения и воспитания.

Воспитание – творческий целенаправленный процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников по созданию коррекционно-развивающей среды, которая стимулирует деятельность детей к освоению социально-культурных ценностей общества и развитию механизмов продуктивной обработки информации, способствующих самоактуализации и социальной реабилитации личности. Воспитание – это процесс, т. е. постоянно меняющаяся, динамически развивающаяся система взаимодействия воспитателя и ребенка. Она меняется в зависимости и от личности педагога, и от личности воспитанника.

В нашем учреждении дети проводят большую часть времени, и воспитательная работа строится таким образом, чтобы школа-интернат была для детей родным домом, второй семьёй, в которой дают не только образование, но и создают условия для воспитания, развития и реализации личностных качеств. Воспитатель в коррекционной школе является организатором ситуаций, в которых раскрываются положительные черты детей, создает ситуацию успеха в результате самостоятельного поиска. Для этого в нашем ОУ создана коррекционно-развивающая среда.

Основными направлениями этой деятельности являются :

система позитивно действующих факторов: оформление школы, кабинетов, жилых этажей, спален, столовой; включение и приобщение воспитанников к этой деятельности;

– разработка разновариантных моделей коррекционно-развивающих занятий, бесед, экскурсий и создание из них методической базы, которой может воспользоваться любой педагог;

– организация досуговой деятельности, ориентированной на коррекцию недостатков развития и формирование механизмов компенсации;

– включение ребенка в разнообразные виды деятельности, опора на сохранные стороны, вовлечение различных анализаторов, разных сторон личности.

Структура организации воспитательного процесса

Воспитательная работа и внеурочная деятельность

Направления Цель Средства реализации

Духовно-нравственное

Гражданско-патриотическое воспитание

Трудовое воспитание

Здоровый и безопасный образ жизни

Экологическое воспитание

Художественно-эстетическое воспитание Социально-педагогическая деятельность

Развитие ученического самоуправления Ориентация на общечеловеческие ценности

Традиции школы-интерната

Кружковая деятельность

Коллективные творческие дела

Трудовые операции

Декады профилактики

Мероприятия на различных уровнях

Изучение личности воспитанника; коррекция и развитие

Результат:

Положительная мотивация к здоровому образу жизни

Воспитание нравственных качеств личности

Стремление к познанию

Активная социальная позиция

Получение и умение реализовать на практике жизненных навыков

Работа педагогического коллектива направлена на коррекцию личности каждого воспитанника, развитие его творческих способностей, интереса, фантазии; умение проявить себя во всех творческих и трудовых делах коллектива.

Большое внимание уделяется привитию детям навыков самообслуживания, которое включает в себя личную гигиену, дежурство в спальных комнатах, комнате отдыха, классах, столовой, по школе и т. д. Ребята с раннего возраста приобретают санитарно-гигиенические и бытовые умения и навыки. Особое внимание уделяется выработке у воспитанников техники безопасного поведения в любых жизненных ситуациях

(ведутся журналы по ТБ).

На выбор детей в школе-интернате действуют 12 кружков. Дополнительным образованием в школе-интернате охвачено 100% воспитанников.

Деятельность творческих объединений ведется по следующим направлениям:

художественно-эстетическое, физкультурно-спортивное, социально-педагогическое.

С целью социальной адаптации воспитанников, развития их творческого потенциала, посредством участия в мероприятиях на различных уровнях, расширен социум взаимодействия с различными учреждениями и организациями.

С учётом специфики учащихся нашей школы (коррекционное учреждение VIII вида, акцент делается на достижении осознанности ребёнком уникальности каждого человека, и, соответственно, самого себя (формирование индивидуальности, самоутверждение через деятельность) в сочетании с усвоением принципов коллективизма, ощущением своей принадлежности к сообществу (коммуникативные способности, интеграция в социум). Здесь успешным воспитательным элементом становится школьное coyправление. Его цель: интеграция ребёнка в социокультурную среду через участие в общественной жизни школы; приобщение личности к общечеловеческим ценностям.

Системный подход, лежащий в основе образовательной деятельности предполагает создание единого педагогического пространства, интегрирующего все его элементы: учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную полезную деятельность.

С целью формирования у выпускников ключевых компетентностей для успешной интеграции в современное общество необходимо:

1) формировать гуманистическое отношение к окружающему миру, приобщать к общечеловеческим ценностям;

2) формировать самосознание, потребность к саморазвитию, способность адаптироваться в современных условиях, навыки социально приемлемых и значимых ориентиров своего поведения;

3) предоставить возможность реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами;

4) сохранять физическое и психическое здоровье воспитанников, развивать желания,

способности и умения поддерживать в порядке свой организм, осознание ими здоровья как одной из главных жизненных ценностей;

5) стимулировать реально ориентированное отношение обучающихся к выбору профессиональной деятельности в соответствии с личными возможностями и с современными социально-экономическими условиями;

6) совершенствовать условия для повышения профессиональной компетентности педагога.

Педагогические и организационные условия формирования у воспитанников с интеллектуальной недостаточностью готовности к самостоятельной жизни.

1. Успешность независимого жизнеустройства характеризуется следующими параметрами:

- профессиональное самоопределение;

- стабильная трудовая занятость;

- создание семьи;

- продуктивность разнообразных контактов в социуме;

- соответствие морально-правовым нормам и требованиям общества.

2. Возможность успешного независимого жизнеустройства определяется готовностью к самостоятельной жизни, формирующейся в процессе взросления.

3. Основными показателями готовности к самостоятельной жизни являются:

- реальный и конкретный характер жизненных планов;

- адекватное профессиональное самоопределение;

- готовность и умение устанавливать продуктивные социальные контакты

для получения помощи;

- социально-нормативное поведение;

- умение использовать личный опыт в изменяющихся условиях.

4. Сложившаяся практика обучения и воспитания детей-сирот с

интеллектуальными проблемами, знания и умения, получаемые ими в школе,

не обеспечивают в должной мере их подготовку к самостоятельной жизни.

5. Неготовность учащихся старших классов школы-интерната VIII вида к самостоятельной жизни проявляется в следующем:

- размытость жизненной перспективы;

- иждивенчество как личностная характеристика;

- социально-бытовая некомпетентность;

- деформация потребности в общении и несформированность средств ее удовлетворения.

6. Преодоление неготовности к самостоятельной жизни умственно

отсталых воспитанников возможно в ходе целенаправленной педагогической

работы в следующих направлениях:

- становление жизненной перспективы;

- формирование положительного отношения к труду;

- обеспечение продуктивности социальных контактов.

Что дает человеку знание самого себя?

1. Объективно оценить себя, свои возможности и способности. Исходя из этого, определить цели жизни.

2. Не допускать ошибок, разочарований, необоснованных претензий, крушения жизненных планов.

3. Определить свое призвание, безошибочно выбрать профессию.

4. Не претендовать на особое внимание к себе со стороны окружающих; скромность и достоинство - показатели объективной самооценки.

5. Искать причины неприятности в себе, а не в других.

Пути самопознания:

1. Судите о себе по делам. Успех в работе - это показатель ваших достоинств, неудачи - характеризуют ваши слабости и недостатки.

2. Сравнивайте себя с другими, но не с теми, кто хуже, а с теми, кто лучше вас.

3. Прислушайтесь к критике в свой адрес:

•если критикует один - задумайтесь,

• если два - проанализируйте свое поведение,

• если три - переделывайте себя.

4. Сравнивайте свое мнение с мнением о вас со стороны. Относитесь к себе требовательнее, чем к другим. Враг ваших недостатков - ваш друг.

Правила, способствующие самовоспитанию.

Пять «надо» :

1. Всегда помогать родителям.

2. Выполнять требования учителей учиться добросовестно.

3. Быть честным.

4. Подчинять личные интересы коллективным.

5. Всегда и всюду проявлять добросовестность.

Пять «можно» :

1. Веселиться и играть, когда работа сделана на “отлично”.

2. Забывать обиды, но помнить, кого и за что ты обидел сам.

3. Не унывать при неудачах; если упорен, все равно получится!

4. Учиться у других, если они лучше тебя трудятся.

5. Спрашивать, если не знаешь, просить помочь, если не справляешься сам.

Это нужно тебе самому!

1. Быть честным! Сила человека в правде, слабость его - ложь.

2. Быть трудолюбивым! Не бояться неудач в новом деле. Кто упорен, тот из неудач создаст успех, из поражений выкует победу.

3. Быть чутким и заботливым! Помни, к тебе будут хорошо относиться, если ты к другим хорошо относишься.

4. Быть здоровым и чистоплотным! Занимайся утренней гимнастикой, закаляйся, мойся до пояса холодной водой каждый день, следи за чистотой рук, час в день выделяй на прогулки и еще час отдай труду или спорту.

5. Быть внимательным, тренировать внимание! Хорошее внимание оберегает от ошибок в учении и неудач в игре, труде, спорте.

Этого делать нельзя!

1. Учиться без старания, лениво и безответственно.

2. Грубить и драться со сверстниками, обижать младших.

3. Терпеть у себя недостатки, иначе они тебя самого уничтожат. Будь сильней своих слабостей.

4. Проходить мимо, когда рядом обижают малыша, издеваются над товарищем, нагло лгут в глаза честным людям.

5. Критиковать других, если сам страдаешь подобным же недостатком.

Пять «хорошо» :

1. Уметь владеть собой (не теряться, не трусить, не выходить из себя по пустякам)

2. Планировать каждый свой день.

3. Оценивать свои поступки.

4. Сначала думать, а потом делать.

5. Браться вначале за самые трудные дела.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Создание развивающей среды для ознакомления детей с национальным орнаментом»Консультация для воспитателей «Создание развивающей среды для ознакомления детей с национальным орнаментом» Консультация для воспитателей «Создание развивающей среды для ознакомления детей среднего дошкольного возраста с национальным орнаментом».

Создание предметно-пространственной развивающей среды в ДОУСоздание предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ Принцип создания предметно-пространственной развивающей среды - окружающая среда не только развивающая, но и развивающаяся, не только обогащающая,.

Организация предметно-пространственной развивающей среды как условие социально-коммуникативного развития детей Проект : Организация предметно-пространственной развивающей среды для детей дошкольного возраста, как условие социально-коммуникативного.

Создание развивающей среды в старшей группеСоздание развивающей среды в старшей группе Визитная карточка старшей группы "ПЧЕЛКИ"Группу посещают - детей Девочек – 11 Мальчиков – 14 Воспитатели: Пескова Светлана Николаевна Черная.

Создание предметно-развивающей среды логопедического кабинетаСоздание предметно-развивающей среды логопедического кабинета Методические рекомендации по созданию предметно-развивающей среды логопедического кабинета Эффективность работы с детьми, имеющими нарушения.

Создание предметно-развивающей среды педагога-психологаСоздание предметно-развивающей среды педагога-психолога Уважаемые коллеги, хочу поделиться своим еще совсем небольшим опытом работы педагога-психолога. Два года назад, закончила ВУЗ и устроилась.

Создание предметно-развивающей среды в ДО Развивающая предметно – пространственная среда в группе, созданная мною, вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение.

Создание развивающей предметно-пространственной среды для детей младшего возрастаСоздание развивающей предметно-пространственной среды для детей младшего возраста В детском саду ребенок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Возможности организации и.

Создание развивающей среды для детей младшего дошкольного возраста по программе «Югорский трамплин»Создание развивающей среды для детей младшего дошкольного возраста по программе «Югорский трамплин» «Югорский трамплин», программа дошкольного образования, ориентированная на ребенка, которая разработана на основе программы «СООБЩЕСТВО».

Создание развивающей среды своими рукамиСоздание развивающей среды своими руками Последнее время большое внимание уделяется вопросам создания развивающей среды. Как её организовать, чтобы среда удовлетворяла требованиям.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Создание развивающей среды для стимулирования деятельности детей с ОВЗ по усвоению социально-культурных ценностей
Опубликовано: 13 декабря 2023 в 10:57
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Создание развивающей среды для стимулирования деятельности детей с ОВЗ по усвоению социально-культурных ценностей» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Денисова (УИ 3195312) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД