Виктория Денисова
Создание развивающей среды для стимулирования деятельности детей с ОВЗ по усвоению социально-культурных ценностей
▼ Скачать + Заказать документы
"Создание коррекционно-развивающей среды, стимулирующей деятельность детей с ОВЗ к усвоению социально-культурных ценностей".
Коррекционно-развивающая среда – это специально организованное пространство, обеспечивающее не только коррекцию и компенсацию нарушенных функций, адаптацию и социализацию ребенка с ограниченными возможностями здоровья, но и направлено на развитие личности ребенка.
Публикация «Создание развивающей среды для стимулирования деятельности детей с ОВЗ по усвоению социально-культурных ценностей» размещена в разделах
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Оформление детских садов
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Основные задачи коррекционно-развивающей среды :
1. Индивидуализация и дифференциация методов, приемов и средств в условиях целенаправленного педагогического руководства образовательным процессом;
2. Ориентация на зону актуального и ближайшего развития;
3. Социальная компенсация дефекта;
4. Коррекция и преодоление отклонений в поведении.
Условия организации коррекционно-развивающей среды :
1. Учёт индивидуально-типологических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья;
2. Эмоциональная насыщенность среды;
3. Учёт потребностей ребенка в индивидуальной и совместной деятельности;
4. Интеграция разных по содержанию видов деятельности;
Психолого-педагогические аспекты построения
коррекционно-развивающей среды :
1. Развитие ребенка совершается в процессе воспитания и обучения – в активной, содержательной деятельности, организуемой педагогом в разнообразных формах его общения со взрослыми и сверстниками;
2. Развитие ребенка в коррекционно-развивающей среде должно способствовать формированию и развитию физических функций, сенсорных навыков, накоплению жизненного опыта и т. д. ;
3. Коррекционно-развивающая среда должна научить ребенка с ограниченными возможностями здоровья учиться, самостоятельно организовывать свою деятельность;
4. Коррекционно-развивающая среда должна выполнить образовательную, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную и коррекционную функции.
Методы и формы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, дающие положительную динамику в нашей школе:
Индивидуальный подход на всех этапах обучения (при опросе, инд. дом. задания, посильная работа на уроке; обязательная оценка положительных результатов при всём классе даже небольшого вида деятельности);
- максимальное использование наглядности, опорных схем, конспектов, рисунков таблиц, карт;
- рассказ по рисунку, опорным словам, схемам;
- Помогать во время занятия, оказывать поддержку, внимание;
- создание на всех этапах обучения обстановки принятия обучающегося, благоприятных отношений между обучающимися в классе, между учеником и воспитателем;
- оценивать, участие в коллективной работе, поддерживать желание работать, поддерживать интерес к занятию (лучший стимул-похвала, оценка деятельности);
- к подаче материала подходить очень обдуманно и не требовать от обучающегося того, что он не может сделать, учитывать психологическое состояние на конкретный момент.
САМЫЕ ГЛАВНЫЕ требования к занятию с детьми с ограниченными возможностями здоровья:
1. воздействие на все органы чувств;
2. разнообразные виды деятельности;
3. обращение к опыту ребенка;
4. комфортные условия на занятии;
5. ребенок должен испытывать успех в преодолении трудностей;
6. содружество воспитателя;
7. задания малыми дозами;
8. игра;
9. чувство самодостаточности, уважение к личности (можно осудить поступок, но не личность).
Анализ адаптации в социуме выпускников школ-интернатов последних лет показал, что они имеют проблемы с мотивацией саморазвития, саморегуляцией развития индивидуальных перспективных способностей для достижения успехов в профессиональной деятельности и личной жизни. У выпускников преобладают иждивенческие настроения, уверенность, что государство решит их проблемы, и нет необходимости самому регулировать саморазвитие и самовоспитание для достижения успеха в жизни, обеспечения для себя материальных и духовных благ. Обладая практическим интеллектом, дети с ОВЗ, способны к целесообразному употреблению орудий труда, выбором обходных путей, то есть к разумным действиям, позволяющим развивать у них навыки коммуникации, корректировать недостатки мышления, формировать положительные личностные качества. Все это дает возможность развивать в детях с ОВЗ качества саморазвивающейся личности, способной определить приоритеты и выбрать перспективу своей социализации. От воспитателя требуется владение необходимым объемом нужной информации, методами и формами достижения поставленных задач. Большое значение имеет координация усилий со всевозможными процессами в ОУ (педагогический коллектив, узкие специалисты, спортивные секции, кружки, родные, близкие и т. д.) и социуме. Необходим мониторинг течения процесса воспитания, коррекция знаний, умений и навыков, способствующих успешной социализации детей с ОВЗ. Легко убедить детей, что успех – это цель жизни каждого. Труднее выработать у них установку приоритетного саморазвития на успех, устойчивой потребности регулирования развития своей личности. Любой ребенок, имеющий тяжелые нарушения речи, задержку психического развития, нервно-психические расстройства, комплексные нарушения, не должен быть социальным инвалидом и потенциальным балластом для окружающих, своей семьи, государства – он должен стать оптимально-развитой личностью, способной к адекватному вхождению в общественную среду на каждом этапе возрастного становления. Реализация данной стратегии становится возможной лишь при условии создания специального реабилитационного пространства, включающего в себя наличие комплексного подхода, квалифицированных кадров, владеющих специальными методиками и технологиями коррекционного обучения и воспитания.
Воспитание – творческий целенаправленный процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников по созданию коррекционно-развивающей среды, которая стимулирует деятельность детей к освоению социально-культурных ценностей общества и развитию механизмов продуктивной обработки информации, способствующих самоактуализации и социальной реабилитации личности. Воспитание – это процесс, т. е. постоянно меняющаяся, динамически развивающаяся система взаимодействия воспитателя и ребенка. Она меняется в зависимости и от личности педагога, и от личности воспитанника.
В нашем учреждении дети проводят большую часть времени, и воспитательная работа строится таким образом, чтобы школа-интернат была для детей родным домом, второй семьёй, в которой дают не только образование, но и создают условия для воспитания, развития и реализации личностных качеств. Воспитатель в коррекционной школе является организатором ситуаций, в которых раскрываются положительные черты детей, создает ситуацию успеха в результате самостоятельного поиска. Для этого в нашем ОУ создана коррекционно-развивающая среда.
Основными направлениями этой деятельности являются :
– система позитивно действующих факторов: оформление школы, кабинетов, жилых этажей, спален, столовой; включение и приобщение воспитанников к этой деятельности;
– разработка разновариантных моделей коррекционно-развивающих занятий, бесед, экскурсий и создание из них методической базы, которой может воспользоваться любой педагог;
– организация досуговой деятельности, ориентированной на коррекцию недостатков развития и формирование механизмов компенсации;
– включение ребенка в разнообразные виды деятельности, опора на сохранные стороны, вовлечение различных анализаторов, разных сторон личности.
Структура организации воспитательного процесса
Воспитательная работа и внеурочная деятельность
Направления Цель Средства реализации
Духовно-нравственное
Гражданско-патриотическое воспитание
Трудовое воспитание
Здоровый и безопасный образ жизни
Экологическое воспитание
Художественно-эстетическое воспитание Социально-педагогическая деятельность
Развитие ученического самоуправления Ориентация на общечеловеческие ценности
Традиции школы-интерната
Кружковая деятельность
Коллективные творческие дела
Трудовые операции
Декады профилактики
Мероприятия на различных уровнях
Изучение личности воспитанника; коррекция и развитие
Результат:
Положительная мотивация к здоровому образу жизни
Воспитание нравственных качеств личности
Стремление к познанию
Активная социальная позиция
Получение и умение реализовать на практике жизненных навыков
Работа педагогического коллектива направлена на коррекцию личности каждого воспитанника, развитие его творческих способностей, интереса, фантазии; умение проявить себя во всех творческих и трудовых делах коллектива.
Большое внимание уделяется привитию детям навыков самообслуживания, которое включает в себя личную гигиену, дежурство в спальных комнатах, комнате отдыха, классах, столовой, по школе и т. д. Ребята с раннего возраста приобретают санитарно-гигиенические и бытовые умения и навыки. Особое внимание уделяется выработке у воспитанников техники безопасного поведения в любых жизненных ситуациях
(ведутся журналы по ТБ).
На выбор детей в школе-интернате действуют 12 кружков. Дополнительным образованием в школе-интернате охвачено 100% воспитанников.
Деятельность творческих объединений ведется по следующим направлениям:
художественно-эстетическое, физкультурно-спортивное, социально-педагогическое.
С целью социальной адаптации воспитанников, развития их творческого потенциала, посредством участия в мероприятиях на различных уровнях, расширен социум взаимодействия с различными учреждениями и организациями.
С учётом специфики учащихся нашей школы (коррекционное учреждение VIII вида, акцент делается на достижении осознанности ребёнком уникальности каждого человека, и, соответственно, самого себя (формирование индивидуальности, самоутверждение через деятельность) в сочетании с усвоением принципов коллективизма, ощущением своей принадлежности к сообществу (коммуникативные способности, интеграция в социум). Здесь успешным воспитательным элементом становится школьное coyправление. Его цель: интеграция ребёнка в социокультурную среду через участие в общественной жизни школы; приобщение личности к общечеловеческим ценностям.
Системный подход, лежащий в основе образовательной деятельности предполагает создание единого педагогического пространства, интегрирующего все его элементы: учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную полезную деятельность.
С целью формирования у выпускников ключевых компетентностей для успешной интеграции в современное общество необходимо:
1) формировать гуманистическое отношение к окружающему миру, приобщать к общечеловеческим ценностям;
2) формировать самосознание, потребность к саморазвитию, способность адаптироваться в современных условиях, навыки социально приемлемых и значимых ориентиров своего поведения;
3) предоставить возможность реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами;
4) сохранять физическое и психическое здоровье воспитанников, развивать желания,
способности и умения поддерживать в порядке свой организм, осознание ими здоровья как одной из главных жизненных ценностей;
5) стимулировать реально ориентированное отношение обучающихся к выбору профессиональной деятельности в соответствии с личными возможностями и с современными социально-экономическими условиями;
6) совершенствовать условия для повышения профессиональной компетентности педагога.
Педагогические и организационные условия формирования у воспитанников с интеллектуальной недостаточностью готовности к самостоятельной жизни.
1. Успешность независимого жизнеустройства характеризуется следующими параметрами:
- профессиональное самоопределение;
- стабильная трудовая занятость;
- создание семьи;
- продуктивность разнообразных контактов в социуме;
- соответствие морально-правовым нормам и требованиям общества.
2. Возможность успешного независимого жизнеустройства определяется готовностью к самостоятельной жизни, формирующейся в процессе взросления.
3. Основными показателями готовности к самостоятельной жизни являются:
- реальный и конкретный характер жизненных планов;
- адекватное профессиональное самоопределение;
- готовность и умение устанавливать продуктивные социальные контакты
для получения помощи;
- социально-нормативное поведение;
- умение использовать личный опыт в изменяющихся условиях.
4. Сложившаяся практика обучения и воспитания детей-сирот с
интеллектуальными проблемами, знания и умения, получаемые ими в школе,
не обеспечивают в должной мере их подготовку к самостоятельной жизни.
5. Неготовность учащихся старших классов школы-интерната VIII вида к самостоятельной жизни проявляется в следующем:
- размытость жизненной перспективы;
- иждивенчество как личностная характеристика;
- социально-бытовая некомпетентность;
- деформация потребности в общении и несформированность средств ее удовлетворения.
6. Преодоление неготовности к самостоятельной жизни умственно
отсталых воспитанников возможно в ходе целенаправленной педагогической
работы в следующих направлениях:
- становление жизненной перспективы;
- формирование положительного отношения к труду;
- обеспечение продуктивности социальных контактов.
Что дает человеку знание самого себя?
1. Объективно оценить себя, свои возможности и способности. Исходя из этого, определить цели жизни.
2. Не допускать ошибок, разочарований, необоснованных претензий, крушения жизненных планов.
3. Определить свое призвание, безошибочно выбрать профессию.
4. Не претендовать на особое внимание к себе со стороны окружающих; скромность и достоинство - показатели объективной самооценки.
5. Искать причины неприятности в себе, а не в других.
Пути самопознания:
1. Судите о себе по делам. Успех в работе - это показатель ваших достоинств, неудачи - характеризуют ваши слабости и недостатки.
2. Сравнивайте себя с другими, но не с теми, кто хуже, а с теми, кто лучше вас.
3. Прислушайтесь к критике в свой адрес:
•если критикует один - задумайтесь,
• если два - проанализируйте свое поведение,
• если три - переделывайте себя.
4. Сравнивайте свое мнение с мнением о вас со стороны. Относитесь к себе требовательнее, чем к другим. Враг ваших недостатков - ваш друг.
Правила, способствующие самовоспитанию.
Пять «надо» :
1. Всегда помогать родителям.
2. Выполнять требования учителей учиться добросовестно.
3. Быть честным.
4. Подчинять личные интересы коллективным.
5. Всегда и всюду проявлять добросовестность.
Пять «можно» :
1. Веселиться и играть, когда работа сделана на “отлично”.
2. Забывать обиды, но помнить, кого и за что ты обидел сам.
3. Не унывать при неудачах; если упорен, все равно получится!
4. Учиться у других, если они лучше тебя трудятся.
5. Спрашивать, если не знаешь, просить помочь, если не справляешься сам.
Это нужно тебе самому!
1. Быть честным! Сила человека в правде, слабость его - ложь.
2. Быть трудолюбивым! Не бояться неудач в новом деле. Кто упорен, тот из неудач создаст успех, из поражений выкует победу.
3. Быть чутким и заботливым! Помни, к тебе будут хорошо относиться, если ты к другим хорошо относишься.
4. Быть здоровым и чистоплотным! Занимайся утренней гимнастикой, закаляйся, мойся до пояса холодной водой каждый день, следи за чистотой рук, час в день выделяй на прогулки и еще час отдай труду или спорту.
5. Быть внимательным, тренировать внимание! Хорошее внимание оберегает от ошибок в учении и неудач в игре, труде, спорте.
Этого делать нельзя!
1. Учиться без старания, лениво и безответственно.
2. Грубить и драться со сверстниками, обижать младших.
3. Терпеть у себя недостатки, иначе они тебя самого уничтожат. Будь сильней своих слабостей.
4. Проходить мимо, когда рядом обижают малыша, издеваются над товарищем, нагло лгут в глаза честным людям.
5. Критиковать других, если сам страдаешь подобным же недостатком.
Пять «хорошо» :
1. Уметь владеть собой (не теряться, не трусить, не выходить из себя по пустякам)
2. Планировать каждый свой день.
3. Оценивать свои поступки.
4. Сначала думать, а потом делать.
5. Браться вначале за самые трудные дела.