Елена Грибова
«Современный теневой театр в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитательно-образовательный процесс в дошкольной организации в рамках введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования претерпел значительные изменения. Реализация Программы должна производиться в формах, специфических для детей, прежде всего «…в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка…»
Публикация «„Современный теневой театр в ДОУ“» размещена в разделах
Важнейшими из задач являются овладение элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме на основе первичных ценностно-моральных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо», а также развитие эмоционально-ценностного восприятия произведений искусства [1].
Организация театрализованной деятельности в ДОУ очень актуальна в настоящее время, так как позволяет развивать у детей дошкольного возраста не только художественные способности, творческий потенциал, но и помогают адаптации в обществе, освоению мира человеческих чувств, коммуникативных навыков, моральных ценностей нашего общества. Через театрально-игровое творчество у ребенка развивается артистизм, речевая активность, эмоциональная отзывчивость и интеллектальность.
Театр – это прекрасное средство преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театрализованная деятельность позволяет формировать личность ребенка благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей всегда имеют нравственную направленность – герои добрые, смелые, умеют дружить и находить выход из любых ситуаций. Мир театра – это необыкновенная страна фантазий, игра вымысла и реальности, звуков, музыки и света. Сказка близка и понятна детям, а отражение своего мироощущения ребенок может найти в театрализованной деятельности.
Театр – одно из величайших искусств человечества, соединяющий в себе другие виды искусства – литературу, музыку, хореографию, вокал, изобразительное искусство. В своей работе мы используем различные виды театров : пальчиковые, настольные, плоскостные, бибабо и др. Но особый интерес у детей вызывает теневой театр,который основан на использовании плоских кукол, которых помещают между источником света и экраном [3].
Согласно истории, театр теней как искусство зародился в Древнем Китае в 200 году до нашей эры, в эпоху династии Хань. Далее театр теней появился в Индии, Турции, прошел по всей Азии, с войсками Чингиз-Хана добрался до Европы, дошел до Санкт-Петербурга и Москвы. Спектакли теневого театра в древности, как правило, проходили ночью, прямо на улице при свете масляной лампы и куклы одного спектакля могли насчитывать до 1000 фигур, не считая декораций. Куклы для таких спектаклей делались из шкур высотой 30 сантиметров, вырезали на ней узоры и раскрашивали. Фигурки делались подвижные из соединенных между собою частей. Находящийся за экраном человек управлял куклой с помощью специальных длинных прутьев – бамбуковых, стальных или деревянных.
Наиболее распространенным сюжетом для спектаклей был исторический эпос. В Индии спектакли театра теней чаще были ориентированы на религиозную тематику, а в Турции – на комедийную. В России теневой театр появился на рубеже 17-18 веков во времена правления Анны Иоанновны в рамках школьных театров в духовных семинариях и академиях. Самый известный Театр теней сейчас – Яванский, Вайанг-Кули: куклы для него до сих пор делают из шкуры буйвола. На западе театр теней считается одним из самых изящных и элитарных искусств, в Европе даже проводятся специальные фестивали[2].
Детский теневой театр является не просто разновидностью игры для ребенка – это дополнительный способ его развития. Игры с тенью стимулируют фантазию ребенка, развивают его воображение. В ДОУ данные развлечения часто применяются в качестве упражнений для развития моторики и речевой культуры ребенка.
Для создания теневого театра в группе ДОУ необходимо:
- экран;
- источник света;
- куклы-силуэты на палочках - герои произведения и элементы обстановки (дома, деревья, облака и т. д.);
- музыкальные композиции.
Экран может быть небольшим для постановок с использованием картонных силуэтов героев спектакля. Если сами дети выступают в роли актеров, то экран должен быть не менее роста детей. Минимализм реквизита и декораций. Для каждой сцены достаточно двух-трех характерных деталей, чтобы обозначить место действия.
Один из вариантов теневого театра – показ на экране силуэтов различных животных с помощью рук. Самое трудное – не только сделать фигурку с помощью пальцев, но и суметь правильно отразить тень на экране, а также производить движения пальцами, чтобы заставить фигурку двигаться и разговаривать.
В настоящее время во всех ДОУ используется мультимедийное оборудование, что позволяет поднять театрализованные игры на новую высоту. На экране можно поставить цветную картинку для создания сцены в постановке, быстро поменять ее на следующую, выбрать определенную цветовую гамму. Использование компьютера значительно расширяет круг художественных произведений для театра, так как создание большого количества предметов для театрализованной деятельности занимает много времени, место для хранения атрибутов в группах, как правило, ограничено.
На фотографиях представлен мастер-класс для педагогов ДОУ по проведению теневого театра – сказка «Три поросенка». Силуэты персонажей сказки вырезаны из картона, покрашены в черный цвет и закреплены на деревянных палочках.
Литература:
1. Интернет-источник: минобрнауки. рф ФГОС ДО.
2. Интернет-источник: studio-molino.ru О теневом театре.
3. Интернет-источник: www/mir-teatra.org Театр теней.