Любовь Кирилова
«Современные воспитательные технологии» (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание коррекционной педагогической работы с детьми, отстающими в развитии, охватывает широкий спектр всего того, что необходимо для социальной адаптации. При этом приходится учитывать возможности умственно отсталого индивида и соответствие ему предлагаемых нагрузок. Очень важно как можно раньше начинать коррекционное воспитание и обучение ребенка с особыми образовательными потребностями, определить продолжительность этой работы, место применения образовательных технологий. Я активно применяю в своей работе игровую технологию. Игровая технология является одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать процесс познания увлекательным и интересным. Иградля детей – это способ познания мира и своего места в нём, поэтому она необходима для развития личности. Моим детям очень полюбились сюжетно-ролевые игры. Они воздействуют в первую очередь на эмоциональную сферу ребёнка, поэтому во многих случаях она является наиболее эффективным средством повышения речевой мотивации, развитию коммуникативных возможностей, отработки необходимых умений и навыков. Мною разработаны и успешно применяются ролевые игры по темам:
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Образовательные технологии в ДОУ
- Опыт работы, практика
- Темочки
• «Школа светофорных наук»
• «Приём гостей»
• «Культура поведения»
Привлечение учащихся к игре позволяет достичь эффекта раскрепощения, умения принимать решения, общаться.
На улице на прогулке я провожу с детьми подвижные игры («Ручей», «Вызов номеров», «Караси и щуки»). В процессе игр дети обучаются выполнению быстрых коллективных действий, воспитывается внимание, развивается быстрота и ловкость.
На самоподготовке детям трудно сосредоточиться, они быстро утомляются, отвлекаются и перестают воспринимать предлагаемый учебный материал. Чтобы удержать интерес ребёнка, сконцентрировать его внимание, я провожу дидактические игры. Они способствуют улучшению речи, мыслительных операций, памяти, произвольного внимания. Поскольку все игры самостоятельны и имеют свои учебные задачи, их можно включать в любое занятие и постоянно пополнять. Ценность этих дидактических игр заключается в том, что они могут использоваться и в кабинете и в работе воспитателей в группах. Таким образом, они сделают содержательнее не только процесс обучения, но и досуг.
Речевые навыки лучше развивать в свободном общении с ребёнком, в творческих играх. Дети, увлечённые замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. Например:
• «Отгадай предмет по названию его частей»(кузов, кабина, колесо, руль)
• «Отгадай, что это» (растут на грядке, в огороде, используются в пищу)
• «Назови лишнее слово»
Пользуюсь в своей работе объяснительно-иллюстративной технологией, которую применяю в основном на самоподготовке. Например, при изучении правил дорожного движения я использовала учебный мультфильм «Азбука безопасности на дорогах», где детям был представлен материал доступной и увлекательной форме. При проведении устного счёта использую яркую наглядность. Результатом применения этой технологии является облегчение понимания сложных заданий.
Каждый воспитатель нашей школы использует в своей работе здоровьесберегающие технологии. Здоровьесберегающие технологии предполагают :
• системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся;
• создание благоприятного психологического климата на уроке и во внеурочной деятельности;
• охрану здоровья и пропаганду здорового образа жизни.
Ежедневно с детьми проводится утренняя зарядка, которая является одним из важнейших компонентов двигательного режима детей. Она направлена на оздоровление, укрепление организма, закрепление двигательных навыков. Зарядку проводим в форме тематического занятия, с элементами дыхательной гимнастики. Эти занятия отличают интересное содержание, радостная атмосфера, положительные детские эмоции и образная речь взрослого.
• Комплекс «Домашние животные включает в себя следующие упражнения: «корова мычит», «ласковая кошка», «ленивый поросёнок».
• Комплекс «Мы – помощники» включают следующие упражнения: «колем дрова», «полоскаем бельё» и т. д.
На самоподготовках дети знакомятся с приёмами релаксации – упражнениями на попеременное напряжение и расслабление различных групп мышц, например, упражнение "Олени" (поднять руки вверх, изображая рога, напрячь, а потом «бросить», «Тяжелоатлеты». С детьми проводятся дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз.
На занятиях детям нравится раскладывать пасьянс из "Азбуки эмоций", играть в такие игры, как "Телефон эмоций" (по принципу традиционной игры "Испорченный телефон" дети передают друг другу эмоции с помощью мимики и жестов, "Корзинка добрых слов" (необходимо вспомнить как можно больше добрых слов и собрать их в корзинку, которую дети передают друг другу по кругу, "Мешок хороших качеств" (дети заполняют мешочек хорошими качествами человека, "Мне нравится, что ты…" (дети передают друг другу мяч, продолжая фразу: "Мне нравится, что ты…", "Спасибо тебе", "Путаница" (дети закрывают глаза, поднимают правую руку и берут руку товарища; потом поднимают левую руку и берут руку другого человека; после этого они открывают глаза; теперь их задача – распутать получившуюся путаницу).
Сочетание разнообразных методов и приёмов здоровьесбережения, регулярное их использование в практике позволит нам сохранить здоровье наших детей, научат их заботиться о себе.
Какие бы технологии не использовали воспитатели в своей деятельности, если они не будут прислушиваться к тому, что говорят их воспитанники, что они чувствуют, то удачного тандема не будет. Что же советуют наши дети нам, взрослым?
Советы взрослым от детей:
• Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став “плаксой” и “нытиком”.
• Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.
• Не требуйте от меня немедленных объяснений, зачем я сделал то или иное. Я иногда и сам не знаю, почему поступаю так, а не иначе.
• Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца.
• Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.
• Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить — это поколеблет мою веру в вас.
• Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, то я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.
• Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, открыв, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.
• Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я, как и вы, учусь на собственном опыте.
• Не забывайте, я люблю экспериментировать. Таким образом, я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.
• Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо большее внимание на ваше замечание, если вы скажете мне все спокойно с глазу на глаз.
• Мне важно знать от вас что правильно, а что нет. Но более всего мне важно увидеть в ваших поступках подтверждение того, понимаете ли вы сами что правильно, а что нет.