Кошелева Ольга
Консультация для педагогов «Современные технологии в работе с детьми-аутистами»
▼ Скачать + Заказать документы
«Современные технологии в работе с детьми-аутистами»
На сегодняшний день существует огромное количество нарушений развития. Среди них актуальной является детский аутизм. Существует множество методик по работе с аутичными детьми.
Публикация «Консультация для педагогов „Современные технологии в работе с детьми-аутистами“» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Аутизм. Консультации для родителей детей с РАС
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Так, метод выбора A.S.Kaufman – предусматривает работу с ребенком один на один в течение всего дня.
В работе с детьми – аутистами в нашем учреждении применяется групповая терапия – аутичные дети обучаются вместе с нормально развитыми детьми. Основная идея – соответствие групповой норме и имитация выбранной модели поведения. Главный принцип – формирование у ребенка «ритма жизни» методом слияния с групповыми процессами. Предполагает поддержку ребенка группой, улучшение физического развития и навыков самообслуживания, нормализация интеллектуального развития.
Известный психолог, Е. А. Явтушенко, предлагает терапию игрой, т. е. игровую технологию. Важный момент, который необходимо учитывать при использовании игр – это их последовательность:
- стереотипная игра – игра, цель и содержание которой часто непонятны окружающим, играет в неё лишь сам ребенок, прослеживается повторяемость, неизменность и продолжительность ( например: игра в животных).
- сенсорная игра – игры, в процессе которых ребенку предоставляются новые чувственные ощущения: зрительные, тактильные, слуховые и др (игры с крупами, мыльными пузырями, водой, красками).
- терапевтическая игра – помощь ребенку достичь состояния психического равновесия, т. е. имеется я виду психотерапия. При проведении терапевтической игры становится возможным снять психической напряжение, научиться контролировать эмоции (игры с ватой, коробками, кубиками, подушками).
- психодрама – способ борьбы со страхами ребенка.
Многие ученые считают, что эффективными являются такие методы как:
- арт-терапия (эстетотерапия) – музыкальная, танцевальная, креативная, театральная терапия.
- пет-терапия – лечение с помощью животных: дельфинотерапия, иппотерапия (верховая езда).
- концепция ТЕАССН (Поддержка и обучение аутичных и отстающих в развитии детей) – следует направлять усилия не на адаптацию ребенка к миру, а на создание условий для его личного развития, изъяв, при этом, все возможные раздражающие факторы. Побуждения к действию или нажим крайне недопустимы. Эти усилия должны быть направлены на развитие невербальных форм коммуникации, на формирование простых бытовых навыков. Эта технология развивалась в США, а в настоящее время используется в Дании, Бельгии и государственных учреждениях нашей страны.
- поведенческая терапия (АВА- терапия) – специалист не пытается давать инициативу ребенку, а, наоборот, достаточно жестко управляет его деятельностью. Цель – дать ребенку возможность и средства для осваивания
окружающего мира самостоятельно, т. е. создание внешних условий, формирующих желаемое поведение.
- методика комплексной медико-психолого-педагогической коррекции К. С. Лебединской и О. С. Никольской – усилия направляются на коррекцию эмоциональной сферы. Метод эффективен при работе с легкими формами РАС.
Некоторым детям больше подходят интерактивные программы. Благодаря программам для приставок дети могут научиться базовым навыкам, а также объяснить, чем они хотят заниматься. Для этого им достаточно прикоснуться к экрану. Применение таких программ уменьшает истерики, агрессию и улучшает поведение.
Не нужно забывать, что очень важным моментом является и работа с родителями. Чаще всего семью ребенка тревожат следующие особенности поведения:
- стремление уйти от общения;
- ограничение контактов даже с близкими;
- неспособность играть с другими детьми;
- отсутствие активного, живого интереса к окружающему миру;
- стереотипность поведения;
- страхи, агрессия, самоагрессия.
Поэтому важно просвещение родителей. Родителям детей с РАС рекомендовано использовать холдинг-терапию (удерживающую терапию) – почти насильственное образование физической связи между матерью и ребенком. Отсутствие связи считается центральным нарушением при аутизме.
Подводя итог всему вышесказанному необходимо отметить, что дети – аутисты нуждаются в поддержке окружающих: педагогов, семьи, врачей, психологов и т. д. На современном этапе развития нашего общества, главной задачей является принятие детей РАС, их социализация, социальная адаптация, и их умение взаимодействовать с окружающим миром.
А всю проводимую работу с этими детьми принято называть технологией сопровождения.