Татьяна Башлаева
Современные технологии в работе музыкального руководителя по развитию танцевально-ритмического творчества у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1:
«Самое лучшее, что есть в жизни – это свободное движение под музыку»
А. И. Буренина.
Тема моего выступления: «Современные технологии в работе музыкального руководителя с детьми дошкольного возраста по развитию танцевально – ритмического творчества»
Слайд 2:
Публикация «Современные технологии в работе музыкального руководителя по развитию танцевально-ритмического творчества у дошкольников» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
Одной из ведущих характеристик современного дошкольного образования является «расширение поля инновационных преобразований». Об этом свидетельствует увеличение количества детских садов, внедряющих современные программы и технологии. Этот процесс успешно идет и в нашем дошкольном образовательном учреждении.
Слайд 3:
Меняется мир – меняются и дети. Современный ребенок требует иных путей передачи знаний. Процесс обучения наиболее эффективен в том случае, если ребенок при этом внимателен и активен, а не тогда, когда его заваливают пустой и не интересной для него информацией. Самый лучший опыт для ребенка тот, который по своей природе доставляет ему радость.
Слайд 4:
Образование может быть продуктивным, если в его содержание будут заложены потребности современных детей, а процесс обучения и воспитания будет осуществляться с учетом их интересов, особенностей, потенциала и возможностей. Для этого я разрабатываю и использую в своей профессиональной деятельности инновационные технологии воспитания и обучения, опираясь на особенности современных детей. Создаю такие условия, в которых ребенок будет развиваться музыкально и физически, будет развивать воображение и творческие способности, проявлять познавательную инициативу, удовлетворить свою потребность к самореализации.
Слайд 5:
В художественно – эстетическом воспитании детей, огромное значение я отвожу развитию танцевального и музыкально – ритмического творчества. Для реализации современных программ и технологий в работе с детьми дошкольного возраста в этом направлении, мною был организован бесплатный кружок хореографической ритмопластики «Грация», который на протяжении многих лет успешно функционирует в нашем дошкольном отделении.
Слайд 6:
Целью организации этого кружка помимо основных задач, является определение эффективности современных педагогических технологий в процессе развития танцевальной и музыкально – ритмической деятельности, с последующим внедрением наиболее полезных технологий в основной образовательный процесс.
Слайд 7:
Музыка и движение помогают воспитывать детей, дают возможность познать мир. Через музыку и движение у ребенка развивается не только музыкальный и художественный вкус, творческое воображение, чувство ритма, но и любовь к жизни, человеку, природе, формируется внутренний духовный мир ребенка. Не стоит забывать о том, что любая деятельность, имеющая в своей основе гармоничное сочетание музыки и движения, будет способствовать сохранению и укреплению здоровья детей.
Слайд 8:
Музыкально-ритмические и танцевальные движения выполняют функцию психической и соматической релаксации, восстанавливают энергию человека и его самоощущение, как индивидуальности. Именно музыка и движение формируют у ребенка свободу в творческом мышлении, дают возможность импровизировать, отдавая взамен ребенку эмоциональные реакции – радость, удовольствие от осуществляемого процесса.
Слайд 9:
Итак, рассмотрим основные инновационные программы и технологии, которые я успешно внедряю в образовательный процесс работы с детьми кружка хореографической ритмопластики.
Игроритмика – это игровая, танцевальная технология работы с детьми. Так как в ее основе лежит игра, то эта технология автоматически становится любимым видом детской деятельности. Игроритмика считается наиболее доступной по своей технике исполнения, благодаря совмещению легких элементов танца с простыми общеразвивающими упражнениями. В совокупности с музыкальным сопровождением достигается не только эмоциональность, но и выполнением детьми сюжетных композиций, которые соответствуют возрастным особенностям дошкольников.
Слайд 10:
Игроритмика является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей детей, позволяющих свободно, красиво и координационно правильно выполнять движения под музыку соответственно ее характеру, ритму, темпу. Игроритмика развивает - ловкость, гибкость, пластичность, красоту и точность движений.
Слайд 11:
Введение игровых ситуаций создаёт на занятиях непринуждённую атмосферу, облегчает процесс запоминания, освоения и выполнения упражнений, повышает эмоциональный настрой, а также способствует развитию мышления воображения и творческих способностей детей.
Слайд 12:
В настоящее время я активно применяю в танцевальной и музыкально – ритмической деятельности такой инновационную технологию, как эвритмия. Это одно из направлений вальдорфской педагогики. В переводе с греческого слово «эвритмия» означает «прекрасное движение». В вальдорфской педагогике эвритмия позиционируется, как отдельный вид искусства. Автором концепции является Рудольф Штайнер.
Слайд 13:
Эвритмия - искусство движения, основанное на закономерностях речи и музыки, и являющееся одним из способов выражения музыкального движения в пространстве. Эвритмия развивает музыкальные и творческие способности детей, эмоциональную сферу, нравственно-коммуникативные качества, психический потенциал дошкольников, который благотворно влияет на культуру движения детей.
Слайд 14:
Эвритмия – это целая система, которая имеет огромное количество направлений. Я, как педагог дошкольного образования, остановилась на самой простой и доступной для детей дошкольного возраста - речевой эвритмии.
Речевая Эвритмия - это некий синтез речи и движения. Это не пение и не танцы, а выражение смысла слов не только путем их проговаривания, но и с помощью движений. По словам самого Штайнера, эвритмия — это жест и звук слитые воедино. Педагоги, работающие по вальдорфской системе, считают, что эвритмия способствует развитию ассоциативного мышления, слухового восприятия и скорости реакции мозга на осуществляемое действие, и я полностью разделяю их мнение.
Слайд 15:
Еще одна из инновационных современных технологий, которую я использую в работе с детьми – это Теневая хореография. Теневая хореография – это маленькое чудо для детей. Это игра, это сказка, это перевоплощение, это наивысшая степень развития творчества у детей.
Теневая хореография, это не только танец, исполненный за ширмой на фоне световых прожекторов. Это возможность максимально развить - фантазию, мышление, воображение, творческую активность, память, слуховое внимание, музыкальность, гибкость, пластичность. Теневая хореография благоприятно влияет на раскрепощение робких и застенчивых детей, на их эмоциональную сферу, помогает им раскрыться в полную силу своих возможностей, потому что тяга и интерес к совершаемому действию, гораздо сильнее страхов, скованности и застенчивости.
Слайд 16:
В своей работе я использую теневую хореографию, как творческую игру, где перед детьми ставится определенная творческая задача – изобразить движением под музыку тот или иной образ (бабочка, балерина, птица, цветок и т. д). Дети, с огромным удовольствием, принимают участие в теневых играх. Такие игры расширяют кругозор детей, прививают любовь к искусству, развивают эстетику, музыкальный и художественный вкус.
Слайд 17:
Следует обратить особое внимание на содержание музыкального произведения, под который происходит перевоплощение ребенка в тот или иной художественный образ теневой хореографии. Музыка должна соответствовать характеру образа, должна быть понятной, простой и интересной для ребенка. Музыка подбирается исходя из эмоциональной окраски, темпа, ритма, оттенков предложенного образа творческой игры или танца за ширмой. Атмосфера тени и света развивает у детей воображение, внимание, создает настроение и является благоприятной средой для максимального развития творческих способностей.
Слайд 18:
В основе музыкального и танцевального искусства лежит ритм. Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки и движения. Формирование чувства ритма - важнейшая задача в моей профессиональной деятельности. Ритм в музыке – категория не только времяизмерительная, но и эмоционально-выразительная, образно-поэтическая, художественно-смысловая.
Слайд 19:
Огромное значение в своей работе я отвожу инновационным технологиям, средствами которых формируется чувства ритма. Восприятие ритма вызывает многообразие двигательных ощущений: сокращение языка, мышц, головы, пальцев ног и рук, гортани, грудной клетки. Поэтому упражнения на развитие чувства ритма, как нельзя лучше способствуют, помимо всего прочего, еще и оздоровлению детей. Ощутить, почувствовать ритм помогает сама музыка, которую слышит ребенок. Главные помощники в изучении ритма - слух и музыкальная память, физическое ощущение движения.
Слайд 20:
Для развития чувства ритма у детей дошкольного возраста я использую такую инновационную технологию, как «DRUMS ALIVE», в переводе с английского означает «Живые барабаны». Программа «Живые барабаны» появилась в Германии, основательницей которой является хореограф Керри Экинс. «Живые барабаны» - это имитация игры на барабане. Барабанами служат большие мячи – фитболы и барабанные палочки. Вся прелесть такой технологии – в простоте, универсальности и доступности: освоить эту технологию могут все дети, независимо от физической подготовки.
Слайд 21:
За рубежом «Живые барабаны» – это целая научно обоснованная программа, в которой применяются концепции фитнесса, игры на барабанах, музыки и образования, предназначенные для улучшения физического и психического здоровья детей и подростков, путем вовлечения их в данное направление с раннего дошкольного детства. А так же эта технология отлично развивает чувства ритма у детей. Дети, с радостью принимают участие в ритмических и танцевальных играх на живых барабанах, тем самым развивая чувство ритма и свои творческие способности.
Слайд 22:
Важным педагогическим условием, обеспечивающим успех внедрения современных инновационных программ и технологий в работу с детьми, является организация развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении. Творческая развивающая среда должна характеризоваться разнообразным и богатым предметным наполнением для наиболее эффективного развития детей. Помимо традиционных предметов развивающей среды, я использую в работе с детьми нестандартное оборудование для танцевально- ритмического развития каждого ребенка.
Слайд 23:
Нестандартное оборудование делает, танцевальную и музыкально – ритмическую деятельность, более эффективной. Чем ярче и необычнее предметное наполнение, с которым ребенок взаимодействует, тем быстрее и легче запоминается новый материал, новые знания.
Используя нестандартные атрибуты, процесс овладения новыми знаниями и само выступление становится более увлекательным, ярким, интересным, как для детей, так и для зрителей. Главным условием использования в работе нестандартного оборудование – является безопасность. Поэтому для создания нестандартной развивающей среды я использую мягкие, вязанные, тканевые и поролоновые материалы.
Слайд 24:
Итак, использование современных педагогических технологий в своей профессиональной деятельности, постоянно обогащает педагогический опыт музыкального руководителя, помогает ориентироваться в многообразии интегрированных подходов к развитию ребенка и тесному сотрудничеству с ним. Инновационные формы работы с детьми являются эффективным средством развития музыкальных, танцевальных, творческих способностей, а так же обеспечивают всестороннее развитие личности ребенка, благодаря тесной взаимосвязи музыки, движения, речи. Из всего сказанного можно сделать вывод, что использование современных инновационных технологий в работе с детьми, несомненно, дают положительный результат в развитии детей, и являются альтернативной заменой малоэффективным методам обучения детей дошкольного возраста.
Слайд 25:
Спасибо за внимание!