Ирина Еремеева
Современные технологии в патриотическом воспитании дошкольников
▼ Скачать +Заказ
Доклад
Тема: «Современные технологии в патриотическом воспитании дошкольников»
Выполнил: музыкальный руководитель
МБДОУ «Детский сад «Зернышко» села
села Репное» Балашовского района
Саратовской области
Еремеева И. В.
2021г.
«Современные технологии в патриотическом воспитании дошкольников».
«Утратив патриотизм, связанные с ним
национальную гордость и достоинство,
мы потеряем себя как народ,способный
на великие свершения».
Публикация «Современные технологии в патриотическом воспитании дошкольников» размещена в разделах
В. В. Путин
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – приоритетное направление современной образовательной политики.
Чувство патриотизма по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны. Быть патриотом - значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества.
Чувство патриотизма … Доступно ли оно маленьким детям? Исходя из многолетнего опыта работы нашего ДОУ по патриотическому воспитанию можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родным местам, родной природе, к своей Родине – для этого необходимы только благоприятные условия в детском саду и семье.
То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. В этом заключается государственный подход каждого педагога в деле патриотического воспитания подрастающего поколения.
Первостепенная задача патриотического воспитания дошкольников – воспитание любви к Родине. * Чувство Родины начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям: матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется, что вызывает отклик в его душе. * Оно начинается с накопления социального опыта жизни в своём селе, городе, усвоения принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
В нашем детском саду нравственно-патриотическому воспитанию уделяется большое внимание. В этом участвует весь коллектив, создавая атмосферу доброты и душевного комфорта. В тесном сотрудничестве с педагогами разработан целый комплекс мероприятий, способствующих воспитанию у старших дошкольников нравственно-патриотических чувств. Любовь к Родине начинается с любви к своей семье. С возрастом она становится также любовью к своему городу, своему селу, к родной природе, к своим землякам. Каждое село или город, большой или маленький имеют свою историю, с которой нужно и важно знакомить дошкольников. Это и является основой для формирования патриотических чувств у детей. Знакомство воспитанников нашего детского сада с историей родного села мы проводим в увлекательных интересных для детей формах – как традиционных (экскурсия, досуг и д. р., так и инновационных (например, квест….
Важную роль в патриотическом воспитании дошкольников играет искусство. Из всех видов искусства именно музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру переживаний, настроений. При планировании музыкального развития воспитанников я продумываю создание условий, использую разнообразные методы и приемы в музыкально - игровой деятельности, организую тесное взаимодействие педагогов, детей и родителей.
Целью патриотического воспитания детей в музыкальном развитии является: - Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей посредством музыкальной деятельности. - Создание предметно-развивающей среды, способствующей нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
Формы работы патриотического воспитания разнообразны :
- НОД; - детские проекты; - проведение патриотических праздников; - участие в конкурсах; - спортивные праздники; - Экскурсии; - театральные представления; - выставки детских работ…
Для воспитания юных патриотов в своей работе я использую различные технологии : игровые, информационные, проблемные, развивающего обучения, консультативные, визуальные, проектные, ИКТ. В работе с родителями использую разнообразные формы: семинары – практикумы, конкурсы, выставки.
Использование современных технологий в нравственно - патриотическом воспитании дошкольников создают необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, чувствующим свою причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающим свое Отечество.
Важнейшее воспитательное значение в воспитании патриотических чувств у дошкольников оказывает приобщение детей к русской народной культуре. Народная культура близка восприятию ребенка. Фольклор содержит образы, близкие жизненному опыту детей: яркие, привлекательные и в то же время доступные по технике исполнения. Народные игры, сказки, песни, хороводы знакомят ребят с образом жизни и обычаями нашего народа, позволяют им передавать чистоту и содержательность народного духа. Чтобы сформировать у детей уважение к традициям и обычаям, лежащими в основе русской национальной культуры, сделать образовательный процесс результативным и эффективным, я осуществила проект «Русская ложка». Познакомила детей с историей создания деревянных ложек, приемами игры на них, русскими мелодиями в исполнении профессиональных ансамблей ложкарей. Кульминацией проекта стала презентация ансамбля ложкарей на празднике «8 Марта». Приобщение к народному творчеству идет и через любовь к русским народным сказкам. С воспитанниками старшего возраста я подготовила музыкальные сказки «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба», с которыми юные артисты выступили и порадовали детей других возрастных групп. Воспитанию любви и уважения к Родине способствуют сезонные и народные праздники: «Капустные посиделки», «Пришли Святки – гуляют ребятки», «Как на Масленой недели мы частушки звонко пели», «Праздник русской березки», «За околицей» …
Но обращение только к народной культуре, воспитание детей исключительно на фольлорных традициях без ознакомления с авторским искусством неправомерно. Понятие «Русская культура» - это не только фольклор, но и музыка М. Глинки, Н. Римского - Корсакова, П. Чайковского, поэзия А. Пушкина, А. Фета, И. Никитина, живопиь В. Васнецова, И. Шишкина, И. Билибина. Поэтому в работе патриотического воспитания воспитанников, серьезное внимание уделяю использованию в жизни дошколят синтеза искусств.
Одной из интересных форм работы с дошкольниками являются встречи в «Музыкальной гостиной» - на них дети знакомятся с шедеврами музыкальной классики, народной и современной музыки. Много положительных эмоций у ребят вызывают такие удивительные произведения, как «Руслан и Людмила» М. Глинки, «Щелкунчик» и «Времена года» П. Чайковского, «Золушка» С. Прокофьева, «Богатырская симфония» А. Бородина и др. Воспитанники получают представление о том, что такие выдающиеся произведения созданы нашими соотечественниками, что их знают, любят и ценят во всём мире. Тем самым у детей формируется чувство гордости за свою страну, за её культуру и искусство.
С уважением относятся наши дошколята к символике России. Совместно с воспитателями и родителями были запланированы и проведены мероприятия: «Символы России», «Россия – любимая наша страна», «День России», в процессе которых дети узнали много нового о Гимне, флаге, гербе России, о народах, живущих в нашей великой стране.
Любимой темой детей в рамках патриотического воспитания является тема «Защитники Отечества». Героизм, мужество, готовность совершать подвиги во имя Родины – эти черты российского воина понятны старшим дошкольникам, вызывают у них уважение и желание быть такими же мужественными и смелыми. В рамках проекта «Есть такая профессия –Родину защищать» для воспитанников ДОУ были организованы презентации «Наша армия», «Современная боевая техника», конкурс «Солдатской песни», родители с детьми организовали выставку поделок «Наши танки быстры». Активно, с воодушевлением ребята участвовали в Российской акции «Собери посылку солдату» Такие мероприятия воспитывают гордость за нашу армию и её воинов, любовь к Родине.
Патриотическое воспитание подразумевает воспитание физически здоровой личности. Поэтому традицией стало проведение спортивных праздников и соревнований с участием родителей. Такие мероприятия развивают физические качества, прививают любовь к спорту, воспитывают чувство коллективизма и патриотизма.
Огромное значение в патриотическом воспитании дошкольников имеет их активное участие в современной истории России. Так, День Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг. вместе со всей страной празднуют и дети. Они с родителями участвуют во всенародной акции «Бессмертный полк» : с гордостью несут портреты своих прадедов, приобщаясь к священным страницам истории нашей страны и продолжая связь поколений.
Особое место в жизни детского сада занимает праздник «День Победы». Этот праздник близок и понятен дошкольникам, он развивает и укрепляет в детях чувство справедливости, помогает осознать свою национальную принадлежность, призывает любить Родину и близких. Красиво и трогательно происходит возложение цветов к Обелиску героев-земляков, погибших в годы ВОВ; ребята читают стихи о войне и подвиге российского народа.
В рамках акции «Птица мира» был реализован проект «Весна. Победа. Память». Для более полного восприятия детьми событий огненных лет проведены мероприятия с использованием презентаций «Памятники Великой Отечественной Войны», «9 мая – День Победы», «Помните!» На занятиях и на празднике дети слушали и пели песни военных лет, знакомились с картинами о войне «Оборона Севастополя» А. Дейнеки, «Победители» К. Антонова, затаив дыхание слушали голос знаменитого Юрия Левитана. В творческих работах они отразили свои представления о войне, праздновании Великой Победы. Родителями с детьми был оформлен стенд «Нет войне!». Дети опускали на воду венки из живых цветов в память о погибших воинах. С воодушевлением ребята приняли участие в Международной акции, посвященной 75-летию великой Победы «Сад памяти». Участие дошкольников в таких масштабных событиях имеет очень важное значение для формирования у них чувства патриотизма, воспитания «маленького гражданина своей страны».
Добрые и творческие отношения сложились у нас с родителями. Родители – наши замечательные союзники. Они желанные гости и участники праздников, развлечений, концертов. Семейные мероприятия – важное средство воспитания не только детей, но и взрослых. У нас есть родители, владеющие музыкальными инструментами и вообще любящих музыку.
Систематическая комплексная работа по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников позволила создать все условия для развития позитивной системы жизненных ценностей, активной гражданской позиции, патриотических чувств, эмоциональной отзывчивости на события в обществе, интереса к истории и культуре России.
Заключение:
Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных форм воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.