Юлия Фатеева
Современные технологии в ДОУ «Путешествие по реке времени. Путешествие по карте». Опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы
Современные образовательные технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию ФГОС.
Принципиально важной стороной этих технологий является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель- содействовать становлению ребенка как личности.
Слайд 2
К числу современных образовательных технологий можно отнести :
· здоровьесберегающие технологии (Закаливание, разные виды гимнастик, физминутки, подвижные игры, обучение зож);
Публикация «Современные технологии в ДОУ „Путешествие по реке времени, Путешествие по карте“, Опыт работы» размещена в разделах
· технологии проектной деятельности (разные виды проектов);
· технология исследовательской деятельности (опыты, эксперименты, коллекционирование, путешествие по карте, путешествие по реке времени);
· информационно-коммуникационные технологии (подбор иллюстраций, познавательного материала, оформление документации, отчетов, создание презентаций, дидактических игр);
· личностно-ориентированные технологии (обеспечение комфортных условий для развитие каждого ребенка);
· технология портфолио дошкольника и воспитателя (портфолио – копилка личных достижений как ребенка, так и воспитателя. Портфолио ребенка – сбор рисунков, поделок, грамот ребенка, фотографий, запись высказываний ребенка);
· игровая технология (использование дидактический игр, упражнений, подвижных игр в воспитательно-образовательном процессе);
. технология предметно-развивающей среды (правильное построение предметно-развивающей среды в группе позволяет организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей, направленную на его саморазвитие под наблюдением и при поддержке взрослого);
· технология «ТРИЗ» (Теория решения изобретательских задач);
. и др.
Более подробно хотелось бы остановиться на следующих технологиях.
Слайд 3
Технология исследовательской деятельности включает в себя такие технологии как путешествие по реке времени и путешествие по карте. На основе этих технологий построена работа моего кружка «Истоки». Автор этих технологий Надежда Александровна Короткова. В своей книге «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста» она подробно описывает их.
Эти технологии применяются со старшим дошкольным возрастом.
Слайд 4 «Путешествие по реке времени» позволяет познакомить детей в игровой форме с временными понятиями (настоящее, прошлое, будущее, история вещей, история родной страны, мира, помогает познакомиться с бытом, культурой русского народа и закрепить материал.
Каждое наше новое знакомство с предметами, традициями старины начинается с «путешествия по символической реке времени». «Река времени» - это «длинный бумажный лист…на котором полосой синего цвета (во всю длину) обозначена «река времени». Вдоль «реки времени» намечаются несколько «остановок», с… понятными детям названиями, например: «древность» — «старина» — «наше время»» (Н. А. Короткова «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста» М., Линка-Пресс, 2012, с. 178). Слайд 5. Для работы с таким панно набрано большое количество картинок, иллюстраций с предметами старины, древности, современности. В процессе знакомства с новым предметом, традицией, дети расставляют картинки по временным остановкам, сравнивают, анализируют, делают выводы. Слайд 6
И хотя Н. А. Короткова разработала эту технологию для детей старшего дошкольного возраста, но я начинаю использовать «путешествия» с детьми средней группы. Но для этого возраста использую только две остановки «старина» и «наше время». Детям понятны и интересны такие путешествия, а результат не заставляет себя ждать. Так как знакомство с бытом, культурой русского народа проходит благодаря «путешествиям» в игровой форме, то дети легко усваивают новый материал. А панно «Река времени» позволяет этот материал закреплять.
Кроме того, для работы с детьми я создала индивидуальные панно «Река времени». Это три кармашка, соединенные вместе, каждый из которых, так же, как и на большом панно, обозначает остановку во времени : «древность», «старина», «настоящее». Большое панно сложно разместить в группе в постоянное пользование, и оно используется только непосредственно для ННОД, а индивидуальные панно находятся в зоне доступа детей. И дети даже в самостоятельных играх его используют. Слайд 7
Слайд 8
«Путешествие по карте» позволяет знакомить детей с пространственными границами. С помощью «Путешествия по карте» решаются следующие задачи:
1. Развиваются у детей географические представления о земном шаре, океанах, материках через знакомство с глобусом и картой.
2. Дети знакомятся с различными природно-климатическими зонами, условиями жизни на Земле и разными видами ландшафта. (горы, леса, моря, океаны, пустыни)
3. Развиваются представления о странах и населяющих их народах разных рас и национальностей; особенностях их жизнедеятельности.
4. Новая информация представляется и закрепляется с помощью игры с картой и глобусом.
Слайд 9
Для «Путешествий по карте» в качестве постоянного материала в группе нужны глобус и большая физическая карта. Карта находится в постоянном доступе детей, они в любое время рассматривают ее, сами придумывают путешествия по карте, а также выполняют различные задания воспитателя, тем самым закрепляют новый материал.
Эту технологию я применяю в основном для «путешествий по родной стране». Для удобства я нашла в интернете такую же карту, как на стене. И применяю ее для презентаций на занятиях.
Мы уже познакомились с природными богатствами России. Путешествовали по рекам, озерам, горам России. Целый месяц посвятили путешествиям по заповедникам. В нашей группе прошел проект «Заповедники России». Вместе с детьми мы побывали в Великом Устюге у Деда Мороза.
Слайд 10
Надежда Александровна Короткова разработала алгоритм «Путешествия по карте». На основе которого я разрабатываю занятия.
1. Выбор пункта назначения.
2. Приглашение в путешествие.
3. Определение маршрута по глобусу или по карте.
4. Высказывание предположений о том, что и кто может встретиться в пути, в данной местности; что дети знают о пункте назначения.
5. Само путешествие. НОД.
6. Подведение итогов, проверка предположений, что нового узнали, закрепление материала.
Предлагаю на конкретном примере рассмотреть эту технологию.
Не так давно мы отпраздновали Новый год. К нам в гости приходил Дедушка Мороз. А кто-нибудь из вас бывал в гостях у Деда Мороза? Хотите побывать? А вы знаете, где Дед Мороз живет? (на севере, в Великом Устюге). Да, на севере. На берегу реки Сухоны стоит город северный, сказочный – Устюг Великий. В бору сосновом, где на колючих ветках звезды качаются, стоит терем, огнями цветными сверкает. слайд 11 Там и живет Дедушка Мороз. Давайте найдем на карте дом Деда Мороза. Слайд 12 А почему Дед Мороз поселился именно здесь? А где мы живем? Как вы думаете, Дед Мороз далеко от нас живет? Что мы встретим на своем пути? (леса дремучие, горы высокие, реки глубокие) На чем мы отправимся в гости к Деду Морозу?
Физминутка.
Видеофильм «В гостях у Деда Мороза».
Понравилось вам в гостях у Деда Мороза? Что именно понравилось?
Пора нам возвращаться домой. А чтобы нам вернуться домой, давайте дорогу от Деда Мороза до нашего дома выложим из снежинок. Слайд 13 Снежинки помогают детям в свободное время легко найти дом деда Мороза и наш городок на карте. Слайд 14
Вот так мы с детьми и путешествуем в этом году. Задания по карте даются детям и во время занятий и для самостоятельной деятельности. Например, найти на карте озера, горы, заповедники. Кто находит, тот может приклеить на карту флаг России или знак заповедника. Слайд 15.