Шмаргун Ульяна
Современные подходы взаимодействия детского сада и семьи по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
▼ Скачать
Отчёт «Современные подходы взаимодействия детского сада и семьи
по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников»
2 слайд
Детство современного ребёнка проходит в обстановке радикально меняющегося общества. Изменения затронули не только политические ин-ституты, они прошли через внутренний мир граждан.
Публикация «Современные подходы взаимодействия детского сада и семьи по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопо-мощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов под-держивать контакты друг с другом.
Взаимодействие детского сада и семьи будет эффективным, если реа-лизовать следующие психолого-педагогические условия:
- повысить педагогическую грамотность родителей;
- обеспечить взаимодействие детского сада и семьи, которое проявляется в активном участии родителей в образовательном процессе.
Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из ко-торых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения малень-кого человека в большой мир.
3 слайд
Сегодня, признав приоритет семейного воспитания перед обществен-ным, возложив ответственность за воспитание детей на родителей мы по-нимаем, что это требует и новых отношений семьи и дошкольного учре-ждения.
Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество», «взаимодействие».
Сотрудничество - это общение «на равных», где никому не принад-лежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Сотрудничество - это диалог, который постоянно обогащает всех партнеров, всех участников. Овладевать искусством вести диалог необхо-димо обеим сторонам: и родителям, и педагогам, и которым следует ис-кать позитивные способы и формы общения.
Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцеп-ции и с помощью общения.
Термин «взаимодействие» предполагает обмен мыслями, чувствами переживаниями, общение.
Результатом взаимодействия являются определенные взаимоотноше-ния, которые, являясь внутренней личностной основой взаимодействия, за-висят от отношений людей, от положения взаимодействующих. Если взаи-модействие осуществляется в условиях открытости обеих сторон, когда не ущемляется ничья свобода, оно служит проявлению истинных отношений.
Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопо-мощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов под-держивать контакты друг с другом.
4 слайд
Цель взаимодействия – установление партнерских отношений участ-ников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни детского сада.
Важной составляющей диалогических отношений является конгру-энтность – способность общающихся искренне выражать испытываемые ими чувства. При этом реализуется принцип позитивного безусловного принятия другого человека.
Взаимодействие предполагает также безоценочный стиль отношений. Недопустимость анализа личности родителя по степени его педагогической «грамотности-неграмотности», «активности-пассивности», «готовности-неготовности» к сотрудничеству.
Конфиденциальность (секретность, доверительность) предполагает готовность педагога терпимо относиться к тому, что члены семьи воспи-танников по разным причинам могут скрыть от него существенную ин-формацию.
Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста может осуществляться через:
• приобщение родителей к педагогическому процессу;
• расширении сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;
• пребывание родителей на занятиях в удобное для них время;
• создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;
• информационно-педагогические материалы;
• разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;
• объединение усилий педагога и родителя в совместной деятель-ности по воспитанию и развитию ребенка;
• проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чув-ства и эмоции;
• уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.
Следовательно, детский сад должен стать открытой образовательной системой, т. е. с одной стороны, сделать педагогический процесс более сво-бодным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагоги-ческого коллектива, а с другой, - вовлечь родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения.
5 слайд
Поэтому в основе новой философии взаимодействия семьи и до-школьного учреждения, лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятель-ность.
Признание приоритета семейного воспитания, требует и новых от-ношений семьи и дошкольного учреждения. Имея свои особые функции, они, однако не могут заменить друг друга, и установление контакта между ними необходимое условие успешного воспитания ребенка дошкольного возраста.
Детский сад в развитии ребенка играет важную роль: здесь он полу-чает свои первые знания, приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, учится организовывать собственную деятельность. Однако, насколько эффективно ребёнок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольников без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.
6 слайд
Познакомившись с реальным педагогическим процессом в группе, родители заимствуют наиболее удачные приемы педагога, обогащают со-держание домашнего воспитания.
Таким образом, взаимодействие воспитателей с родителями, это:
во-первых, положительный эмоциональный настрой педагогов и ро-дителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители должны быть уверены в том, что дошкольное учреждение не навредит, так как бу-дут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребен-ком. Педагоги, в свою очередь, уверены в поддержке родителей, которые с пониманием относятся к необходимости решения проблем в группе (от воспитательных до хозяйственных). А в самом большом выигрыше нахо-дятся дети, ради которых осуществляется это взаимодействие.
во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Поддерживая кон-такт с семьей, воспитатель узнает особенности, привычки своего воспитан-ника и учитывает их при работе.
Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и семьи предполагает совместные определения целей деятельности, планирование предстоящей работы, распределение сил и средств в соответствии с воз-можностями каждого участника, совместный контроль и оценку результа-тов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач и результатов.
В этой связи взаимодействие ДОУ и семьи предстает в виде струк-турного взаимодействия, которое направлено на развитие и социализацию детей, т. к. в юном возрасте важно, как общение со сверстниками в рамках воспитательного процесса в детском саду, так и здоровое семейное обще-ние.
7 слайд
Итак, отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада как внутрь, так и наружу. Остановимся на некоторых психо-лого-педагогических правилах такого взаимодействия.
Первое правило. При работе детского сада с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авто-ритета родителей. Нравоучительный, назидательный, категоричный тон нетерпим в работе воспитателя, так как он может быть источником обид, раздражения, неловкости. Потребность родителей посоветоваться после категорических «должны», «обязаны» исчезает. Единственно правильная норма взаимоотношений педагога и родителей - это взаимное уважение. Ценность таких отношений в том, что и у педагога, и у родителей разви-вают чувство собственной ответственности, требовательности, гражданско-го долга. Педагог в выборе форм и методов работы должны исходить из необходимости укреплять и повышать авторитет родителей в глазах детей.
Второе правило. Доверие к воспитательным возможностям родите-лей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспи-тании. Психологически родители готовы поддержать все требования, дела и начинания школы. Даже те родители, которые не имеют педагогической подготовки и высокого образования, с глубоким пониманием и ответ-ственностью относятся к воспитанию детей.
Третье правило. Педагогический такт, недопустимость неосторож-ного вмешательства в жизнь семьи. Педагог - лицо официальное, но, по роду своей деятельности нередко становится вольным или невольным сви-детелем отношений, скрывающихся от «чужих». Какой бы ни была семья, какими бы воспитателями ни были родители, хороший педагог должен быть всегда тактичным, доброжелательным. Все знания о семье он должен обращать на утверждение добра, помощи родителям в воспитании.
Четвертое правило. Жизнеутверждающий, современный настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества ребенка, на сильные стороны семейного воспитания, ориентация на успешное раз-витие личности. Формирование характера воспитанника не обходится без трудностей, противоречий и неожиданностей. При этом важно, если это воспринимается как проявление закономерностей развития (неравномер-ность и скачкообразный характер его, жесткая причинно-следственная обусловленность, избирательный характер отношений воспитуемого к воспитательным влияниям, мера словесных и практических методов воз-действия, то сложности, противоречия, неожиданные результаты не вызы-вают растерянности.
Таким образом, основная цель всех форм и видов взаимодействия детского сада с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспи-тание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совмест-но их решать.
8 слайд.
Современные познавательные формы организации общения воспитателей, родителей и детей, которые можно и нужно использовать для успешного и плодотворного взаимодействия :
• Дни открытых дверей.
• Традиционные и нетрадиционные (тематические) родительские собрания.
• Семейный онлайн - клуб «Делимся опытом семейного воспитания до-школьников» - соц. Сети. – раздел обсуждения.
• Консультации (стендовые, индивидуальные устные, онлайн- консульта-ции).
• Групповой почтовый ящик «Спрашивайте - отвечаем».
• Мастер-классы.
• Семинары.
• Реализация проектов.
9 слайд. Работа с родителями в нашей группе «Ягодка» планируется заранее. Чтобы хорошо знать родителей своих воспитанников, в группе раннего возраста начали работу с изучения семьи, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проводили анкетирование, личные беседы, что помогает правильно выстроить работу, сделать ее эффектив-ной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей. Убедили ро-дителей в том, что воспитание и развитие ребенка не возможны без уча-стия родителей. Предложили им, чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными, и тогда все получится.
Родители нашей группы непосредственно участвуют в вопросах со-здания комфортной и безопасной среды для детей, вносят предложения в работу детского сада.
1о слайд. Привлекаем родителей к созданию предметно - развивающей среды. Предметно-развивающая среда в группе меняется и преображается в зависимости смены времени года. Совместно с родителями создали фо-тоальбомы: «Моя семья» и «Моя малая Родина».
11 слайд. Совместно с родителями была создана папка- передвижка «Про-фессии моих родителей».
12 слайд. Родители с удовольствием оказывают помощь в благоустрой-стве участка и группы. Мы вместе стремимся, чтобы детям в группе было хорошо, уютно.
13 слайд. Традиционно в нашем детском саду проходят выставки по каж-дому из времен года. Родители регулярно принимают активное участие в различных конкурсах. Так в этом году они приняли участие в семейном детско-родительском конкурсе «С чего начинается Родина».
14 слайд. Работе по патриотическому воспитанию в нашей группе уделя-ется большое внимание. Занятия очень разнообразны – это и народные игры и Символы России, и квесты и т. д. Информация по проведённым ме-роприятиям освещается на нашем стенде «Календарь наших событий». Здесь родители могут увидеть своих детей на фотографиях в процессе той или иной образовательной деятельности.
16 слайд. Осенью на родительском собрании родители совместно с детьми строили башню «Мира и дружбы» из лего-конструктора.
17 слайд. Весной ребята, нашей группы вырастили зелёный лук, которым порадовали своих домашних питомцев.
18 слайд. Родители совместно с детьми приняли участие в акции «Разделяя мусор – сохраняем природу»
19 слайд. Летом родителям было дано задание, разучить с детьми песни военных лет. Родители с участием отнеслись к данному заданию.
20 слайд. В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необ-ходимо прививать детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т. д.
Так совместно с родителями была изготовлена папка-передвижка «Мы па-мять бережно храним…»
21 слайд. Родители регулярно участвуют в различных онлайн выставках. «Окна победы», «Наши герои», «Лепим снеговика из пластилина».
22 слайд. Совместно с родителями собрали информацию о участниках СВО, где в настоящее время находятся наши земляки. Нами был изготов-лен стенд «Отчизны верные сыны!»
23 слайд. В нашей группе есть летбук, для которого родителям было дано задание- принести фотографии пап, служивших в армии. Здесь дети могут ознакомиться с военными профессиями своих родных.
24 слайд. Также наши родители принимают участие в традиционных праздниках не только как зрители, но и как участники праздника, в роли главных героев.
25 слайд. Приняли участие в оформлении группы к Новому году.
26 слайд. В декабре провели родительское собрание, где ознакомили ро-дителей с дальнейшей работой по патриотическому воспитанию. Родители единогласно согласились оказать всяческую поддержку в данном направ-лении.
27 слайд. Мы в своей работе применяем как групповые, так и индивиду-альные формы работы с родителями:
- беседы;
- консультации: «Воспитание самостоятельности и ответственности», «Как воспитать маленького гражданина», «Нравственно-патриотическое воспи-тание дошкольников»;
В настоящее время эта работа по патриотическому воспитанию акту-альна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Достигнутые результаты позволяют сделать вывод о том, что в ре-зультате мероприятий, которые были проведены в ходе работы - расши-ряются и закрепляются знания в области нравственно - патриотического воспитания.
Данная работа способствует созданию творческой атмосферы не только в детском коллективе и в каждой семье, но и в общем коллективе родителей и педагогов.
Поэтому успешно решить задачи нравственно - патриотического воспитания детей дошкольного возраста возможно только при тесном вза-имодействии детского сада и семьи.
28 слайд. Необходимо применять современные подходы взаимодействия детского сада и семьи в воспитании дошкольников.
Привлечение родителей к проблемам нравственно – патриотического воспитания и развития детей способствует установлению благоприятного микроклимата в отношениях между воспитателями, детьми и родителями.