Гордеева
Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей
Тема: «Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС»
1слайд
Патриотизм – это социальное чувство, которое характеризуется привязанностью к родному краю, народу, его традициям. Нравственно - патриотическое воспитание – это система мероприятий, направленных на формирование у граждан чувства долга по отношению к родной стране, национального самосознания, готовность защищать свою Родину.
Публикация «Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Актуальность патриотического воспитания Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС довольно актуально в условиях современности. Это связано с установлением приоритетности материальных ценностей перед духовными в нашем обществе. Однако воспитание подрастающего поколения в рамках уважения и любви к Родине формирует нравственно здоровое, жизнеспособное население. Дети дошкольного возраста особо эмоциональны, пытливы, готовы к сопереживанию, у них идет процесс формирования личностных ориентиров, поэтому можно наиболее плодотворно проводить воспитательную работу. Этому также способствует особая подверженность дошкольников влиянию взрослых.
Патриотическое воспитание в ДОУ проводится с целью воспитания любви к отечеству, ответственного отношения к окружающей природе и людям, становления устойчивой связи поколений. Формирование этих ценностей происходит в результате целенаправленной, систематической работы с ребенком. Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает следующие
2 слайд Задачи: формирование нравственно-духовных особенностей личности;
формирование чувства гордости за свою нацию;
формирование почтительного отношения к национальным и культурным традициям своего народа;
формирование либеральной позиции по отношению к ровесникам, взрослым, людям других национальностей.
Формы и методы организации работы.
Программа патриотического воспитания в дошкольных учреждениях подразумевает, прежде всего, организацию внутренней методологической работы в этом направлении. Так как если педагог сам не испытывает чувства любви к отечеству, то он не сможет передать его детям, также воспитателю нужно знать, как наиболее эффективно донести идеи патриотизма дошкольникам. Работа по патриотическому воспитанию в ДОУ направлена на повышение квалификационного уровня воспитателей, их педагогической грамотности. Для этого проводятся тематические педсоветы, консультации.
Вторая часть методологической работы – это взаимодействие с родителями, семьей ребенка, так как они имеют существенное влияние на формирование личности дошкольника, и важно подсказать им основные направления для успешного развития у детей нравственно-духовных ценностей. С родителями проводятся тематические собрания, беседы, их привлекают к организации и участию в мероприятиях ДОУ.
Ежегодно в ДОУ составляется план по патриотическому воспитанию, который охватывает все формы и методы методологической и воспитательной работы. Примерный перечень мероприятий и тем занятий, предусмотренный планом, включает: мероприятия, посвященные государственным и народным праздникам, (4 слайд как День Государственного флага, 5 сайд День России) спортивные конкурсы, тематические занятия по изучению природы, особенностей, традиций родного края, государственной символики. Торжественные мероприятия, посвященные государственным праздникам.
6 слайд Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС определяет методы работы с дошкольниками : обустройство патриотических уголков в ДОУ; 7 слайд организация экскурсий по достопримечательностям родного края, посещение музеев, выставок; проведение тематических занятий-рассуждений на тему любви к Родине, чтение соответствующих произведений, заучивание стихотворений, просмотр фильмов, передач.
Мероприятия по патриотическому воспитанию в ДОУ приурочивают обычно к празднованию соответствующих государственных праздников, таких как 8 слайд День Победы, 9 слайд День защитника Отечества, 10 слайд Международный женский день. При подготовке к проведению мероприятия дети узнают историю возникновения праздника, понимают, кому он посвящен и зачем отмечается. Например, при подготовке празднования Дня Победы можно провести акцию 11 слайд «Голубь мира», изготовив вместе с детьми белых бумажных голубей как символов мирной жизни. «Окна победы» Для самого мероприятия выучить военные песни («Катюша», «День победы» и т. п., стихотворения соответствующей тематики. Можно организовать встречу с ветеранами или детьми войны в рамках проекта «Такое разное детство: война и мир». Народные праздники 12 слайд «День Народного единства», 13 слайд «Масленица»
Так же участвовать в акции 14 слайд «Сад Победы», «Георгиевская лента».
При подготовке празднования Дня защитника Отечества у мальчиков формируется понятие, что они будущие мужчины, сильные и крепкие, опора своей семьи, Родины, ее защитники. В сам праздник можно провести несколько различных мероприятий в зависимости от возраста детей, например, праздник-поздравление отцов стихами, песнями и танцами военной тематики, спортивно-соревновательные конкурсы, занятие-беседу «Нам нужен мир», посвященную армии, которая защищает нашу страну.
Международный женский день посвящен формированию у дошкольников семейных ценностей и образа матери, женщины как хранительницы семьи. Традиционно мероприятия в этот день посвящены поздравлению мам и бабушек. Накануне дети своими руками делают для них подарки, развивая свои творческие способности.
Основной символ Масленицы – блины, к их изготовлению можно привлечь родителей, устроить своеобразную ярмарку.
Спортивные игры Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает воспитание физически здоровой личности. Поэтому физическое развитие является неотъемлемой частью воспитательного процесса. Спортивные игры и конкурсы не только развивают детей, но и формируют чувство команды, единения интересов, укрепляют семейные узы и традиции.
Занятия по изучению государственной символики 15 слайд через ХЭР. Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает знание государственной символики страны. Для их изучения проводятся соответствующие занятия-беседы, например, «Люби свою Родину», «Символика России». Цель такого занятия привить детям гордость за свою страну, закрепить и расширить знания о государственной символике, познакомить со значением цветов флага и герба, сформировать простейшие географические знания о своем крае, воспитать чувства уважения к флагу, гербу, гимну, а также привить познавательный интерес к истории своей Родины. Занятия можно проводить с помощью информационно-коммуникационных технологий. Для этого нужно подготовить презентацию по заданной тематике, запастись аудиозаписью гимна. Последовательность проведения занятия может быть следующая: Вступительная часть, в которой дети знакомятся с географическим положением и величиной страны. Знакомство с флагом России, символикой его цветов. Можно провести игру «Сложи флаг». Знакомство с гербом. Воспитатель объясняет детям само понятие герб, проводит игру «Придумай и нарисуй герб своей семьи». 17 слайд Прослушивание государственного гимна. Заключительная часть, в которой проверяется, как дошкольники усвоили материал. Раскрытие темы малой родины
Любой уголок нашей Родины неповторим и по-своему самобытен. Важно приобщить ребенка к красоте природы родного края, к его традициям и быту. Одним из способов является организация в ДОУ 18 слайд краеведческого мини-музея. В нем можно собрать коллекцию старинных вещей характеризующих быт, образцы изделий народного творчества (вышивки, салфетки, скатерти, обереги, посуда, игрушки). Другим методом познания родного края является проведение экскурсий, посещение достопримечательностей. Также проводятся познавательные уроки. Для занятий выбираются соответствующие темы по патриотическому воспитанию. Дети узнают о своих знаменитых земляках, об истории возникновения и развития своего родного населенного пункта, о природных особенностях края, изучают народный фольклор. Систематическая работа, проводимая в ДОУ, позволяет привить дошкольникам первичные знания истории, географии родного края, его особенностей развития и становления.
Рекомендации для педагогов
Примерный перечень оборудования при построении уголка по патриотическому воспитанию в ДОУ.
При создании предметно-игровой среды соблюдать санитарно-гигиенические, эстетические требования: все экспонаты должны быть достоверны и соответствовать возрастными особенностям детей, иметь эстетический, красочный и привлекательный вид.
Младшая группа, группа раннего возраста:
Основная цель патриотического воспитания в младшем возрасте – ознакомление с ближайшим окружением. Работа ведется по направлениям: «Моя семья», «Мой поселок и его достопримечательности», «Приобщение к истокам народной культуры»
1. Материал для работы по социально-нравственному воспитанию :
- тематические папки с иллюстрациями по теме «Семья» (члены семьи, совместные действия, семейные фотографии)
- тематические папки с иллюстрациями, дидактические игры, книги, рассказывающие о правилах поведения в общественных местах, об этикете (по типу «так можно делать, а так – нельзя»).
2. Материал для ознакомления детей с малой родиной: тематические папки с фотографиями и иллюстрациями, открытки, альбомы.
3. Материал по приобщению детей к истокам русской народной культуры: предметы народного декоративно-прикладного искусства (матрешки, дымковские игрушки, различные виды росписи, вышивка, резьба по дереву и пр.); куклы в национальных костюмах.
4. Художественная литература (песенки, потешки, сказки и т. д.).
Средняя группа:
Работа ведется по направлениям: «Мой поселок и его достопримечательности», «Знаменитые земляки», «Приобщение к истокам народной культуры», «Символика».
1. Материал для ознакомления детей с малой родиной: тематические папки с фотографиями и иллюстрациями, открытки, альбомы, посвященные достопримечательностям города и его знаменитым жителям, флоре и фауне,
транспорту, архитектуре, профессиям жителей. Могут быть представлены материалы об истории возникновения города.
2. Материал по приобщению детей к истокам народной культуры: предметы старины, народные игрушки (куклы-закрутки из соломы, ткани, ниток, кожи
и т. д.); куклы из деревянных чурбачков, обереги, предметы народного декоративно-прикладного искусства (матрешки, дымковские игрушки, различные виды росписи, вышивка, резьба по дереву и пр.); различные макеты (крестьянская изба, комната-горница, крестьянское подворье и т. п.);
куклы в национальных костюмах; дидактические игры.
3. Художественная литература (сказки, песенки, пословицы, поговорки и т. д.).
4. Элементы государственной (региональной, муниципальной) символики (флаг, герб,
5. Материал, посвященный защитникам Отечества: тематические папки с иллюстрациями.
Старшая и подготовительная к школе группы:
Работа ведется по направлениям: «Краеведение», «Ознакомление с родной страной, республикой», «Символика», «Историческое прошлое России и Чувашии».
1. Тематические папки о родном поселке Кугеси с иллюстрациями и фотографиями: «История возникновения поселка», «Промышленность поселка», «Знаменитые земляки», «Достопримечательности поселка». Символика поселка, Чебоксарского района, Чувашской Республики (флаг, герб).
2. Тематические папки о поселке Кугеси: карта и символика Чебоксарского района, Чувашской республики; материал, знакомящий, детей со славным прошлым родного края.
3. Тематические папки о России. Карта Российской Федерации. Желательно, чтобы эта карта была предназначена для детей и содержала необходимый материал о городах России (столица Родины, символика городов, главные достопримечательности); о природных зонах; о населяющих страну народах;
о промышленности и сельском хозяйстве. Символика России (герб, флаг, гимн). Портрет президента страны, главы Республики.
5. Тематические папки с иллюстрациями: «Наши предки – славяне», «Богатыри земли русской», «Великая Отечественная война», «Российская армия». Фотоматериал «Памятники воинской славы».
6. Материал по приобщению детей к истокам народной культуры: иллюстрации и тематические папки «Как жили люди на Руси», «Предметы старины», «Народные праздники», «Народный календарь»; предметы старины, народные игрушки и предметы народно-прикладного искусства (матрешки, дымковские игрушки, различные виды росписи); макеты (крестьянская изба, комната-горница, крестьянское подворье и т. п.); куклы в национальных костюмах.
7. Художественная литература (сказки, былины, пословицы).
Говоря о воспитании гражданственности и патриотизма, мы должны в первую очередь заботиться о том, чтобы маленький человек стал Человеком с большой буквы, чтобы он мог отличать плохое от хорошего, чтобы его стремления и желание были направлены на создание, самоопределение и развитие в себе тех качеств и ценностей, благодаря которым мы твердо скажем о нем, что он патриот и гражданин своей Родины!