Оксана Копылова
Современные подходы к организации полилингвального образования в условиях детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
«Современные подходы к организации полилингвального образования
в условиях детского сада»
Старший воспитатель ДОУ Копылова О. А.
Современный этап развития российской системы образования характеризуется инновационными процессами. В настоящее время идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение полилингвальности в пространство дошкольных образовательных учреждений. Полилингвальная модель образования подразумевает комплексный подход к развитию и воспитанию детей.
Дошкольное образование в рамках полилингвальности – уникальный процесс, позволяющий формировать у воспитанников становление основ формирования поликультурной личности.
Основная цель создания и реализации модели полилингвального образования – повышение качества образовательного процесса, включающего в себя преемственность со школой и непрерывное обучение трем языкам русский английский и башкирский в детском саду и школе. Вопросы преемственности успешно решаются при тесном взаимодействии детского сада и школы. Мы понимаем, что преемственность – это необходимое условие для всего образовательного процесса.
Работа по использованию данной модели в воспитательно-образовательном процессе началась в нашем дошкольном образовательном учреждении в сентябре 2022 г. В 2 старших и в 2 подготовительных группах организована работа по обучению детей английскому и башкирскому языков. 2 раза в неделю с детьми занимаются учитель английского и учитель башкирского языков. Также с детьми старших и подготовительных к школе групп организована работа по предшкольной подготовки.
На сегодняшний день – главная потребность общества и государства – в качественном дошкольном образовании. Это определено в Приоритетных направлениях образовательной системы РФ и как следствие сегодня стоит задача: выравнивание стартовых возможностей детей, идущих в 1 класс. Следовательно, необходимо предшкольное образование. А значит, ПРЕДШКОЛЬНУЮ ПОДГОТОВКУ НЕОБХОДИМО РАССМАТРИВАТЬ КАК ПЕРВЫЙ ЭТАП ВСЕОБЩЕГО ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ.
Под содержанием предшкольного образования понимаются сферы деятельности, которые в том или ином объеме усваиваются старшими дошкольниками. Предшкольная подготовка обеспечивает полноценное личностное развитие. Результат предшкольного образования – это готовность ребенка к дальнейшему развитию – социальному, личностному, познавательному.
Полилингвистические условия в структуре детского сада — это эффективное развитие дошкольника, а не изучение языков. Педагоги разработали рабочие программы на основе Английский язык по программе «Английский для дошкольников», автор Ю. А. Комарова, башкирский по программе «Оскон» авторы: Азнабаева Ф. Г., Нафикова З. Г.
Создание полилингвальной образовательной среды сразу на нескольких языках способствует развитию коммуникативных способностей дошкольников.
В ДОУ была создана полилингвальная среда, которая предполагает свободу выбора мест для активной деятельности и образования детей, и подразумевает не обучение языку, а именно развитие детей посредством создания языковой среды. В учреждении имеется кабинет для проведения занятий по языкам и музейная комната башкирского языка, где проводятся образовательные мероприятия, занятия, и др.
Изучение русского, башкирского и английского языка в дошкольном учреждении может быть успешно реализовано в том случае, если язык будет выступать не только в качестве предмета изучения, но, и будет регулярно, активно использоваться детьми в их повседневной жизни и деятельности.
Образовательный процесс проектируется на основе постепенно усложняющихся задач речевого развития ребенка, на деятельностном подходе и принципах интеграции.
Полилингвальное образовательное пространство групп представлено присутствием национально-регионального компонента во всех центрах детской деятельности.
Для этого педагоги создали, эффективную, полилингвальную развивающую предметно-пространственную среду, которая представлена центрами активности в групповых комнатах детского сада.
Организация пространства в детском саду насыщена предметами и игрушками, помогающими усвоению языкового материала. В центрах активности проходит погружение детей в полилингвальную развивающую среду. В библиотеке находятся детские книги, как на русском на башкирском, так и на английском языках,
Педагоги работают в тесном контакте с воспитателями, ведут тетрадь взаимодействия, где учитель пишет новую тему, новые слова, фразы, для закрепления их в режимных моментах.
Важным аспектом развития полилингвального образования являются использование игровых технологий.
Применение игры на занятиях помогает, во-первых, запомнить лексику, во-вторых, закрепить навыки говорения, в-третьих, понять языковую ситуацию, в-четвертых, развивать диалогическую и монологическую речь. Многие из этих приемов вы видели сегодня на занятиях. Рассмотрим некоторые из них.
Метод мнемотехники при обучении языкам
мнемотехника – всем известный прием, облегчающий запоминание определенных типов информации.
Поэтому для изучения лексики рекомендуется использовать карточки с изображениями. Вообще, карточки — идеальный способ привлечь внимание,. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Мнемоприемы делают новый материал «легкоусвояемым». Это достигается благодаря включения игровых элементов в содержание занятий, а также за счет эмоциональной насыщенности, заложенной в мнемотехнике.
Следующий приём – это рифмы. Создание рифмованных пар слов или даже небольших стихотворений, содержащих запоминаемый материал. Например:
Ох, не спелый мандарин,
Он пока зелёный - green(грин!
Но поспеет, и запомнишь
Ты оранжевый цвет – orange (ориндж).
Также очень эфективен метод заучивания стихотворений под хлопки.
Этот метод известен давно. Некоторые дети используют его интуитивно, не зная о его эффективности. Метод прохлопывания стихотворения полезен при заучивании любых стихов наизусть, так как к работе подключается левая височная доля мозга (речь, текст стихотворения) и правая височная доля (ритм, мелодика).
Мультипликационное творчество позволяет развивать креативные способности детей. Во время озвучивания мультфильмов дети закрепляют пройденный материал. Также дети становятся участниками настоящего съемочного процесса, знакомятся с новыми информационными технологиями.
Метод полного физического реагирования TPR.
Суть метода заключается в запоминании новых слов, фраз и лексических конструкций с помощью жестов, выполнения команд, пантомимы и игры. Например, на слово ball (мяч) дети изображают сам предмет и игры с ним. Таким образом можно выучить огромное количество слов, запоминая их ассоциативно.
Основное правило этого метода: нельзя понять то, чего ты не сделал сам. На занятиях дошкольники не являются пассивными слушателями, они активно вовлекаются в образовательный процесс: повторяют слова, фразы с разной интонацией, движениями, придумывают свои игры, танцуют. Дети лучше всего запоминают то, что весело и интересно (да и многие взрослые тоже). Поэтом игры и смена ролей с ученика на воспитателя способствуют непроизвольному запоминанию новых слов, фраз и дальнейшему их употреблению в речи. Сегодня на занятии вы Кристина Николаевна применяла эти методы.
Игра с залом
например при закреплении темы цветов можно играть в такую игру, если я скажу красный -ред то поднимайте руки над головой, зеленый –грин трогаем ушки, желтый -елоу дотрагивайтесь до носа. Черный блак покажите язык, голубой - блу хлопайте в ладоши. Итак начали.
И конечно большую помощь в закреплении материала оказывают настольные и напольные игры.
Поиграем в одну из них. Это обыкновенная напольная игра ходилка, переделанная под полилингвальное обучение. Выходите 4 человека. Считалка на английском или башкирском кто первый. Кидаем куб, сколько выпало кружочков столько делает ходов, на каком квадрате остановится нужно назвать что изображено на картинке на 3 языках.
В условиях полилингвального дошкольного образования в детском саду особое внимание уделяется работе с родителями: проведение открытых итоговых занятий, отчетных мероприятий с приглашением родителей.
В процессе индивидуальных и групповых бесед после каждого занятия педагог рассказывает о содержании занятий, дает рекомендации по работе дома. На открытых занятиях и праздниках коллектива родители становятся не только зрителями, но и активными участниками. Родители наших воспитанников стали нашими единомышленниками, они понимают важность изучения языков.
Образовательная деятельность по овладению разными языками носит развивающий интегративный характер, а важным результатом подобного обучения является комплексный образовательный эффект, достигаемый в познавательной, эмоциональной и практической сфере личности ребенка.
Погружаясь в языковую среду, дошколята изучают традиции других стран, учатся находить общий язык с разными людьми, уважать культуру других стран и народов.
На сегодняшний день наши дети многому научились, с огромным интересом и желанием идут на занятия. Конечно, нельзя сказать, что все быстро усваивают, но есть дети, у которых отличное произношение звуков. Уверены, что у остальных детей всё ещё впереди. Мы очень рады, что за столь короткий срок наши дети многому научились. Надеемся, что продолжим работу в этом направлении и дальше.