Анна
Современные методы и приемы духовно-нравственного воспитания обучающихся группы предшкольной подготовки
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: воспитатель группы предшкольной подготовки МКОУ СОШ №17 р. п. Юрты
Срок реализиции: сентябрь 2023г – май 2024г
Обоснование актуальности
Духовно-нравственное воспитание является важнейшей составляющей гармоничного развития личности ребёнка. В условиях современных вызовов и изменений в обществе особое значение приобретает формирование у дошкольников таких качеств, как доброта, сострадание, уважение к другим, ответственность и патриотизм. На этапе подготовительной группы дети активно познают окружающий мир, учатся взаимодействию с другими людьми и осваивают основные моральные ценности, что делает этот возраст особенно важным для закладки основ духовно-нравственного развития.
Темочки:
Современные исследования показывают, что дети, воспитанные в атмосфере духовных и нравственных ценностей, легче адаптируются к школьному обучению, проявляют лучшие коммуникативные навыки и способны принимать ответственные решения. Это подчёркивает необходимость системного подхода к формированию у дошкольников базовых духовно-нравственных качеств.
Содержание практики
Цель: создание условий для формирования у дошкольников духовно-нравственных качеств через включение в образовательный процесс программ, направленных на развитие эмоциональной сферы, культуры общения, уважения к традициям и ценностям семьи и общества.
Задачи:
1. Формировать у детей представления о нравственных нормах и правилах поведения.
2. Развивать у дошкольников эмпатию, доброжелательность, чувство уважения к другим.
3. Приобщать детей к культурным и духовным традициям через познавательную деятельность и творчество.
4. Вовлекать родителей в процесс духовно-нравственного воспитания детей.
5. Развивать у детей чувство сопричастности к традициям своей страны и уважение к культурным особенностям других народов.
Методы и формы работы :
• Беседы и обсуждения на темы нравственных качеств (например, "Что значит быть добрым?", "Как важно помогать другим").
• Использование художественной литературы, сказок, стихов с ярко выраженными нравственными уроками.
• Инсценировки и театрализованные представления, отражающие модели нравственного поведения.
• Игровая деятельность: ролевые игры, направленные на формирование доброжелательных взаимоотношений.
• Проведение коллективных творческих дел (например, изготовление поделок на тему "Семейные ценности" или создание "Дерева добрых дел").
• Музыкально-хоровые занятия, включающие песни о доброте, дружбе, семейных ценностях.
• Просмотр и обсуждение мультфильмов с нравственной направленностью.
Описание этапов
1. Диагностический этап:
• Наблюдения за детьми: воспитатель фиксируют поведение детей в групповых и индивидуальных ситуациях, анализируют их умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, проявлять сочувствие и поддержку.
• Анкетирование родителей: анкеты включают вопросы о привычках, нравственных установках ребёнка, уровне семейного взаимодействия.
• Игровая диагностика: через специально организованные игры выявляются предпочтения детей, их реакция на ситуации выбора и проявление эмпатии.
2. Подготовительный этап :
• Планирование образовательных мероприятий: воспитатель разрабатывают занятия, игры, творческие проекты, соответствующие возрастным особенностям детей.
• Подбор материалов: книги, иллюстрации, мультфильмы, аудиозаписи подбираются с учётом тематики духовно-нравственного воспитания.
• Обучение педагогов : проведение семинаров, мастер-классов, обмен опытом среди педагогического коллектива по теме нравственного воспитания.
• Организация работы с родителями: разработка памяток, проведение вводных собраний, создание плана совместных мероприятий.
3. Основной этап:
• Тематические занятия: занятия на темы добра, дружбы, ответственности включают чтение сказок, их обсуждение, практические упражнения (например, "Придумай доброе дело").
• Игры на развитие эмпатии: игры типа "Поставь себя на место другого" помогают детям учиться понимать чувства и потребности окружающих.
• Экскурсии: посещение музеев, храмов, с акцентом на воспитание уважения к культурным и духовным ценностям.
• Проектная деятельность: проекты, такие как "Моя семья", "Наши добрые дела", вовлекают детей и родителей в совместную работу.
• Праздники и мероприятия: организация утренников, посвящённых темам нравственности, где дети демонстрируют инсценировки, стихи и песни.
• Благотворительные акции: создание детьми поделок или открыток для ветеранов, помощь бездомным животным.
4. Заключительный этап:
• Подведение итогов: анализ результатов работы через обсуждение с детьми, и родителями. Организация выставок детских работ, проведение итогового мероприятия.
• Повторная диагностика: проведение игровых и наблюдательных тестов для выявления изменений в нравственном поведении детей.
• Рефлексия с родителями: обсуждение изменений в поведении детей, обмен опытом и планирование дальнейших шагов.
• Документация опыта: оформление отчётов, создание методических рекомендаций для распространения практики.
Работа с родителями
Включение родителей в процесс духовно-нравственного воспитания является важным условием его эффективности. Для этого используются следующие формы взаимодействия:
1) Родительские собрания на темы "Роль семьи в духовно-нравственном воспитании".
2) Проведение мастер-классов, например, по совместному чтению и обсуждению сказок.
3) Организация семейных конкурсов и творческих проектов.
4) Предоставление рекомендаций по развитию нравственных качеств у детей в домашних условиях.
5) Индивидуальные консультации с целью обсуждения особенностей ребёнка и возможных путей его воспитания.
6) Проведение совместных экскурсий с семьями воспитанников.
7) Создание родительских клубов для обмена опытом и обсуждения методов воспитания.
8) Введение рубрики "Добрые дела нашей семьи" на стендах группы или в электронных дневниках.
Заключение
Реализация представленной практики применения данных методов и приемов способствует формированию у дошкольников основ духовно-нравственного развития, что положительно сказывается на их личности и поведении. Взаимодействие с родителями позволяет создать благоприятные условия для воспитания моральных и этических качеств, обеспечивая преемственность воспитания.
Расширение образовательной среды за счёт взаимодействия с сообществом, культурными и духовными учреждениями усиливает эффект воспитательной работы, делая её более целостной и продуктивной. Такой подход формирует у детей устойчивую систему ценностей, которая становится основой их поведения и отношения к окружающему миру.