Лучший педагог года

Современные методы и приемы духовно-нравственного воспитания обучающихся группы предшкольной подготовки

Анна
Современные методы и приемы духовно-нравственного воспитания обучающихся группы предшкольной подготовки
▼ Скачать + Заказать документы

Автор: воспитатель группы предшкольной подготовки МКОУ СОШ №17 р. п. Юрты

Срок реализиции: сентябрь 2023г – май 2024г

Обоснование актуальности

Духовно-нравственное воспитание является важнейшей составляющей гармоничного развития личности ребёнка. В условиях современных вызовов и изменений в обществе особое значение приобретает формирование у дошкольников таких качеств, как доброта, сострадание, уважение к другим, ответственность и патриотизм. На этапе подготовительной группы дети активно познают окружающий мир, учатся взаимодействию с другими людьми и осваивают основные моральные ценности, что делает этот возраст особенно важным для закладки основ духовно-нравственного развития.

Темочки:

Современные исследования показывают, что дети, воспитанные в атмосфере духовных и нравственных ценностей, легче адаптируются к школьному обучению, проявляют лучшие коммуникативные навыки и способны принимать ответственные решения. Это подчёркивает необходимость системного подхода к формированию у дошкольников базовых духовно-нравственных качеств.

Содержание практики

Цель: создание условий для формирования у дошкольников духовно-нравственных качеств через включение в образовательный процесс программ, направленных на развитие эмоциональной сферы, культуры общения, уважения к традициям и ценностям семьи и общества.

Задачи:

1. Формировать у детей представления о нравственных нормах и правилах поведения.

2. Развивать у дошкольников эмпатию, доброжелательность, чувство уважения к другим.

3. Приобщать детей к культурным и духовным традициям через познавательную деятельность и творчество.

4. Вовлекать родителей в процесс духовно-нравственного воспитания детей.

5. Развивать у детей чувство сопричастности к традициям своей страны и уважение к культурным особенностям других народов.

Методы и формы работы :

• Беседы и обсуждения на темы нравственных качеств (например, "Что значит быть добрым?", "Как важно помогать другим").

• Использование художественной литературы, сказок, стихов с ярко выраженными нравственными уроками.

• Инсценировки и театрализованные представления, отражающие модели нравственного поведения.

Игровая деятельность: ролевые игры, направленные на формирование доброжелательных взаимоотношений.

• Проведение коллективных творческих дел (например, изготовление поделок на тему "Семейные ценности" или создание "Дерева добрых дел").

• Музыкально-хоровые занятия, включающие песни о доброте, дружбе, семейных ценностях.

• Просмотр и обсуждение мультфильмов с нравственной направленностью.

Описание этапов

1. Диагностический этап:

Наблюдения за детьми: воспитатель фиксируют поведение детей в групповых и индивидуальных ситуациях, анализируют их умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, проявлять сочувствие и поддержку.

Анкетирование родителей: анкеты включают вопросы о привычках, нравственных установках ребёнка, уровне семейного взаимодействия.

Игровая диагностика: через специально организованные игры выявляются предпочтения детей, их реакция на ситуации выбора и проявление эмпатии.

2. Подготовительный этап :

Планирование образовательных мероприятий: воспитатель разрабатывают занятия, игры, творческие проекты, соответствующие возрастным особенностям детей.

Подбор материалов: книги, иллюстрации, мультфильмы, аудиозаписи подбираются с учётом тематики духовно-нравственного воспитания.

Обучение педагогов : проведение семинаров, мастер-классов, обмен опытом среди педагогического коллектива по теме нравственного воспитания.

Организация работы с родителями: разработка памяток, проведение вводных собраний, создание плана совместных мероприятий.

3. Основной этап:

Тематические занятия: занятия на темы добра, дружбы, ответственности включают чтение сказок, их обсуждение, практические упражнения (например, "Придумай доброе дело").

Игры на развитие эмпатии: игры типа "Поставь себя на место другого" помогают детям учиться понимать чувства и потребности окружающих.

Экскурсии: посещение музеев, храмов, с акцентом на воспитание уважения к культурным и духовным ценностям.

Проектная деятельность: проекты, такие как "Моя семья", "Наши добрые дела", вовлекают детей и родителей в совместную работу.

Праздники и мероприятия: организация утренников, посвящённых темам нравственности, где дети демонстрируют инсценировки, стихи и песни.

Благотворительные акции: создание детьми поделок или открыток для ветеранов, помощь бездомным животным.

4. Заключительный этап:

Подведение итогов: анализ результатов работы через обсуждение с детьми, и родителями. Организация выставок детских работ, проведение итогового мероприятия.

Повторная диагностика: проведение игровых и наблюдательных тестов для выявления изменений в нравственном поведении детей.

Рефлексия с родителями: обсуждение изменений в поведении детей, обмен опытом и планирование дальнейших шагов.

Документация опыта: оформление отчётов, создание методических рекомендаций для распространения практики.

Работа с родителями

Включение родителей в процесс духовно-нравственного воспитания является важным условием его эффективности. Для этого используются следующие формы взаимодействия:

1) Родительские собрания на темы "Роль семьи в духовно-нравственном воспитании".

2) Проведение мастер-классов, например, по совместному чтению и обсуждению сказок.

3) Организация семейных конкурсов и творческих проектов.

4) Предоставление рекомендаций по развитию нравственных качеств у детей в домашних условиях.

5) Индивидуальные консультации с целью обсуждения особенностей ребёнка и возможных путей его воспитания.

6) Проведение совместных экскурсий с семьями воспитанников.

7) Создание родительских клубов для обмена опытом и обсуждения методов воспитания.

8) Введение рубрики "Добрые дела нашей семьи" на стендах группы или в электронных дневниках.

Заключение

Реализация представленной практики применения данных методов и приемов способствует формированию у дошкольников основ духовно-нравственного развития, что положительно сказывается на их личности и поведении. Взаимодействие с родителями позволяет создать благоприятные условия для воспитания моральных и этических качеств, обеспечивая преемственность воспитания.

Расширение образовательной среды за счёт взаимодействия с сообществом, культурными и духовными учреждениями усиливает эффект воспитательной работы, делая её более целостной и продуктивной. Такой подход формирует у детей устойчивую систему ценностей, которая становится основой их поведения и отношения к окружающему миру.

Публикации по теме:

Семинар-практикум для педагогических работников «Волонтёрство — средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Цель: повысить уровень компетентности педагогических работников в вопросе духовно-нравственного воспитания дошкольников через волонтерскую.

Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группеУголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Известный педагог современности Шалва Александрович Амонашвили писал: Личность.

Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольниковИз опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников «Человек всегда был и остаётся сыном природы, и то, что роднит.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Современные методы и приемы духовно-нравственного воспитания обучающихся группы предшкольной подготовки
Опубликовано: 17 февраля 2025 в 12:56
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Современные методы и приемы духовно-нравственного воспитания обучающихся группы предшкольной подготовки» (включая файлы) размещена пользователем Анна (УИ 3506899) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД