Получи документы

Современные инновационные здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ

Наталья Чернова
Современные инновационные здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Здравствуйте уважаемые коллеги, тема нашего семинара «Современные инновационные здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ».

Тема «Здоровья» в дошкольном образовании всегда и во все времена будет являться приоритетной. Первостепенной задачей ФГОС ДО ставит – охрану и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

В статье 41 закона «Об образовании РФ» говориться об Охране здоровья обучающих, которая включает в себя:

Публикация «Современные инновационные здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ» размещена в разделах

1) оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;

Здесь необходимо отметить своевременное обращение сотрудников ДОУ за первой помощью в медицинское учреждения для оказания скорой помощи детям и всем, кому необходима помощь (сотрудники, родители).

2) организацию питания обучающихся;

В учреждении организованно разнообразное питание. При организации питания необходимо отметить работу педагогов и помощников воспитателей в группе. Это работа по привитию воспитанниками культурно-гигиенических навыков и правил поведения при приеме пищи. А также соблюдение санитарных правил при раздаче пищи сотрудниками ДОУ.

3) определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;

В соответствии с санитарными нормами в учреждении разрабатывается учебный план, в котором учитываются все временные рамки по отношению к возрасту детей и нагрузке образовательного процесса, соблюдение режима дня.

4) пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;

Сюда входят занятия с воспитанниками по ОБЖ и ЗОЖ, в соответствии с ООП ДОУ. Создание уголков и дидактических пособий по валеологии.

5) организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;

Это наши занятия физической культурой, спортивные мероприятия, соблюдение двигательного режима в течении дня и все здоровьесберегающие технологии.

6) прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом, и диспансеризации;

Этот раздел обеспечивает медперсонал.

7) профилактику и запрещение курения табака или потребления никотинсодержащей продукции, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ;

В нашем случае здесь, наверное, подразумевается просвещение родителей о вредных привычках и последствиях.

8) обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;

Это пропускной режим, сигнализация и тревожная кнопка. Проверка территории и здания на безопасность, ведение журналов безопасности.

9) профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;

Здесь подразумеваются соблюдение всех инструкций, которые разработаны для различных видов деятельности. Наши тренировки.

10) проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий;

Это соблюдение различных санитарных режимов во время инфекций и обнаружения заболеваний (ветрянка, энтеровирусная инфекция и др.).

11) обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи.

Это проведение практических занятий с педагогами детского сада, создание памяток.

Именно на пункты 4 и 5 мы с вами сегодня обратим внимание. Пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, и организация, и создание условий для профилактики заболеваний, и оздоровления обучающихся – это и есть ни что иное как здоровьесберегающие технологии.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду : детей, педагогов и родителей.

Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется отношение к себе и окружающим. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Педагоги детских садов используют разнообразные формы и виды здоровьесберегающих технологий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей. Главное назначение данных технологий – нацелить педагогов, специалистов детского сада, родителей и самое главное – самих детей на сохранение и укрепление здоровья.

Классификация здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании определяется по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогического процесса в детском саду.

В результате анализа научной литературы можно выделить основные виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании :

1. медико – профилактические;

2. физкультурно – оздоровительные;

3. технологии обеспечения социально – психологического благополучия ребенка;

4. здоровьесберегающие образовательные технологии;

5. технологии валеологического просвещения родителей;

6. технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования.

Медико-профилактические технологии в дошкольном образовании – это технологии, обеспечивающие сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.

К ним относятся следующие технологии :

1. технологии профилактики заболеваний;

2. углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов, приходящих из поликлиники;

3. коррекция возникающих функциональных отклонений;

4. отслеживание характера течения хронической патологии (для детей, имеющих III-V группу здоровья);

5. реабилитация соматического состояния здоровья;

6. противоэпидемическая работа и медицинский контроль работы пищеблока в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими правилами;

7. витаминопрофилактика (отвар шиповника в осеннее – зимний период, витаминизация третьих блюд с использованием аскорбиновой кислоты);

8. санитарно-гигиеническая деятельность всех служб ДОУ.

Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка, развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников.

К ним относятся следующие технологии :

1. закаливание:

водой: умывание и обливание рук до локтя прохладной водой; контрастное обливание ног; обтирание полотенцем, намоченным прохладной водой; полоскание рта;

воздухом: сон при открытых окнах, хождение босяком, соблюдение режима прогулок в любую погоду;

солнцем: не прямое попадание солнечных лучей, а рассеянное с выполнением упражнений – в летний период; ежедневная прогулка;

2. беседы по валеологии;

3. спортивные праздники;

4. спортивные развлечения и досуги;

5. недели здоровья;

6. соревнования;

7. прогулки-походы.

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка – это технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка-дошкольника. Основная задача этих технологий - обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье.

К ним относятся следующие технологии :

технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ, которым занимается в ДОУ педагог-психолог.

Технологии валеологического просвещения родителей – это технологии, направленные на обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ, обретение ими валеологической компетентности. Валеологическое образование родителей надо рассматривать как непрерывный процесс валеологического просвещения всех членов семьи.

К ним относятся следующие формы взаимодействия с семьями:

1. Информационные стенды для родителей. В каждой возрастной группе должны работать рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств : комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры;

2. Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ;

3. Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья, встречи детей ДОУ с родителями-спортсменами и др.);

4. Консультации, личные беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.

5. Родительский собрания, конференции.

6. Конкурсы, викторины, выставки.

7. Нетрадиционные формы работы с родителями: офлан-вебинары.

Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

К ним относятся следующие технологии :

1. Технология исследования психосоматического здоровья педагогов.

2. Технологии по поддержанию и укреплению профессионального и психологического здоровья педагогов (психологические тренинги, релаксации, информационно-познавательные мероприятия: консультации, педсоветы, педчасы).

3. Технологии оздоровления (лечебная физкультура, дыхательная гимнастика, зрительная гимнастика, ароматерапия, фитотерапия, музыкатерапия, пескотерапия, смехотерапия).

Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – это технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Целью их является становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.

В настоящее время анализ научной литературы свидетельствует о существовании многих здоровьесберегающих технологий. В детском саду чаще всего используют технологии по следующим направлениям (далее речь пойдет о педагогических здоровьесберегающих технологиях) :

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни.

3. Коррекционные технологии.

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья :

КГН

динамические паузы;

гимнастика (дыхательная, пальчиковая, бодрящая, пробуждения, зрительная, ортопедическая);

подвижные и спортивные игры;

ритмопластика;

релаксация,

стретчинг.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни :

утренняя гимнастика;

физкультурные занятия;

точечный массаж;

спортивные развлечения, праздники;

Дни здоровья;

проблемно-игровые тренинги;

занятия ОБЖ и ЗОЖ;

СМИ (ситуативные малые игры - ролевая подражательная имитационная игра).

3. Коррекционные технологии :

технология коррекции поведения;

арт-терапия;

технология музыкального воздействия;

сказкотерапия;

технология воздействия цветом;

психогимнастика;

песочная терапия;

фонетическая ритмика;

логопедическая ритмика.

корригирующая,

ортопедическая,

игротренинги.

Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольного образовательного учреждения, профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей. Только реализуя все указанные виды здоровьесберегающих технологий можно достигнуть тесного взаимодействия основных факторов, влияющих на здоровье дошкольников.

На что мы с вами должны обратить внимание, с позиции заболеваемости детей. На протяжении ряда последних лет первое место занимают болезни органов дыхания (статистика Липецкой области) и они составляют более 50% от общего числа заболеваний. Также растет процент заболеваемости нервной системы детей, что связывают с ростом выявляемых случаев наследственных заболеваний у детей первого года жизни.

В Липецкой области ежегодно увеличивается процент инвалидности детей. Растут показатели заболеваний, приводящих к инвалидности таких болезней как, болезни крови, кроветворных органов, болезни косно-мышечной системы, юношеского ювенального артрита, болезни кожи и подкожной клетчатки, болезни коровобращения.

В связи с этими показателями педагоги дошкольных образовательных учреждений должны особое внимание уделить технологиям, направленным на профилактику болезней органов дыхания, сохранить и укрепить нервную систему, создать благоприятную психологическую атмосферу пребывания ребенка в учреждении, а также проводить профилактику заболеваний опорно-двигательного аппарата.

Практическая часть:

Видео: https://www.youtube.com/embed/cWxHZV6Quas
Роскомнадзор: youtube.com нарушает законодательство РФ

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология. Мастер-классСовременные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология. Мастер-класс Тема мастер - класса: «Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология» Участники мастер.

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОО в условиях ФГОС Охрана здоровья детей - приоритетное направление деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать.

Современные инновационные технологии экологического образования дошкольников Основная цель работы с дошкольниками по экологическому воспитанию предполагает: формирование у каждого ребенка убеждения в необходимости.

Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе ДОУ Проект Внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс МБДОУ Пушкаревский детский сад Цель: Повышение качества образования воспитанников.

Использование ИКТ, ЭОР в образовательном процессе из портфолио Использование информационно-коммуникативных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе Технические средства.

Использование педагогических технологий в образовательном процессе Использование педагогических технологий в образовательном процессеВ современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования.

Консультация для воспитателей «Инновационные технологии и подходы к организации ИКТ дошкольников»Консультация для воспитателей «Инновационные технологии и подходы к организации ИКТ дошкольников» Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня хочу вам сообщить о современных подходах и методах по развитию коммуникативных компетенций дошкольников.

Технология моделирования в образовательном процессе ДОУ В современных условиях быстро меняющейся жизни от ребенка требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самому.

Современные здоровьесберегающие технологии в работе социально-психологической службы школы Современные здоровьесберегающие технологии в работе социально-психологической службы Плетнева С. В., педагог - психолог Руденко Н. Н. ,.

Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе школы . Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе. Кто рассчитывает обеспечить себе здоровье, пребывая в лени, тот поступает так же глупо,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Современные инновационные здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ
Опубликовано: 4 мая 2022 в 12:52
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Современные инновационные здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Чернова (УИ 41465) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД