Наталья Чернова
Современные инновационные здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Здравствуйте уважаемые коллеги, тема нашего семинара «Современные инновационные здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ».
Тема «Здоровья» в дошкольном образовании всегда и во все времена будет являться приоритетной. Первостепенной задачей ФГОС ДО ставит – охрану и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
В статье 41 закона «Об образовании РФ» говориться об Охране здоровья обучающих, которая включает в себя:
Публикация «Современные инновационные здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ» размещена в разделах
1) оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
Здесь необходимо отметить своевременное обращение сотрудников ДОУ за первой помощью в медицинское учреждения для оказания скорой помощи детям и всем, кому необходима помощь (сотрудники, родители).
2) организацию питания обучающихся;
В учреждении организованно разнообразное питание. При организации питания необходимо отметить работу педагогов и помощников воспитателей в группе. Это работа по привитию воспитанниками культурно-гигиенических навыков и правил поведения при приеме пищи. А также соблюдение санитарных правил при раздаче пищи сотрудниками ДОУ.
3) определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;
В соответствии с санитарными нормами в учреждении разрабатывается учебный план, в котором учитываются все временные рамки по отношению к возрасту детей и нагрузке образовательного процесса, соблюдение режима дня.
4) пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
Сюда входят занятия с воспитанниками по ОБЖ и ЗОЖ, в соответствии с ООП ДОУ. Создание уголков и дидактических пособий по валеологии.
5) организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
Это наши занятия физической культурой, спортивные мероприятия, соблюдение двигательного режима в течении дня и все здоровьесберегающие технологии.
6) прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом, и диспансеризации;
Этот раздел обеспечивает медперсонал.
7) профилактику и запрещение курения табака или потребления никотинсодержащей продукции, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ;
В нашем случае здесь, наверное, подразумевается просвещение родителей о вредных привычках и последствиях.
8) обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
Это пропускной режим, сигнализация и тревожная кнопка. Проверка территории и здания на безопасность, ведение журналов безопасности.
9) профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
Здесь подразумеваются соблюдение всех инструкций, которые разработаны для различных видов деятельности. Наши тренировки.
10) проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий;
Это соблюдение различных санитарных режимов во время инфекций и обнаружения заболеваний (ветрянка, энтеровирусная инфекция и др.).
11) обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи.
Это проведение практических занятий с педагогами детского сада, создание памяток.
Именно на пункты 4 и 5 мы с вами сегодня обратим внимание. Пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, и организация, и создание условий для профилактики заболеваний, и оздоровления обучающихся – это и есть ни что иное как здоровьесберегающие технологии.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду : детей, педагогов и родителей.
Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется отношение к себе и окружающим. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Педагоги детских садов используют разнообразные формы и виды здоровьесберегающих технологий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей. Главное назначение данных технологий – нацелить педагогов, специалистов детского сада, родителей и самое главное – самих детей на сохранение и укрепление здоровья.
Классификация здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании определяется по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогического процесса в детском саду.
В результате анализа научной литературы можно выделить основные виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании :
1. медико – профилактические;
2. физкультурно – оздоровительные;
3. технологии обеспечения социально – психологического благополучия ребенка;
4. здоровьесберегающие образовательные технологии;
5. технологии валеологического просвещения родителей;
6. технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования.
Медико-профилактические технологии в дошкольном образовании – это технологии, обеспечивающие сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.
К ним относятся следующие технологии :
1. технологии профилактики заболеваний;
2. углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов, приходящих из поликлиники;
3. коррекция возникающих функциональных отклонений;
4. отслеживание характера течения хронической патологии (для детей, имеющих III-V группу здоровья);
5. реабилитация соматического состояния здоровья;
6. противоэпидемическая работа и медицинский контроль работы пищеблока в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими правилами;
7. витаминопрофилактика (отвар шиповника в осеннее – зимний период, витаминизация третьих блюд с использованием аскорбиновой кислоты);
8. санитарно-гигиеническая деятельность всех служб ДОУ.
Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка, развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников.
К ним относятся следующие технологии :
1. закаливание:
водой: умывание и обливание рук до локтя прохладной водой; контрастное обливание ног; обтирание полотенцем, намоченным прохладной водой; полоскание рта;
воздухом: сон при открытых окнах, хождение босяком, соблюдение режима прогулок в любую погоду;
солнцем: не прямое попадание солнечных лучей, а рассеянное с выполнением упражнений – в летний период; ежедневная прогулка;
2. беседы по валеологии;
3. спортивные праздники;
4. спортивные развлечения и досуги;
5. недели здоровья;
6. соревнования;
7. прогулки-походы.
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка – это технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка-дошкольника. Основная задача этих технологий - обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье.
К ним относятся следующие технологии :
технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ, которым занимается в ДОУ педагог-психолог.
Технологии валеологического просвещения родителей – это технологии, направленные на обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ, обретение ими валеологической компетентности. Валеологическое образование родителей надо рассматривать как непрерывный процесс валеологического просвещения всех членов семьи.
К ним относятся следующие формы взаимодействия с семьями:
1. Информационные стенды для родителей. В каждой возрастной группе должны работать рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств : комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры;
2. Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ;
3. Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья, встречи детей ДОУ с родителями-спортсменами и др.);
4. Консультации, личные беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.
5. Родительский собрания, конференции.
6. Конкурсы, викторины, выставки.
7. Нетрадиционные формы работы с родителями: офлан-вебинары.
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.
К ним относятся следующие технологии :
1. Технология исследования психосоматического здоровья педагогов.
2. Технологии по поддержанию и укреплению профессионального и психологического здоровья педагогов (психологические тренинги, релаксации, информационно-познавательные мероприятия: консультации, педсоветы, педчасы).
3. Технологии оздоровления (лечебная физкультура, дыхательная гимнастика, зрительная гимнастика, ароматерапия, фитотерапия, музыкатерапия, пескотерапия, смехотерапия).
Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – это технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Целью их является становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.
В настоящее время анализ научной литературы свидетельствует о существовании многих здоровьесберегающих технологий. В детском саду чаще всего используют технологии по следующим направлениям (далее речь пойдет о педагогических здоровьесберегающих технологиях) :
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни.
3. Коррекционные технологии.
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья :
КГН
динамические паузы;
гимнастика (дыхательная, пальчиковая, бодрящая, пробуждения, зрительная, ортопедическая);
подвижные и спортивные игры;
ритмопластика;
релаксация,
стретчинг.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни :
утренняя гимнастика;
физкультурные занятия;
точечный массаж;
спортивные развлечения, праздники;
Дни здоровья;
проблемно-игровые тренинги;
занятия ОБЖ и ЗОЖ;
СМИ (ситуативные малые игры - ролевая подражательная имитационная игра).
3. Коррекционные технологии :
технология коррекции поведения;
арт-терапия;
технология музыкального воздействия;
сказкотерапия;
технология воздействия цветом;
психогимнастика;
песочная терапия;
фонетическая ритмика;
логопедическая ритмика.
корригирующая,
ортопедическая,
игротренинги.
Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольного образовательного учреждения, профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей. Только реализуя все указанные виды здоровьесберегающих технологий можно достигнуть тесного взаимодействия основных факторов, влияющих на здоровье дошкольников.
На что мы с вами должны обратить внимание, с позиции заболеваемости детей. На протяжении ряда последних лет первое место занимают болезни органов дыхания (статистика Липецкой области) и они составляют более 50% от общего числа заболеваний. Также растет процент заболеваемости нервной системы детей, что связывают с ростом выявляемых случаев наследственных заболеваний у детей первого года жизни.
В Липецкой области ежегодно увеличивается процент инвалидности детей. Растут показатели заболеваний, приводящих к инвалидности таких болезней как, болезни крови, кроветворных органов, болезни косно-мышечной системы, юношеского ювенального артрита, болезни кожи и подкожной клетчатки, болезни коровобращения.
В связи с этими показателями педагоги дошкольных образовательных учреждений должны особое внимание уделить технологиям, направленным на профилактику болезней органов дыхания, сохранить и укрепить нервную систему, создать благоприятную психологическую атмосферу пребывания ребенка в учреждении, а также проводить профилактику заболеваний опорно-двигательного аппарата.
Практическая часть:
Видео: https://www.youtube.com/embed/cWxHZV6Quas