Оля Михайлова
Современные формы работы с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
Современные формы работы с родителями в ДОУ.
Аспекты взаимодействия и сотрудничества семьи и ДОУ- «вечные» проблемы дошкольной педагогики.
Семья была, есть и будет самым сильным фактором влияния на человека в любом возрасте. Именно влияние семьи на ребенка гораздо сильнее влияния других социальных институтов. Но в работе встречаются родители, которые не понимают или не хотят брать на себя ответственность за воспитание ребенка. Мы-педагоги вынуждены работать с последствиями такой позиции. Традиционные формы работы с родителями уже не соответствует новой задаче семейного воспитания: воспитание конкурентноспособного человека. Совершенно очевидным стал факт, что традиционные формы взаимодействия семьи и ДОУ постепенно изживают себя.
Публикация «Современные формы работы с родителями» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция август 2018
Семья и детский сад- два общественных института, в котором ребенок проводит большую часть времени до 7 лет, не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Это непонимание ложится на плечи ребенка. Не секрет, что многие родители интересуется только питанием ребенка, считают, что детский сад-это место, где осуществляется присмотр и уход.
Чтобы изменить это положение и заинтересовать родителей в совместной работе нужно использовать современные формы работы с родителями.
Метод проектов как педагогическая идея, технология и практика появилась в середине 20 века. В нашем дошкольном учреждении постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания. В своей педагогической деятельности мы выбрали метод проектирования, который рассматривается как система планируемых и реализуемых действий, а также характеристика условий и средств достижения поставленных целей и задач.
Что же означает слово «Проект»?
Слово «проект» заимствовано из латыни: «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза». А в переводе с греческого – это путь исследования.
Проект (буквально "брошенный вперед") - прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности, а проектирование - процесс создания проекта.
Метод проектов как педагогическая технология – это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, приемов и действий педагога в определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения проблемы, лично значимой для педагога, оформленной в виде некоего конечного продукта. Другими словами, проектный метод – это осуществление замысла от момента его возникновения до его завершения с прохождением определенных этапов деятельности.
Таким образом, педагогическое проектирование – это процесс создания проекта, который отражает решение той или иной проблемы. Представляет собой деятельность, осуществляемую в условиях образовательного процесса и направленную на обеспечение его эффективного функционирования и развития.
Метод проектов рассматривается как набор смоделированных ситуаций, реализация предметных областей, технология моделирования и организации образовательных ситуаций, в которых ставятся и решаются собственные проблемы.
Методологическую основу педагогических проектов глубоко раскрыли ученые – педагоги М. И. Гуревич и М. С. Коган.
М. И. Гуревич к особенностям метода проектов относит такие характеристики как эффективность, полипарадигмальность, отсутствие единого подхода, постоянное совершенствование, постоянное совершенствование технологии в течение длительного времени.
М. С. Коган педагогический проект рассматривает как мотивационный целенаправленный способ изменения педагогической действительности и упорядоченной профессиональной деятельности, а также комплект документов, отражающих цели проектирования, состав, структуру объекта проектировочных усилий, логику проектирования, ресурсное обеспечение процесса реализации проекта.
Проекты классифицируются
по количеству:
- индивидуальные;
- парные;
- групповые,
- фронтальные.
по содержанию:
Монопроекты (1 образовательная область) Работа предусматривает подчас применение знаний и из других областей для решения той или иной проблемы.
Интегративные (межпредметные) (2 и более образовательных областей) в основном используются в ДОУ.
по продолжительности:
- краткосрочные (мини-проекты – несколько занятий) ;
- среднесрочные (от 1 месяца) ;
- долгосрочные проекты (полугодие, учебный год) .
по доминирующему виду проектной деятельности:
Исследовательско - познавательный - полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием; дети совместно с взрослыми формулируют проблему исследования, обозначают задачи, определяют методы, источники информации, изучают, обсуждают полученные результаты, выводы, оформляют результаты исследования.
Творческие - предполагают соответствующее оформление результатов в виде детского праздника, детского дизайна. Дети договариваются о планируемых результатах и форме их представления (совместная газета, видеофильм, праздник) .
Игровые - участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы.
Ознакомительно-ориентировочные (информационные) – этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов.
Практико – ориентированные (прикладные) - результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников; дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление группы, проект изоуголка, проект правил группы, витражи и т. д.) .
Комбинированные (универсальные) – представления с использованием предварительно изготовленных изделий (показы моделей одежды, кукольный спектакль и т. д.
Свой опыт работы по внедрению проектной деятельности я бы хотела представить на примерах проекта «Родительские встречи».
Цель которого является-активизировать взаимодействие родителей с педагогами, интегрировать средства общественного и семейного воспитания дошкольников.
Задачи проекта:
-создать благоприятные условия для взаимодействия с родителями дошкольников в целях дальнейшего сотрудничества;
-углубить психолого-педагогическую компетенцию родителей;
-включить родителей в образовательный процесс как активных субъектов;
-раскрыть перед родителями суть основных приемов развивающегося образования;
-создать комплект творческих методических работ : видео-фильмы, библиотеку сочинений детей, набор памяток и рекомендаций для родителей и др.
Обоснование проекта. Семья как институт, с которым связана педагогическая деятельность образовательного учреждения, находится сегодня на предельно сложном этапе своего развития. Взрослые люди с различной степенью успешности привыкают к интенсивно меняющимся социально-экономическим условиям российского бытия. Процесс социальной адаптации личности, множество сопровождающих его противоречий существенным образом затрудняют выполнение родительских функций. В результате мы видим множество родительских «воспитательных просчетов», устранить которые можно во взаимодействии с педагогами учреждения дополнительного образования детей.
Основная идея проекта.
Разработка проекта «Родительские встречи» обусловлена потребностями родителей дошкольников, которые были выявлены в результате специально осуществленного констатирующего исследования. Своего рода узел разрешаемых противоречий связан со следующими факторами:
-приобретением знаний в области психологии, педагогики и методики семейного воспитания;
-систематизацией информационного методического банка данных в соответствие задачами комплектования «библиотечки для родителей». Под условным названием «как помочь своему ребенку быть счастливым?»;
-понимание проблем и перспектив личностно-познавательного роста собственного ребенка;
-своевременным оказанием ребенку повседневной, оперативной, эмоционально-практической помощи, разносторонней его поддержки.
Условия реализации проекта
К необходимым психолого-педагогическим условиям относятся следующее:
-доверительные отношения между участниками встречи;
-учет особенности взаимоотношений родителей и детей;
-учет уровня компетентности родителей;
-системность и переодичность проведения встреч.
Содержания проекта.
В разрабатываемом проекте предусмотрены следующие 6 пунктов взаимодействий.
1. Психолого-педагогический блог. Включает себя цикл бесед по вопрос воспитания, образования, развития детей, их взаимодействие со взрослыми; отношение детей к нигам, чтению, словотворчеству и т. д.
2. Видео-репортажи с занятий. Видеообзор по занятиям развитии речи, математики, предметов художественного и музыкального направления, мини-фрагменты концертных выступлений, театрализованных представлений; показ видеожурнала «Родительские посиделки».
3. Презентации новых изданий для родителей. Представления «Библиотечки для родителей», газеты «Дом для творчества», имеющих методических пособий и др.
4. Наша игротека. Представление коллективных игр для детей, разучивание словесных и музыкальных игр для детей и взрослых, ознакомление с настольно-печатными играми образовательно-развивающей направленности.
5. Справочное бюро «Вопросы и ответы». Организация вопросов с помощью условного «почтового ящика», заданных в письменной форме и адресованных психологу, социологу, педагогам-предметникам и др.
6. Встреча с педагогами творческих коллективов, работающих с детьми дошкольного возраста.
Таким образом, проектная деятельность позволяет реализовать все виды детской деятельности, то есть совместить теорию с практикой и самое главное задействовать родителй. Изложенный выше практический материал из опыта работы, необходим, чтобы детский сад и семья стали открытыми друг для друга. И если описанная выше работа с родителями и её анализ будут проводиться в системе и не «на бумаге», то постепенно даст определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» станут активными участниками встреч и помощниками воспитателя и администрации ДОУ, так как тем самым создастся атмосфера взаимоуважения. А позиция родителей как воспитателей станет более гибкой, так как они стали непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса своих детей, ощущая себя более компетентными в воспитании детей.