Элина Грибанова
Современные формы сотрудничества с семьями воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы
Современные формы сотрудничества с семьями воспитанников ДОУ в процессе реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта строятся мной на следующих принципах:
- Открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
- Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
- Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
Публикация «Современные формы сотрудничества с семьями воспитанников» размещена в разделах
- Диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании ребенка.
Моя главная цель – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций :
- Развитие интересов и потребностей ребенка;
- Распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей;
- Поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;
- Выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций;
- Понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности.
Данная цель реализуется через следующие задачи:
- Воспитание уважения к детству и родительству;
- Взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды;
- Повышение и содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей;
- Оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми;
- Использование с родителями различных форм сотрудничества и совместного творчества, исходя из индивидуально-дифференцированного подхода к семьям.
В своей работе использую дифференцированный подход при организации работы с родителями, который является необходимым звеном в системе мер, направленных на повышение их педагогических знаний и умений, использую следующие формы работы с родителями :
Индивидуальные формы :
1. Индивидуальные консультации (предполагают индивидуальное общение с родителями)
2. Индивидуальные беседы (представляют собой обсуждение с
родителями жизни ребенка дома и в детском саду для установления позитивных отношений с семьей, получения информации о ребенке)
3. Участие родителей в подготовке и проведении воспитательно-образовательного процесса (проводится по согласованию с родителями в форме подготовки помещения, раздаточного и демонстрационного материала, участия в режимных процессах: утренней зарядке, прогулке, играх детей)
4. Работа консультационных пунктов (предполагает организацию консультаций для всех желающих в определенное время несколькими специалистами детского сада, имеющими разную квалификацию: воспитателями, педагогом-психологом, руководителем физического воспитания, медицинской сестрой, музыкальным руководителем)
Коллективные формы :
1. Родительские собрания (представляют собой регламентированное мероприятие, на котором решаются организационные вопросы, а также вопросы, связанные с воспитанием и обучением детей, делаются сообщения для родителей руководителями и специалистами детского сада; по обсужденным вопросам принимается решение (постановление, которое фиксируется в протоколе; предварительное анкетирование, памятки по теме собрания)
2. Семинары (включают в себя активное обсуждение психолого-педагогических проблем, которые предполагают подготовку докладов, сообщений, активный обмен мнениями, разработку конкретных рекомендаций. Например: «Психологическое благополучие ребёнка в семье и детском саду»)
3. Круглые столы, вечера вопросов и ответов (организуются в форме свободного или регламентированного общения педагогов с родителями, во время которого последние имеют возможность получить ответы на интересующие их вопросы, высказать свое мнение по заявленной или волнующей проблеме. Например: «Детские капризы и упрямство»)
4. Групповые консультации (включают подготовку сотрудниками дошкольного учреждения сообщений, практических рекомендаций и материалов для группы родителей, имеющих одинаковые проблемы (в воспитании детей, общении с ними, совместное обсуждение волнующих вопросов. Например: «Застенчивый малыш»)
5. Деловые и ролевые игры (включают обсуждение и воспроизведение (проигрывание) родителями различных проблемных педагогических ситуаций в семейном воспитании в условной обстановке для приобретения навыков и эмоционального опыта действия в таких ситуациях. Например: «Когда ребенок упрямится»)
6. Совместная деятельность педагогов, родителей и детей (включает в себя активную деятельность различного рода в групповом помещении, на участке. Это может быть уборка, украшение помещений, подготовка и посадка растений, совместное изготовление пособий, подарков, украшений и др.)
7. Дни открытых дверей (представляют собой дни свободного посещения родителями воспитанников детского сада с целью более детально ознакомиться с работой учреждения: совместной деятельностью, играми, режимными моментами, праздниками, развлечениями)
8. Совместные вечера, праздники и развлечения родителей с детьми и сотрудниками дошкольного учреждения (организуются как активные, насыщенные эмоциональным общением мероприятия, в процессе которых все участники имеют возможность не только пообщаться, но и получить необходимую информацию, показать достижения, отдохнуть, познакомиться поближе. Например: календарные праздники (Новый год, 8 марта); литературные, музыкальные, спортивные, интеллектуальные вечера.
Использую также наглядно - информационные формы :
1. Родительские уголки (предполагают представление в наглядной форме наиболее востребованной информации для родителей : о распорядке дня в детском саду, содержании воспитательно - образовательного процесса, организации питания детей, а также психолого-педагогические, медико - гигиенические и другие сообщения)
2. Папки-передвижки (представляют собой самостоятельную издательскую деятельность, в результате которой сотрудниками детского сада подбирается и оформляется в папки или журналы теоретический и практический материал, который будет обогащать знания и умения родителей по предложенной проблеме. Например: «Что читать малышам», «Азбука вежливости»)
3. Выставки (предполагают представление результатов индивидуальной и совместной деятельности дошкольников, родителей и педагогов. Например: выставка рисунков «Мамочка моя», фотовыставки «Моя семья»)
4. Обмен литературой (подразумевает распространение психолого-педагогических знаний через предложение педагогами специальной литературы для родителей, которые могут ознакомиться с ней как в дошкольном учреждении, так и дома)
5. Видеосъемка (видеосъемки различных моментов из жизни детей в детском саду с последующим совместным ее просмотром родителями, детьми, другими членами семьи, воспитателями. Например: «Один день в саду», «Наши праздники», «Строим, рисуем, лепим»)
На сегодняшний момент многие формы работы с родителями мной используются в комплексе. В структуру любого мероприятия с участием родителей вношу различного рода новые элементы в целях повышения родительского интереса к этим мероприятиям.
Неформальный подход к организации и проведению этих форм работы ставит меня перед необходимостью использовать разнообразные методы активизации родителей. Для этого даю им возможность активно участвовать, говорить, спорить, играть, соревноваться…
В работе использую анализ педагогических ситуаций, что помогает прийти к выводу, что методы воспитания надо применять гибко: учитывать особенности ребенка, его настроение, темперамент.
Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи с использованием нетрадиционных форм работы обеспечивает организацию оптимальных условий как для развития личности ребенка, так и его ближайшего окружения. В ходе работы поддерживаю нормы взаимодействия: взаимоуважение, открытость к общению, доверие и т. д.
Больше всего заинтересовала наших родителей такая форма взаимодействия, как сайт детского сада. На сайте есть вся информация для родителей, фотовыставки, наши достижения. Также проводятся конкурсы – голосования: «Осенние зарисовки», «Мастерская деда Мороза». Родители сами принимают участие в голосовании на сайте детского сада и могут проследить за ходом голосования.
Много различных форм работы с родителями апробировано. Сейчас можно смело сказать, что признаки обновления во взаимодействии педагогов с семьей явно происходят. Со стороны родителей исходит инициатива по проведению новых форм общения ДОУ с семьёй.
Педагоги стали более инициативны, смелее. Они проявляют творчество, выдумку, фантазию в целях претворения их новых идей в жизнь.
Воспитатели стали теснее и ближе общаться со всеми родителями, а не только с активистами, привлекая их к групповым мероприятиям. Никогда еще так часто родители не участвовали в совместных делах ДОУ и семьи.
При добросовестном отношении педагога к данной работе по вовлечению родителей в образовательный процесс, новая философия взаимодействия с родителями осуществляется успешно.
Изменилось общение педагогов и родителей: взаимоотношения стали партнерскими. Родители и воспитатели советуются друг с другом, предлагают, убеждают, как лучше организовать мероприятие, праздник. Формальное общение исчезает.
Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. Ребенок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями, эмоциональный подъем, желание быть в саду в центре всех игр и совместной деятельности.
Работа с родителями — это процесс общения разных людей, который не всегда проходит гладко. Естественно, в любом детском саду могут возникнуть проблемные ситуации во взаимоотношениях педагогов и родителей.
Важным моментом в предупреждении возникновения проблемных ситуаций являются установление личного контакта педагога с родителем, ежедневное информирование родителей о том, как ребенок провел день, чему научился, каких успехов достиг.
Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даё т положительные результаты: изменился характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них стали активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно - образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.