МААМ-картинки

Современные формы работы в книжном уголке с детьми старшего дошкольного возраста

Анна Андреева
Современные формы работы в книжном уголке с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Сегодня перед различными образовательными организациями, в частности, детским садом, как никогда остро стоит задача приобщения детей к книге, воспитания интереса к чтению, формирования грамотного читателя. Если в дошкольном возрасте ребенок не поймет, не почувствует, что читать хорошую книгу - это очень интересно, то в школе, усевшись за учебники и компьютер, он уже не полюбит художественную литературу.

Используя художественные тексты как готовый культурный материал, воспитатель становится проводником детей в миры, создаваемые книгой.

Публикация «Современные формы работы в книжном уголке с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Иначе говоря, чтение художественной литературы выступает в форме партнерской деятельности взрослого с детьми.

Социологические исследования в нашей стране выявили такие негативные тенденции:

1. Заметное снижение интереса к чтению у младших школьников и подростков;

2. Резкое сокращение доли чтения в структуре свободного времени детей из-за того, что телевидение, видео-, и аудио- техника, компьютеры и интернет практически вытеснили книгу из их жизни;

3. Подмена подлинной литературы «суррогатами» массовой культуры и т. д.

Чтобы избежать таких проблем, следует начинать знакомить ребенка с книгой как можно раньше – задолго до того, как он пойдет в школу и сам научится читать. Только книга может обогатить мир ребенка, сделать его интересным, полным необычайных открытий и наслаждений новым знанием. Ребенок должен любить книгу, тянуться к ней, ждать праздника ума и души от общения с нею.

Чтение – развивает душу человека, учит его сострадать, быть милосердным, чувствовать чужую боль и радоваться чужому успеху.

Чтение – развивает речь человека, делает ее правильной, понятной, образной, красивой.

Чтение – это импульс к творческому озарению, к созданию нового художественного творения.

Человек читающий умеет пользоваться информацией, исследовать ее. В наше время умение извлечь информацию, способность принимать решение на основе ее анализа ценится как высокое профессиональное достижение.

Чтение детям художественных текстов должно быть ежедневным и не только в детском саду, но и дома. Регулярное интересное чтение должно войти в привычку, стать обычаем, ритуалом жизни группы.

• Время для чтения должно быть распределено в распорядке дня.

• Чтение книги должно проходить в непринужденной обстановке. Не желающие в данный момент слушать книгу должны соблюдать лишь одно правило: заниматься своими делами тихо, не мешая остальным.

Художественные тексты для длительного чтения воспитатель может наметить на 2-3 месяца. Короткие художественные произведения для непродолжительного чтения могут подбираться на месяц, их подборка постоянно корректируется.

Воспитатель сам подбирает подходящие для детей его группы художественные тексты.

Читая книгу, воспитатель выступает как партнер детей по восприятию ее содержания: проявляет эмоции, удивление, изумления, сострадания и пр. Монотонное чтение может отбить у ребенка охоту слушать.

В подборе художественной литературы очень важно взаимодействие детского сада с семьей.

ЗАДАЧИ, СТОЯЩИЕ ПЕРЕД ДОШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ:

1. Формировать устойчивый интерес детей к литературе как виду искусства; воспитывать грамотного читателя;

2. Учить детей анализировать текст, постигать смысл читаемого и эстетическую природу текста. Формировать знание о произведении.

3. Следить за тем, как дети воспринимают художественное произведение, какое воздействие оно оказывает на них, учитывать детское мнение о произведении и при необходимости корректировать его, формировать нравственный потенциал ребенка;

4. Вырабатывать потребность ежедневного общения с художественной литературой, учить детей уважать книгу, осознавать ее роль в человеческой жизни;

5. Расширять круг детского чтения за счет введения современных художественных произведений;

6. На региональном уровне корректировать программу, вводя национальные фольклорные произведения писателей – носителей национального языка;

7. Создавать библиотеку в ДОУ, библиотечные зоны в группах; устраивать книжные выставки, образы книжных новинок, информировать родителей по пробелам детского и семейного чтения;

8. Контролировать процесс семейного чтения;

9. Создавать литературную базу для реализации программы, состоящую из фонотеки, фондов (портреты писателей, книг с автографами, встреч, литературных праздников и т. д., материалов занятий с родителями по вопросам детского чтения. Активно пользоваться накопленным в работе с детьми и родителями.

Одной из важных задач ДОУ является приобщение детей к книге, художественной литературе. Именно со знакомства с увлекательным миром книг начинается формирование полноценной личности. Невозможно привить ребенку любовь к литературе, если её нет у окружающих его взрослых. Проблема усугубляется тем, что у ребенка равнодушного к книге, отсутствует мотивация для последующего обучения в школе.

Необходимо приобщать ребенка к чтению. Не просто учить читать, а воспитывать желание читать, желание познавать новое через общение с книгой.

Существенную роль в формировании у дошкольников интереса к художественной литературе играет уголок книги. Это особое, специально выделенное место, где ребёнок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть, «перечитать» её. Здесь происходит интимное, личностное общение ребёнка с произведением искусства - книгой и иллюстрациями.

В старшей группе детей учат понимать мотивы поступков героев литературных произведений, формируют осознанное отношение к ним, обращают внимание на язык сказки, рассказа, на авторские приемы и обороты, закрепляют навыки аккуратного пользования книгой. Дети получают элементарные представления о том, как создаются книги, какую огромную ценность они имеют для познания мира.

На занятиях проводим обобщающие беседы на темы: «Что мы знаем о книге», «Книга – лучший друг», «Чему учат сказки», «Как появилась книга» и другие. Организуем и специальные занятия, посвященные творчеству отдельных писателей, поэтов.

В группах мы организуем и мастерские по ремонту книг. Дети сами подбирают необходимые материалы – бумагу по цвету и толщине, клей и т. п. Во время совместного труда они вспоминают содержание книг, делятся своими впечатлениями о поступках героев.

Закрепляя у детей знания правил обращения с книгой, знакомим с новыми:

• книги можно брать только чистыми руками;

• смотреть их всегда за столом;

• не загибать уголки страниц;

• страницы перелистывать аккуратно, по одной, не торопясь;

• не использовать для игр;

• после того как посмотрел, всегда класть книгу на место.

При организации работы с книгой применяем такие методы, как:

• смыслораскрывающие - позволяющие детям определить ценность эмоциональных переживаний;

• знаково-символические;

• пантомимические этюды, стимулирующие самоконтроль и самооценку собственных эмоциональных проявлений у дошкольников;

• методы, моделирующие степень изменения собственных эмоций от грусти до радости, от уныния до восторга и т. п. ;

Современные формы работы в книжном уголке :

• Внесение в книжный уголок литературного материала к занятиям;

• организация и проведение тематических книжных выставок.

• детское творчество (сочинение сказок, стихов);

• тематические книжные выставки, посвященные творчеству писателей, поэтов;

работа с родителями : участие в занимательных вечерах по литературным произведениям, совместное сочинительство с детьми;

• создание альбомов с детскими иллюстрациями по сказкам;

• Мастер-класс «Изготовление рукописной книги» – для родителей

• Конкурс рукописных книг;

• Выставка рукописных книг;

Создание энциклопедий: «Что означают наши имена», «Всё о животных» по произведениям В. В. Бианки;

• Акция «Подари книгу»;

• Вечер сказок с использованием рисунков детей

Проводимая в системе работа по приобщению детей к книжной культуре дает ощутимые результаты: дети знают и выполняют правила обращения с ними. Мы надеемся, что этот интерес будет расти, и приложим к этому все свои знания и силы. Ведь научить понимать и любить книгу – значит научить мыслить и чувствовать.

Список литературы:

1. Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая, В. И. Логинова «Ребёнок и книга»;

2. М. М. Алексеева, В. И. Яшина «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников»;

3. В. В. Шилина «Чтение без принуждения»;

4. Н. В. Швецова Опубликовано на сайте День за днем «Приобщение дошкольников к культуре чтения»;

5. О. И. Соловьева. "Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду» «Просвещение», М., 1966 г.

6. Ишкинина И. В. «Развивающие функции художественной литературы в подготовке детей к школе»

7. Туева И. А. Проект «Здравствуй, Пушкин!»

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Особенности организации индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста» Индивидуальная работа с детьми старшего дошкольного возраста В соответствии с новыми профстандартами, индивидуализация образовательного.

Лэпбук «Огород на окне» для работы с детьми старшего дошкольного возраста.Лэпбук «Огород на окне» для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Настала пора для знакомства ребятишек с семенами, с их посевом. В этом процессе проходит много рассматриваний, наблюдений, опытов, бесед,.

Мастер-класс по объёмной аппликации с элементами рисования «Ветка яблони» для работы с детьми старшего дошкольного возрастаМастер-класс по объёмной аппликации с элементами рисования «Ветка яблони» для работы с детьми старшего дошкольного возраста В православной церкви есть удивительный праздник, который называется по-народному яблочный спас. В этот день, 19 августа, в церкви собирается.

Мастер-класс совместной работы с детьми старшего дошкольного возраста «Крещенское утро»Мастер-класс совместной работы с детьми старшего дошкольного возраста «Крещенское утро» Мастер-класс совместной работы на конкурс «Душа по капле» с детьми старшего возраста «Крещенское утро» (фотоотчёт) Рада приветствовать.

Организация и планирование кружковой работы по духовно-нравственному воспитанию с детьми старшего дошкольного возрастаОрганизация и планирование кружковой работы по духовно-нравственному воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста Время не стоит на месте, а стремительно бежит вперёд, внося свои изменения в нашу жизнь, и жизнь общества в целом. К большому сожалению,.

Особенности работы по заучиванию стихотворений с детьми среднего и старшего дошкольного возраста с ОНР (часть вторая) .

Перспективный план работы с детьми дошкольного старшего возраста «Знакомство с историей русского народа через предметы быта» Перспективный план работы с детьми старшего возраста по теме «Знакомство с историей русского народа через предметы быта» Сентябрь Задачи:.

Планирование работы по безопасности дома с детьми старшего дошкольного возраста Детей дошкольного возраста, находясь дома, даже под присмотром взрослых, могут предостерегать множество опасностей. Очень актуально сейчас.

Семейные книжки-самоделки в книжном уголкеСемейные книжки-самоделки в книжном уголке Многие дети с самого раннего возраста любят рассматривать яркие картинки, но не все родители находят время читать детям художественную литературу.

Выступление на РМО по речевому развитию «Формы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» Выступление на РМО по речевому развитию «Формы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» В последние годы значительно увеличилось.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Современные формы работы в книжном уголке с детьми старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 1 декабря 2020 в 19:12
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Современные формы работы в книжном уголке с детьми старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Анна Андреева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД