Шипаева Татьяна
Современные формы, методы, педагогические технологии для формирования финансовой грамотности у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Экономическое воспитание дошкольников, как направление дошкольной педагогики, в настоящее время актуально и востребовано особенно остро.
В последнее десятилетие встал вопрос о том, что любой современный человек должен обладать деловыми качествами. Эти требования общества сделали проблему экономического воспитания актуальной применительно уже к дошкольному возрасту. Главное, говорить ребенку о сложном мире экономики на понятном ему языке.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Педагогические технологии в ДОУ
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
В процессе организации образовательной деятельности по изучению основ финансовой грамотности рекомендуется использовать как традиционные, классические формы (беседа, чтение, игра, экскурсии, наблюдения и др., так и современные (проектная деятельность, ситуационные задачи, мастерские, викторины и конкурсы, театрализованные постановки и др.). Все формы носят интегративный характер, позволяют развивать разные виды деятельности дошкольников.
Ведущим видом деятельности дошкольников является игра. Она одна из самых предпочтительных форм для формирования основ финансовой грамотности. Существует множество разнообразных игр направленных на формирование представлений об экономике и финансах.
В дидактических играх «Кем быть?», «Семейный бюджет» и др. уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Речевое общение протекает в форме диалога. Педагог формулирует четкие, экономически грамотные вопросы, а дети учатся ясно высказывать свои предположения.
В сюжетно-ролевых играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, оплата услуг, производства и сбыта готовой продукции и др.
Играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике.
Очень интересны и увлекательны для детей игры-путешествия. Например, «Путешествие по территории детского сада» (с целью познакомиться с профессиями сотрудников, «Музей денег», «Путешествие в прошлое предметов» и другие.
Всегда дают положительный результат и заинтересовывают детей различные экскурсии, к примеру, в банк, к местам торговли, с целью рассмотреть наружную рекламу ближайших улиц, что позволяет познакомиться с реальными объектами.
Беседы-обсуждения – одна из форм работы с детьми, которая помогает детям закрепить знания по разным темам. Примерные темы: «Труд – основа жизни», «Как придумали деньги?», «Какие бывают деньги, как они выглядят и откуда берутся?» и др.
Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует чтение художественной литературы, чтение сказок. Особенно интересными являются авторские сказки, каждая из которых представляет собой как бы мини-программу ознакомления детей с экономическими понятиями. Одним из примеров может быть книга Кнышовой Л. В., Меньшиковой О. И., Поповой Т. Л. «Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом». Дошкольники с интересом слушают историю про путешествие Миши и Кати. Наблюдая за судьбами героев, сопереживая им, ребенок присваивает их опыт, получает значимую информацию о жизни, природе, обществе.
В сказках дается объяснение многим непонятным экономическим явлениям. Их хорошо использовать для театрализованных постановок. Они имеют особое значение для социализации и развития дошкольника, помогают освоить новые понятия.
А что же вооружает ребенка средствами рационального познания мира? Конечно, математика. Счет, измерение, элементарные вычисления - это те способы, которые ребенок использует при решении различных задач, в том числе и экономического содержания. В то же время ознакомление с экономической сферой действительности способствует переходу ребенка от формального усвоения математических знаний к их осознанному применению в новой области. Это были классические формы экономического воспитания, а сейчас рассмотрим современные технологии.
Проектная деятельность позволяет детям самостоятельно или совместно с взрослыми открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать его и преобразовывать. С помощью проектов дошкольники осваивают новые понятия и представления о мире личных и семейных финансов.
Ситуационные задачи – обучение на примере разбора конкретной ситуации. Эта технология лучше других методов учит решать возникающие проблемы с учетом конкретных условий и фактической финансовой информации. Ребенок учится предвидеть последствия собственного поведения, анализировать причины того или иного развития событий. Усложняясь, такие ситуации, как правило, позволяют активизировать у ребенка познавательный интерес, а также сформировать определенный опыт.
Мастерская в первую очередь является формой организации продуктивной деятельности, однако в силу ярко выраженного интегративного характера позволяет развивать двигательную (мелкую моторику, социально-коммуникативную, познавательно-исследовательскую, трудовую деятельность, речевое и физическое развитие. Такая работа может стать более эффективной, если привлекать к участию в ней родителей.
Викторины и конкурсы можно рассматривать как своеобразные формы познавательной деятельности с использованием информационно-развлекательного содержания. Происходит интеграция всех образовательных областей. Примерами викторины могут быть: «Разумные траты сказочных героев», «Угадай профессию», «Угадай вид труда».
Это, конечно, небольшая часть технологий и форм работы по экономическому воспитанию. Но они не были бы настолько эффективны, если бы не взаимодействие с родителями. Большую роль в экономическом воспитании играет семья. Именно в семье ребенок приобретает первые экономические знания, приобщается к нуждам и потребностям семьи, познает соотношение понятий «работа» (мама работает, папа на работе) и «деньги» (мама и папа работают и получают деньги). Иногда старшие дошкольники по поручению родителей самостоятельно ходят в магазин и покупают предметы первой необходимости. Такого рода поручения они выполняют очень охотно, так как реально приобщаются к миру взрослых, чувствуют себя участниками общих семейных дел и забот.
Со своей стороны, педагоги оказывают посильную помощь родителям в экономическом воспитании. Они оформляют тематические стенды, фотовыставки с наглядным и консультативным материалом по различным вопросам. Для работы с семьей эффективно использование папок-передвижек. Темы папок могут быть самые разнообразные: «Наша семья трудится», «Мы идем в магазин», «Мы планируем», «Мы копим» и пр. В папках-передвижках должны быть даны рекомендации или отдельные задания для совместного выполнения.
Главная задача детского сада – дать простые экономические знания, сформировать бережное и экономное отношение детей к деньгам, подсказать, как обращаться с ними, накапливать, тратить и вкладывать.
Заниматься финансовой грамотностью детей дошкольного возраста в современных рыночных условиях просто необходимо, не стоит пренебрегать финансовым обучением ребёнка, так как это может определить его будущее.