Тархова Наталья
Совместная коллективная художественно-изобразительная деятельность детей
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: воспитатель старшей группы
«Ромашка»
Тархова Н. П.
ГБОДУ детский сад № 71
Фрунзенского района
Г. Санкт - Петербург
Совместная коллективная художественно – изобразительная деятельность детей.
«Чего один не сделает, сделаем вместе».
(Владимир Маяковский)
«…дети приобретают не только опыт коллективного творчества, но еще и опыт понимания места и роли искусства в жизни»
(Б. М. Неменский)
Публикация «Совместная коллективная художественно-изобразительная деятельность детей» размещена в разделах
Совместная коллективная художественно - изобразительная деятельность благотворно влияет на детей дошкольного возраста и тем самым позволяет педагогам решать более эффективно педагогические задачи. В процессе совместной коллективной творческой деятельности у детей формируются определенные умения и навыки, которые в дальнейшем служат почвой для формирования общественно ценных мотивов, которые помогают детям в дальнейшем в их жизни.
Принимая участие в совместных коллективных художественно - изобразительных работах, дети не только закрепляют или получают новую познавательную информацию и воспитывают путем творческого труда в себе важные нравственно – волевые качества, но и главным образом после сотрудничества с другими детьми получают положительные эмоции от такой проделанной работы, непосредственно видя конечный результат и радуясь все вместе проделанному творческому труду.
И хотя конечный результат является в некотором роде заключительным этапом, педагог должен понимать, чтобы эта радость от совместной работы была не одномоментна, и имела более длительный эффект, и не только приносила радость от проделанной работы, но и формировала в детях понимание значения их труда и пользы от совместной работы, то педагогам лучше определятся с нужными целевыми назначениями, которые имеют все коллективные работы.
Это могут быть прежде всего совместные коллективные художественно - изобразительные работы, которыми можно пополнять предметно-развивающую среду группы и которые в дальнейшем дети сами используют в игровой деятельности, и совместные коллективные художественно- изобразительные работы, которые могут служить для украшения интерьера группы. Дети с удовольствием любуются последними.
Совместная коллективная художественно- изобразительная работа может в себе содержать не только художественно-эстетические ценности красоты, но могут быть функциональными и служить практическим применением.
Организуя коллективную творческую деятельность, важно помнить о следующих этапах в организации :
Подготовительный этап
Проводится с целью настроить детей на тему коллективной деятельности и создать условия для реализации этой деятельности. Методы и приёмы очень различны. Начиная от сбора материала для изобразительной деятельности до музыкального сопровождения.
Основной этап
Включает непосредственное выполнение совместной творческой деятельности. На этом этапе дети проявляются особенно ярко. И не только творчески, но и проявляя свои индивидуальные качества в совместной творческой деятельности.
Заключительный этап.
Это этап взаимодействия детей с уже завершенной работой. Важный этап оценки и поощрения конечного результата совместной коллективной деятельности. Важный и приятный для самих детей, когда они видят свои результаты.
Формы самого процесса совместного творческого труда тоже разнообразны:
Фронтальная - коллективная форма
Это процесс соединения индивидуальных изделий детей, сделанных с учётом поставленной задачи или с учётом замысла общей композиции. И процесс совместной деятельности наблюдается лишь в конце занятия, когда индивидуально выполненные части композиции собираются в единое целое.
Комплексная форма
Выполнение коллективной работы на одной плоскости, когда дети делают свою часть задания, имея представление об общем результате и согласовывают действия с другими детьми.
Коллективно-производственная (индивидуально-производственная) форма.
Строится по действию конвейера, когда каждый ребенок в процессе изготовления изделия выполняет одну определённую операцию.
Ещё одним значимым моментом в процессе совместной коллективной творческой деятельности является деление группы детей на подгруппы, малые и большие, которые ведут работу над частью коллективной композиции или всей композицией. Вначале это простая по организации форма совместно-взаимодействующей деятельности детей - работа в паре, постепенно в групповую деятельность может быть вовлечено большее количество участников: от 3-4 до 7-8 детей и более (в зависимости от тематики коллективной композиции).
Правильно организовав совместную коллективную художественно - изобразительную деятельность детей, дети получают радость уже от самого процесса и конечного результата, но ещё могут чувствовать и в дальнейшем, любуясь или применяя на практике результаты своего творческого совместного коллективного труда. Исходя из этих важных наблюдений за детьми, проблема необходимости внедрения коллективной формы организации изобразительной деятельности остается актуальной и важной в современной педагогике.