Виктория Павленко
Советы логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые родители! Если вы хотите научить ребёнка читать до того как он пойдёт в школу, то приступайте к обучению чтению только в том случае, если устная речь ребёнка достаточно развита.
Для того что бы научиться читать, необходимо различать не только буквы, но и звуки, которые они обозначают. И еще, уважаемые взрослые: Не смешивайте, пожалуйста, понятия «звук» и «буква», когда учите ребенка читать.
Публикация «Советы логопеда» размещена в разделах
При обучении чтению нужно помнить, что основа обучения чтению – не буква, а звук. Согласно логопедической практике, важно соблюдать очень простой принцип: не нужно учить с ребёнком сразу все буквы алфавита. Основная сложность при знакомстве с алфавитом заключается в том, что каждая буква имеет своё название: [бэ], [вэ] [гэ]…А при чтении мы «складываем» звуки: [б], [в], [г]. Поэтому не называйте согласные буквы с призвуком гласных, например[ сэ] или [рэ] или [эр] и т. п. Потому что при обучении чтению запоминать нужно именно звуки.
Прежде чем показать ребенку новую букву, например М, следует научить его слышать звук [М] в слогах, словах, на протяжении всего периода обучения дома следует называть и звуки, и соответствующие им буквы ОДИНАКОВО – т. е. так, как звучит звук.
Возьмем, к примеру, звук [М]. Мы произносим отрывисто: М!
И букву М необходимо называть так же: М! Ни в коем случае не ЭМ, ведь говоря ЭМ, мы произносим два звука – [Э] и [М]. Данное обстоятельство только дезориентирует детей.
Вторая грубая ошибка заключается в обучении по буквенному чтению,
т. е. ребенок сначала называет буквы слога: М! А! – и только после этого читает сам слог: МА.
Прежде чем читать слоги на бумаге, надо научить складывать их «в уме». Спрашивайте у ребё нка : «М, А –что получится?» Правильно, МА!» Не следует говорить: «М и А – что получится?» Союз и будет мешать, ребёнку правильно соединять звуки в слоги.
Этот навык неправильного чтения очень стойкий и исправляется с большим трудом.
Правильное чтение – это чтение по слогам (конечно, на начальном этапе).
И пусть в начале обучения ребенок сколь угодно долго читает (тянет) первую букву слога, пока не сообразит, какая буква следующая: МММА. Читая первые слоги и слова, малыш должен держать пальчик под читаемой буквой и двигать им слева на право. К чтению слов рекомендуется переходить тогда, когда ребёнок называет слог целиком, а не по буквам.
Прежде чем перейти к сложным словам, убедитесь, что малыш быстро и уверенно читает слоги. Сначала слова, состоящие из четырёх или более букв, вы читайте вместе: вы читаете первый слог, а второй слог читает ребёнок. После этого нужно догадаться, какое слово получилось. «КО -ЗА. Что получилось? -КОЗА». Прочитанное слово обязательно повторяйте целиком, чтобы ребёнок понимал его смысл.
Насколько радостным и интересным будет, обучение чтению зависит от Вас уважаемые родители! Занятие должно проходить в игровой форме. Фантазируйте и творите вместе с ребёнком!