Журавлева Кристина Сергеевна
Совершенствование системы здоровьесбережения с учётом индивидуальных особенностей в условиях распространения COVID-19
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе форми-рования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные спо-собности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития фи-зических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах дви-гательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способно-стей дошкольника.
Публикация «Совершенствование системы здоровьесбережения с учётом индивидуальных особенностей в условиях распространения COVID-19» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Коронавирус
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2021
Работа по формированию у детей навыков физического развития в группе «Ромашка» ведется согласно рабочей программы. Основная работа по здоровье сберегающим технология осуще-ствляется через образовательную область «Физическое развитие» и через интеграцию образо-вательных областей. Сформированы начальные представлений о здоровом образе жизни. Умеют различать и называть органы чувств (глаза, рот, нос, уши, дать представление об их роли в организме и о том, как их беречь и ухаживать за ними. Развиты представления о цен-ности здоровья; сформировано желание не болеть, быть здоровым, дать первичные представ-ления о том, что такое «здоровый образ жизни» и зачем к нему надо стремиться. Сформирова-ны первоначальные представления о полезной пище (овощи, фрукты, молочные продукты и пр.) и вредной для здоровья человека пище (сладости, пирожные, сладкие газированные на-питки и пр.). Сформировать представление о пользе закаливания, утренней зарядки, спортив-ных и подвижных игр, физических упражнений (не будешь болеть, будешь сильным и ловки-ми пр.); полноценного сна (во сне человек растет, восстанавливает силы, если не выспаться, то будет плохое настроение, усталость и пр.). Знакомы с упражнениями, укрепляющими раз-личные органы и системы организма. Сформировать умение сообщать о своем самочувствии взрослым, осознавать необходимость при заболевании обращаться к врачу, лечиться.
Воспитание культурно-гигиенических навыков. Формировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни. Сформированы осознанная привычка мыть руки перед едой и чистить зубы утром и вечером. Совершенствованы культурно-гигиенические навыки, формировать простейшие навыки поведения во время еды, умывания. Умеют следить за своим внешним видом; учить правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой и носовым платком. Сформировать элементарные навыки поведения за столом: умение правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.
Физкультурные занятия и упражнения. Умеют ходить и бегать свободно, не шаркая но-гами, не опуская головы, сохраняя перекрестную координацию движений рук и ног. Учить действовать совместно: строиться в колонну по одному, шеренгу, круг, находить свое место при построениях. Умеют энергично отталкиваться двумя ногами и правильно приземляться в прыжках с высоты, на месте и с продвижением вперед; принимать правильное исходное положение в прыжках в длину и высоту с места; в метании мешочков с песком, мячей диаметром 15–20 см. Могут энергично отталкивать мячи при катании, бросании. Умеют ловить мяч двумя руками одновременно. Могут хвататься за перекладину во время лазанья. Закреплять умение ползать. Сохраняют правильную осанку в положениях сидя, стоя, в движении, при выполнении упражнений в равновесии. Развита самостоятельность и творчество при выполнении физических упражнений. Ходьба обычная, на носках, с высоким подниманием колена, в колонне по одному, по два (парами); в разных направлениях: по прямой, по кругу, змейкой (между предметами, врассыпную. Ходьба с выполнением заданий (с остановкой, приседанием, поворотом).Упражнения в равновесии. Ходьба по прямой дорожке (ширина 15–20 см, длина 2–2,5 м, по доске, гимнастической скамейке, бревну, приставляя пятку одной ноги к носку другой; ходьба по ребристой доске, с перешагиванием через предметы, рейки, по лестнице, положенной на пол. Ходьба по наклонной доске (высота 30–35 см).Медленное кружение в обе стороны.
Бег обычный, на носках (подгруппами и всей группой, с одного края площадки на другой, в колонне по одному, в разных направлениях: по прямой, извилистой дорожкам (ширина 25–50 см, длина 5–6 м, по кругу, змейкой, врассыпную; бег с выполнением заданий (останавливать-ся, убегать от догоняющего, догонять убегающего, бежать по сигналу в указанное место, бег с изменением темпа (в медленном темпе в течение 50–60 секунд, в быстром темпе на расстоя-ние 10 м). Катание, бросание, ловля, метание. Катание мяча (шарика) друг другу, между пред-метами, в воротца (ширина 50–60 см). Метание на дальность правой и левой рукой (к концу года на расстояние 2,5–5 м, в горизонтальную цель двумя руками снизу, от груди, правой и левой рукой (расстояние 1,5–2 м, в вертикальную цель (высота центра мишени 1,2 м) правой и левой рукой (расстояние 1–1,5 м). Ловля мяча, брошенного воспитателем (расстояние 70–100 см). Бросание мяча вверх, вниз, об пол (землю, ловля его (2–3 раза подряд). Ползание, ла-занье. Ползание на четвереньках по прямой (расстояние 6 м, между предметами, вокруг них; подлезание под препятствие (высота 50 см, не касаясь руками пола; пролезание в обруч; пе-релезание через бревно. Лазанье по лесенке-стремянке, гимнастической стенке (высота 1,5 м). Прыжки. Прыжки на двух ногах на месте, с продвижением вперед (расстояние 2–3 м, из кружка в кружок, вокруг предметов, между ними, прыжки с высоты 15–20 см, вверх с места, доставая предмет, подвешенный выше поднятой руки ребенка; через линию, шнур, через 4–6 линий (поочередно через каждую); через предметы (высота 5 см); в длину с места через две линии (расстояние между ними 25–30 см); в длину с места на расстояние не менее 40 см. Групповые упражнения с переходами. Построение в колонну по одному, шеренгу, круг; пере-строение в колонну по два, врассыпную; размыкание и смыкание обычным шагом; повороты на месте направо, налево переступанием. Ритмическая гимнастика. выполнение разученных ранее общеразвивающих упражнений и циклических движений под музыку.
Общеразвивающие упражнения. Упражнения для кистей рук, развития и укрепления мышц плечевого пояса. Поднимать и опускать прямые руки вперед, вверх, в стороны (одновременно, поочередно). Перекладывать предметы из одной руки в другую перед собой, за спиной, над головой. Хлопать в ладоши перед собой и отводить руки за спину. вытягивать руки вперед, в стороны, поворачивать их ладонями вверх, поднимать и опускать кисти, шевелить пальцами. Упражнения для развития и укрепления мышц спины и гибкости позвоночника. Передавать мяч друг другу над головой вперед-назад, с поворотом в стороны (вправо-влево). Из исходного положения сидя: поворачиваться (положить предмет позади себя, повернуться и взять его, наклониться, подтянуть ноги к себе, обхватив колени руками. из исходного положения лежа на спине: одновременно поднимать и опускать ноги, двигать ногами, как при езде на велосипеде. из исходного положения лежа на животе: сгибать и разгибать ноги (поочередно и вместе, поворачиваться со спины на живот и обратно; прогибаться, приподнимая плечи, разводя руки в стороны. Упражнения для развития и укрепления мышц брюшного пресса и ног. Подниматься на носки; поочередно ставить ногу на носок вперед, назад, в сторону. Приседать, держась за опору и без нее; приседать, вынося руки вперед; приседать, обхватывая колени руками и наклоняя голову. Поочередно поднимать и опускать ноги, согнутые в коленях. Сидя захватывать пальцами ног мешочки с песком. Ходить по палке, валику (диаметр 6–8 см) приставным шагом, опираясь на них серединой ступни.
Спортивные игры и упражнения. Катание на санках. Катать на санках друг друга; кататься с невысокой горки скользить по ледяным дорожкам с поддержкой взрослых.
Ходьба на лыжах. Ходить по ровной лыжне ступающим и скользящим шагом; делать поворо-ты на лыжах переступанием. Катание на велосипеде. Кататься на трехколесном велосипеде по прямой, по кругу, с поворотами направо, налево. Плавание и элементы гидроаэробики. вхо-дить и погружаться в воду, бегать, играть в воде; водить хороводы. Учиться плавать (при на-личии соответствующих условий).
Подвижные игры с бегом. «Бегите ко мне!», «Птички и птенчики», «Мыши и кот», «Бегите к флажку!», «найди свой цвет», «Трамвай», «Поезд», «Лохматый пес», «Птички в гнездыш-ках».С прыжками. «По ровненькой дорожке», «Поймай комара», «воробышки и кот», «С коч-ки на кочку».С подлезание и лазаньем. «наседка и цыплята», «Мыши в кладовой», «Кролики». С бросанием и ловлей. «Кто бросит дальше мешочек», «Попади в круг», «Сбей кеглю», «Береги предмет».на ориентировку в пространстве. «найди свое место», «Угадай, кто и где кричит», «найди, что спрятано».
Созданы благоприятные условия в группе, в детском саду, на участке детского сада. Создана соответствующая предметно - пространственная среда, организован спортивный уголок в группе, имеется доступное возрасту оборудование и предметы туалета для формирования культурно-гигиенических навыков, правильно подобрана мебель для приема пищи, сна, оде-вания и раздевания. В группе систематически организуем проветривания, проводим прогулки с детьми на свежем воздухе на участке детского сада. При формировании культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания используем такие приемы, как показ, объяснение, беседа, непосредственная помощь и поощрение, художественное слово (потешки, прибаутки). В гости к детям приходят герои, которым они показывают, чему они научились, благодаря чему у детей создается положительное эмоциональное состояние, заинтересованность.
С детьми проводятся беседы: «Я и мое здоровье», «Как правильно мыть руки», «Что такое ви-тамины», «Зачем делать зарядку», «Для чего нужны рукавички» и т. д. Рассматриваются на-глядные материалы, плакаты: «Дети и дорога», «Один дома», «Основы гигиены» и т. д.
Используются дидактические игры: «Овощи и фрукты», «Полезная и вредная еда» и т. д.
Читаем детям художественную литературу: рассказы Л. Воронковой «Маша- растеряша», сти-хи К. Чуковского «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая» и т. д.
Проводим игровые упражнения: «Мы умеем есть красиво», «Чистые ладошки», «Послушные расчески» и т. д.
Разучиваем потешки при умывании, одевании, приеме пищи, при укладывании спать и после сна, при расчесывании и т. д.
Ежедневно проводим с детьми утреннюю гимнастику, благодаря чему у детей вырабатывается привычка каждый день выполнять различные упражнения. Со временем эта полезная привычка перейдет в потребность и сохранится на всю жизнь.
Помимо ежедневной утренней гимнастики проводим физкультурные занятия, на которых по-следовательно обучаем детей движениям и двигательным действиям по нашему показу и на основе словесного описания.
Во время организованной образовательной деятельности, которая требует повышенной умст-венной нагрузки и между ними проводим физкультминутки,
подвижные игры. Подвижные игры, соответствующие данному возрасту, проводятся и в ходе физкультурных занятий, и в ходе прогулок.
Эффективным средством укрепления здоровья, снижения заболеваемости и повышения уров-ня работоспособности детей является закаливание организма. Закаливание проводится в по-вседневной жизни. Это и разминка в постели, и оздоровительная ходьба по массажным до-рожкам, и умывание рук и лица холодной водой, и ежедневные прогулки на свежем воздухе с проведением подвижных игр, физкультминутки и динамические паузы, и пальчиковые игры, и дыхательная гимнастика.
Привычка к здоровому образу жизни формируется не только в ДОУ, но и в семье. Поэтому мы стараемся вовлекать родителей в совместную деятельность по формированию здорового образа жизни у детей.
Работа по формированию здорового образа жизни проводится постоянно и непрерывно как в ДОУ, так и в семье. Результат будет, если будет полное взаимодействие между семьей и дет-ским садом.