Валентина Учуватова
Использование разных видов детской деятельности для развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из немаловажных аспектов физического развития младшего дошкольника является развитие мелкой моторики. Развитие навыков мелкой моторики в дошкольном возрасте важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кисти руки и пальцев: чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять разнообразные бытовые действия.
Публикация «Использование разных видов детской деятельности для развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Важно развитие мелкой моторики и для личностного развития ребенка. Владея рукой, дети становятся более самостоятельными, автономными и независимыми от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности.
Развитие мелкой моторики имеет значение в нескольких аспектах, определивших существующие направления научных исследований:
- в связи с развитием познавательных способностей;
- речи;
- движений рук для осуществления предметных и орудийных действий.
Эпизодическая деятельность не может дать положительного результата, необходимо систематически осуществлять работу по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук, выделив для этого время в блоке специально организованного обучения; в совместной деятельности воспитателя с детьми; в самостоятельной деятельности детей в созданной РППС.
Нами были определены цель и задачи педагогической работы.
Цель - развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности.
Задачи:
• Развивать умения владеть мышцами пальцев, кистями рук;
• Развивать силу пальцев и кисти.
• Развивать способности координированной работы рук со зрительным и слуховым восприятием (выполнять движения в соответствии с текстом).
• Формировать ручную умелость в разных видах детской деятельности.
• Обогащать предметно-пространственную развивающую образовательную среду группы.
• Взаимодействовать с родителями в целях формирования компетентности по вопросам развития мелкой моторики рук детей.
Система работы осуществляется поэтапно.
1 этап: подготовительный. На данном этапе составила перспективный план работы. Была разработана картотека пальчиковых игр, физкультминуток.
Чтобы успешно управлять процессом по развитию и совершенствованию мелкой моторики важно осуществлять мониторинг, который обеспечивает систему контроля, слежения за процессом и результатом работы;
В основу диагностики детей младшего дошкольного возраста, предложенной А. В. Артемьевой, заложены критерии - это кинетический праксис, графический навык, развитие уровня координации рук и глаз. Диагностика проводится в индивидуальном порядке, все задания показывает педагог, а затем их выполняет ребенок.
Необходимым условием для реализации цели и задач является РППС. В разных уголках в соответствии с принципами имеются игры на развитие мелкой моторики руки.
В уголке природы большим спросом у воспитанников пользуется: контейнеры с разнообразным природным материалом, «Волшебные мешочки» с мелкими предметами, сухие бассейны из шишек, желудей.
В уголке игры и конструктивной деятельности : конструкторы с разным соединением, пирамидки, мозаики, пазлы, разнообразные шнуровки, стучалки, мелкие сюжетные игрушки; игры с прищепками для белья. В уголке физической культуры дети очень охотно используют массажные мячики, моталочки, мячи, кегли, бросалочки, дартс;
В уголке изобразительной деятельности – пластилин, краски, фломастеры, карандаши, шаблоны и трафареты для обведения.
2 этап: Практический.
Проанализировав психолого-педагогическую и методическую литературу, отметила, что существуют несколько основных путей развития и совершенствования мелкой моторики, обеспечивающих возможность саморазвития ребенка.
К двигательной деятельности относится - пассивная гимнастика или самомассаж. Самомассаж кисти провожу как подготовительный или заключительный этап при проведении игр и упражнений с пальчиками, а также как самостоятельное средство. В работе данного возраста использую элементарные приемы : поглаживание, растирание.
Активно в работе использую игровую деятельность, предлагаю воспитанникам игры с различными видами конструкторов, мозаиками, пазлами, шнуровками. Все эти игры относятся к активной гимнастике.
Кроме того, в работе использую простые игровые задания: «Собери грибочки», «Собери бусы».
Система постепенно усложняющихся упражнений и игр является основным средством развития мелкой моторики.
Оптимальный вариант развития мелкой моторики – пальчиковая гимнастика. Как и большинство народных игр, пальчиковые игры несут в себе нравственное начало: учат быть добрыми, отзывчивыми, решительными, что особо важно для воспитания ребенка.
Комплекс пальчиковой гимнастики длится 2-3 минуты. По мере усвоения детьми комплексов гимнастик они меняются.
Для развития мелкой и общей моторики использую и физкультминутки, которые так же как элемент двигательной активности используется для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки. Физкультминутки развивают координацию, ритмическую организацию движений. Принципы работы при разучивании физкультминуток те же, что и при пальчиковой гимнастике.
Задания на развитие моторики планирую в совместной деятельности в режимных моментах.
Рисование, лепка, аппликация - это эффективные пути, используемые для развития моторики руки ребенка. Воспитанникам очень нравится экспериментировать с красками. Например, предлагаю детям изобразить на тонированном листе бумаги следы, которые оставили звери. При этом обращаю внимание на степень нажима пальцем на лист в зависимости от животного. Всячески поощряю желание детей рисовать в свободное время.
Использую в лепке метод налепа, при котором детям не нужны особые умения и навыки. Предлагаю детям шаблон и картинку предмета для образца.
Таким методом «налепа» можно сделать множество работ: шишки для мишки; точки на спинке божьей коровки; пирожки для Машеньки и медведя; украшения на новогоднюю елку и т. д.
Воспитанники так же любят заниматься аппликацией, с использованием различных круп, ватой, мятой бумагой, обрыванием и другим материалом.
Это кропотливый, интересный труд, который развивает внимание, совершенствует сенсомоторику - согласованность в работе глаза и руки, координации движений, их точность.
Большое значение для "постановки руки" имеет развитие графической моторики, при этом особое место отводится формированию умений закрашивать, обводить по трафарету. Развитию мелкой моторики помогает выполнение детьми размашистых, уверенных движений, не отрывая руки от листа бумаги. Важно, чтобы графические задания имели образно-смысловую значимость. С этой целью для рисования выбираю такие объекты как волны, радуга, клубы дыма, чешуйки у рыб, дорожек к теремку
В совместной деятельности осуществляется индивидуальная работа с воспитанниками, имеющими затруднения в плане развития и совершенствования мелкой моторики.
Мотив привлечения к деятельности прост – помоги мне, пожалуйста.
Одним из важнейших условий эффективности проводимой работы является совместная согласованная работа родителей и педагогов.
Взаимодействие с родителями воспитанников осуществляется в нескольких направлениях:
аналитический блок –анкетирование родителей на выявление знаний о развитии мелкой моторики рук;
работа по повышению компетентности родителей – беседы (индивидуальные, групповые, по запросу, родительские собрания, консультации, семинары – практикумы;
совместная деятельность родителей и детей – конкурсы и выставки.
Система работы по совершенствованию мелкой моторики рук имеет положительный результат. Отмечается высокая динамика в развитии мелкой моторики рук детей : воспитанники владеют основными произвольными движениями, могут контролировать свои движения и управлять ими, что проявляется при выполнении культурно- гигиенических навыков, повысилось качество владения столовыми приборами.