Cветлана Сергеева
«Сотрудничество педагога и родителей в воспитании детей». Отчёт о работе по взаимодействию с семьёй
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие личности ребёнка невозможно без семейного воспитания. Именно в семье он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. Родители являются первыми педагогами, они закладывают основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте.
Мы, воспитатели, не только воспитываем ребёнка, но и консультируем родителей по вопросам воспитания детей, являемся партнёром родителей по их воспитанию.
Публикация «„Сотрудничество педагога и родителей в воспитании детей“, Отчёт о работе по взаимодействию с семьёй» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Темочки
Самыми актуальными методами взаимодействия по изучению семьи я считаю :
- знакомство с каждой семьей (беседы, анкеты, тестирование).
- установление контакта с родителями (доброжелательный разговор, конкретные, точные ответы на вопросы родителей).
- выявление структуры семьи и ее психологический климат (сбор информации, наблюдение за взаимоотношениями родителей и детей во время приема и ухода детей).
Основная задача, которую я ставлю перед собой по взаимодействию с семьями воспитанников, это привлечение родителей к активному участию в жизни группы и детского сада:
Совместные мероприятия педагогов, родителей и детей : семейные творческие, познавательные спортивные, досуги, праздники. Привлечение родителей к непосредственной образовательной деятельности – открытые занятия, викторины, беседы с непосредственным участием родителей, проектная деятельность, совместное творчество, тематические выставки, театральные гостиные, фотоколлажи.
На этих мероприятиях родители являются участниками, а не гостями дошкольного учреждения.
В нашей группе ежегодно разрабатывается план совместной деятельности c родителями воспитанников. Мероприятия составлены таким образом, чтобы они отвечали задачам ДОУ, интересам и потребностям родителей, возможностям педагогов.
В начале учебного года в нашей группе «Золотой петушок» прошло групповое собрание, на котором родителей познакомили с задачами воспитания и обучения детей на данный учебный год.
Пропаганда педагогических знаний ведется через систему наглядной агитации. В группе оформлены “Уголки для родителей”, где помещаются консультации по всем разделам программы, по вопросам оздоровления и воспитания детей. В специальных папках имеется подборка методических рекомендаций для родителей, составленных педагогами.
Согласно годовому плану работы, оформлен специальный “Уголок здоровья”, где родители могут получить всю интересующую их информацию по вопросам оздоровления детей, узнать их антропометрические данные.
Еженедельно мы оформляем информационные стенды для родителей : “Чем мы занимались”, “Закрепите дома”, “Выучите вместе с детьми”.
Исходя из плана работы, индивидуальных бесед с родителями, наблюдений за поведением детей в группе, подбираем материал для коллективных бесед, консультаций, групповых родительских собраний. Провели с группой родителей консультации и беседы «Культура общения со взрослыми и сверстниками», «Особенности развития детей 5 лет», «Роль отца в воспитании дочери», «Мать – пример для дочери» и т. д.
Взаимодействие с родителями я строю на принципах преемственности семьи и дошкольного учреждения. Считаю, что важной формой осуществления контакта с родителями является индивидуальная работа, а условием – соблюдение педагогического такта и гибкости.
Решающим условием положительного взаимодействия являются доверительные отношения между воспитателем и родителем. Доверие – главная цель в педагогическом общении с родителями и мне удалось добиться этого доверия. Достигла его с помощью определенных методических приемов.
Прежде всего «транслирую» родителям положительный образ ребенка. Повседневное общение в семье часто лишает возможности замечать какие-то стороны личности или не дает им проявиться. Наблюдая за детьми в разнообразных ситуациях образовательной и другой деятельности, в среде сверстников я предоставляю родителям эту информацию. Родители видят моё позитивное отношение к их ребенку, и они уверены в том, что действую я именно в интересах дошкольника.
Хотелось бы сказать об одном моменте в системе работы с родителями. Все мы, сделав работу, нуждаемся в оценке своего труда. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных намерениях», - писал Ф. Ларошфуко. Это актуально всегда и везде. Не надо забывать хвалить родителей своих воспитанников. И я всегда делаю это при любом удобном случае: за активное участие в выставках и творческих конкурсах, досугах и праздниках группы, массовых мероприятиях детского сада. Родители получают поздравления от нас и детей на все праздники.
На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.
Опыт работы показал : позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей.
Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. 100% родителей посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности.