Гиззатуллина Ирина Юрьевна
Состояние работы коллектива ДОУ по ФЭМП у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
13.04.2016
Выступление на педсовете по теме:
«Состояние работы коллектива ДОУ по ФЭМП у дошкольников»
1. ФЭМП у дошкольников. Принципы и методы работы
Цель математического развития дошкольников
Всестороннее развитие личности ребенка.
Формирование элементарных математических представлений
Подготовка к успешному обучению в школе.
Принципы обучения математике
Наглядность
Систематичность и последовательность
Темочки:
Повторяемость
Научность
Доступность
Связь с жизнью
Развивающее обучение
Индивидуальный и дифференцированный подход
Методы, используемые на занятиях по ФЭМП
Словесный
Наглядный
Слуховой
Практический
Игровой
Словесный метод в основном заключается в вопросах к детям, т. е. вся работа построена на диалоге воспитатель — ребенок.
Требования к речи воспитателя:
эмоциональная;
грамотная;
доступная;
четкая;
достаточно громкая;
приветливая;
в младших группах тон загадочный, сказочный, таинственный, темп небыстрый, многократные повторения;
в старших группах тон заинтересовывающий, с использованием проблемных ситуаций, темп достаточно быстрый, приближающийся к ведению урока в школе…
Требования к речи детей:
грамотная;
понятная (если у ребенка плохое произношение, воспитатель проговаривает ответ и просит повторить); полными предложениями;
с нужными математическими терминами;
достаточно громкая…
Требования к вопросам воспитателя:
точность, конкретность, лаконизм;
логическая последовательность;
разнообразие формулировок;
избегать подсказывающих вопросов;
давать детям время на обдумывание…
От чего зависит характер постановки вопроса? (от возраста и от содержания конкретной задачи).
— в младшем возрасте – прямые, конкретные вопросы: Сколько? Как?
— в старшем – в основном, поисковые: Как можно сделать? Почему ты так думаешь? Для чего?
Требования к ответам детей:
краткие или полные в зависимости от характера вопроса;
самостоятельные и осознанные;
точные, ясные;
достаточно громкие;
грамматически правильные…
Практическим и игровым методам – упражнениям, игровым задачам, дидактическим играм, дидактическим упражнениям – отводится большое место. Ребенок должен не только слушать, воспринимать, но и сам должен участвовать в выполнении той или иной задачи. И чем больше он будет играть в дидактические игры, выполнять задания, тем лучше усвоит материал по ФЭМП.
Древняя пословица гласит: «Я слышу — и я забываю, я вижу — и я запоминаю, я делаю — и я понимаю».
Всё занятие по ФЭМП строится на наглядности. Воспитатель должен помнить, что наглядность — не самоцель, а средство обучения. Неудачно подобранный наглядный материал отвлекает внимание детей, мешает усвоению знаний, правильно подобранный повышает эффективность обучения.
— Какие два вида наглядного материала используются в детском саду? (Демонстрационный, раздаточный.)
Наглядный материал должен соответствовать определенным требованиям – каким?
Быть разнообразным на одном занятии, динамичным, удобным
Быть в достаточном количестве.
Предметы для счета и их изображения должны быть известны детям.
И демонстрационный, и раздаточный материал должен отвечать эстетическим, гигиеническим и педагогическим требованиям.
Какие приемы применяются на занятиях по ФЭМП?
Демонстрация (обычно используется при сообщении новых знаний).
Инструкция, установка (используется при подготовке к самостоятельной работе).
Пояснение, указание, разъяснение (используются для предотвращения, выявления и устранения ошибок).
Вопросы к детям.
Словесные отчеты детей.
Предметно-практические и умственные действия.
Самостоятельная работа детей
Контроль и оценка.
Средства ФЭМП
1. Оборудование для игр и занятий (наборное полотно, счетная лесенка, фланелеграф, магнитная доска, доска для письма и др.).
2. Комплекты дидактического наглядного материала (игрушки, конструкторы, строительный материал, демонстрационный и раздаточный материал и др.).
3. Литература (методические пособия для воспитателей, сборники игр и упражнений, книги для детей, рабочие тетради и др. …
Разделы по ФЭМП каждой возрастной группы
«Количество и счет» : представления о множестве, числе, счете, арифметических действиях, текстовых задачах.
«Величина» : представления о различных величинах, их сравнения и измерения (длине, ширине, высоте, толщине, площади, объеме, массе).
«Форма» : представления о форме предметов, о геометрических фигурах (плоских и объемных, их свойствах и отношениях.
«Ориентировка в пространстве» : ориентировка на своем теле, относительно себя, относительно предметов, относительно другого лица, ориентировка на плоскости и в пространстве, на листе бумаги (чистом и в клетку, ориентировка в движении.
«Ориентировка во времени» : представление о частях суток, днях недели, месяцах и временах года; развитие «чувства времени».
Это были простые вопросы – перейдем к сложным:
«Шуточные вопросы»
Какой рукой нужно есть суп? (ложкой)
Какой формы расходятся по воде следы от шарика, а от кирпича? (круглые)
Какой знак есть и в русском и в математике? (запятая)
Когда, посмотрев на 3, мы говорим 15? (на часах)
Какое животное всегда при деньгах? (поросенок)
У квадрата 4 угла, если один отрезать, сколько останется? (5)
Если сейчас (14.00) идет дождь, можно ли утверждать, что через 36 часов будет светить солнце? (нет, будет ночь)
Деловая игра «Математический ринг»
1 конкурс. Разминка.
Участники встают в колонну по одному. В руках у ведущей мяч.
Участники первой команды передают мяч над головой и считают от 1 – 20.
Участники второй команды - от 20 – 1.
Спасибо, молодцы! Разминка продолжается.
Вопросы к команде 1.
1. У меня есть братик Миша, и сестреночка Ириша. Сосчитайте поскорей, сколько же в семье детей? (3)
2. По сцене катилось колесо. Один угол у него был синего цвета, второй угол красного цвета, третий угол голубого цвета, четвертый угол зеленого цвета. Какого цвета угол зацепился за занавес? (Никакой)
3. Назовите лишнее: осина, береза, клен, тополь, ель. (Ель – хвойное дерево).
4. Сколько дней в неделе? (7)
5. Почему ходит слон? (По земле)
6. Сколько месяцев в году? (12)
7. Что больше целое или часть? (Целое)
8. Назовите пятый день недели? (Пятница)
9. Фигура, у которой 3 угла и 3 стороны? (Треугольник)
10. Какое число стоит между 2 и 4(3)
Вопросы к команде 2.
1. Мы за чаем не скучаем –
По две чашки выпиваем.
Восемь чашек, восемь пар –
Выпиваем самовар.
Чашек пьем всего по паре.
Сколько чашек в самоваре? (16)
2. Бревно распили на две части. Сколько сделали распилов? (2)
3. Рыболов за три минуты поймал 4 рыбки. За сколько минут он поймает 8 таких рыб? (ответить нельзя).
4. К двум зайчатам в час обеда
Прискакали два соседа.
В огороде зайцы сели
И по семь морковок съели.
Кто, считать, мудрецы, ловок,
Сколько съедено морковок? (28)
5. Три ослика несли поклажу: первый – килограмм сахара, второй килограмм железа, третий – килограмм ваты. Переходя речку, они искупались с поклажей на спине. Выбрались на другой берег. Один побежал, второй побежал, третий поплелся. Почему? (У первого растаял сахар, второй пошел, т. к. вес железа не изменился, а у третьего вата намокла и стала тяжелее).
2 конкурс «Разговариваем цифрами»
Ведущий предлагает слова, участники должны расслышать в них цифры и назвать их.
1 команда: Родина, разворот, девятерик, пиршество, запятая, семестр, осьминог, осьмушка, девясил, зраза.
2 команда: подвал, мордва, четвертак, шестак, семинар, хитринка, новшество, стриж, девятерик, Австрия.
3 конкурс «Не промочи ноги»
Представьте себе, что вы оказались в лесу. Перед вами болото. Пройти через него можно только по кочкам, причем наступать на кочки надо в порядке указанном цифрами. Кто ошибается и встанет не на ту кочку, должен вернуться и начать сначала.
Начинать надо прыгать только тогда, когда впереди стоящий игрок пройдет все кочки.
Музыкальная пауза «Барбарики»
4 конкурс «Разгадай ребус»
1 команда
2 команда
По первым буквам картинок назвать слово.
Школа, ручка, парта, класс.
5 конкурс Игра «Найди свой домик»
1 команда
На полу шесть обручей. В них геометрические формы (круг, квадрат, треугольник, ромб, овал, прямоугольник).
В отдельном обруче лежат предметы соответствующих форм (палатка, ковер, ель, картина, колесо, воздушный змей и т. д.)
Дети должны найти предметы, подходящие по форме, и разложить их по домикам.
2 команда
Игра «Нецифровая математика»
Необходимо отгадать загадки, используя математические действия не в отношении цифр, а в отношении предметов и понятий.
1. Цветок + цветок + цветок =? (Букет.)
2. Книжка – обложка =? (Листы.)
3. Лес + дорога =? (Тропинка.)
4. Обезьяна + труд =? (Человек.)
5. Дерево – ствол =? (Ветки.)
6. Картина – краски =? (Лист альбомный.)
Вот и подошла к концу математическая игра. Сейчас мы узнаем счет. Но кто бы, ни победил в этой игре, мы можем с уверенностью сказать, что победила дружба, смекалка, находчивость.