оксана непомнящая
Система работы по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Система работы по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников МБДОУ
Педагогический коллектив нашего учреждения реализует примерную образовательную программу дошкольного образования «Детство» и в рамках приоритетной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей (в течение последних трех лет) парциальную «Программу художественного воспитания и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И. А. Лыковой.
Публикация «Система работы по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников в ДОУ» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2018
Цель педагогической деятельности по данному направлению - формирование у детей раннего и дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.
Задачи:
- развивать эстетическое восприятие художественных образов и предметов окружающего мира как эстетических объектов;
- создавать условия для свободного экспериментирования с художественным материалами и инструментами;
-знакомить с универсальным «языком» искусства - средствами художественно-образной выразительности;
- обогащать индивидуальный художественно-эстетический опыт;
- развивать художественно-творческие способности в продуктивных видах деятельности;
- воспитывать художественный вкус и чувства гармонии;
- создавать условия для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира;
- формировать эстетическую картину мира и основные элементы «Я-концепции-творца».
Для развития творческого потенциала ребенка в нашем дошкольном учреждении была создана следующая система работы по художественно-эстетическому воспитанию, которая состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:
• создание условий для эстетического воспитания (учебно-методическое обеспечение, создание предметно – развивающей среды);
• организация различных форм работа с детьми и родителями;
• взаимодействие с городскими учреждениями и организациями.
В дошкольном учреждении создан учебно-методический комплекс:
• программа художественно-эстетического воспитания и методические рекомендации («Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки», «Планирование, конспекты, методические рекомендации по изобразительной деятельности в детском саду» (для всех возрастных групп);
• перспективные планы кружковой работы (по возрастам);
• конспекты различных форм работы с детьми по образовательной области «Музыка», «Художественное творчество»;
• УНП, дидактические игры, комплекты технологических карт для художественного творчества.
• библиотека методической, познавательной литературы по знакомству детей с миром искусства.
Важным условием реализации системы художественно-эстетического воспитания является созданная в дошкольном учреждении предметно-развивающая среда:
1. оборудована изобразительная студия:
- для проведения различных мероприятий художественно-эстетической
направленности;
- подобран учебно-наглядный материал для знакомства детей с различными
видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства – живописью,
графикой, скульптурой, предметами народных промыслов, архитектурой;
- предусмотрен изобразительный материал и оборудование для
продуктивной деятельности: ручного труда, художественного конструирования,
изобразительной деятельности.
2. в группах функционируют Центры искусства, в которых созданы необходимые условия для самостоятельной музыкальной, театрализованной, изобразительной деятельности
3. оборудованы стенды, демонстрационные витрины (в холле, коридоре, раздевалках в групповых комнатах) для размещения тематических выставок работ воспитанников
Реализация содержания по направлению осуществляется в разнообразных формах взаимодействия педагогов и детей:
• групповая или фронтальная образовательная деятельность,
• праздники,
• развлечения,
• тематические музыкальные вечера (тематика,
• театральные пятницы (тематика,
• недели творчества (тематика,
• дидактические игры,
• выставки рисунков и поделок,
• занятия в библиотеке.
Знания, полученные на занятиях эстетического цикла, отражаются в игровой деятельности воспитанников. Они с удовольствием музицируют, показывают мини-спектакли, танцуют, пересказывают сказки, занимаются собственным сочинительством.
Кружки художественно-творческой направленности организованы для детей дошкольного возраста. Периодичность проведения – раз в неделю.
• «Пластилиновая фантазия» (2 младшая гр.)
• «Умелые ладошки» (1 средняя гр.)
• «Цветные ладошки» (1 старшая гр.)
• «Липунюшка» (1 подготов. гр.)
(Работа с различным пластическим материалом (глиной, соленым тесном, массы для лепки и инструментами (стеки, зубочистки, коктельные трубочки, скалки, различные крышечки, формочки, шприцы, чеснокодавилка и др.); использование дополнительного материала (крупы, семян, бисера, печаток) и способов декоративного оформления для оформления поделок)
• «Цвета детства» (2 младшей гр.)
• «Разноцветные ладошки» (2 подгот. гр.)
(Развитие художественно – творческих способностей у детей через использование нетрадиционных техник и приемов рисования.)
Для осуществления полноценного развития и воспитания ребенка – дошкольника необходимо согласование усилий дошкольного учреждения и семьи, в которой он воспитывается.
Сотрудничество нашего ДОУ с семьей строим по двум направлениям:
• Вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс
По результатам опроса родителей – 98% семей удовлетворены работой детского сада :
- разнообразием проводимых мероприятий (тематические выставки-конкурсы в «Семейное творчество", "Там, на неведомых дорожках…");
- сформированными у детей навыками изо-деятельности (через представленные выставки работ детей);
- включенностью родителей в педагогический процесс (Краевые акции и конкурсы «Зимняя планета детства», «Счастлив тот, кто счастлив дома»; городские конкурсы «Такая разная мама», «Герой нашего времени», конкурс плакатов, поделок ко Дню защитников Отечества; городской праздник, посвященный Году семьи, совместно с д/с №14 и др.).
• Повышение психолого-педагогической культуры родителей (осуществляется через общие родительские собрания, конференции, консультации, семинары-практикумы, мастер-классы).
Эффективность работы по эстетическому воспитанию зависит от координации работы с другими учреждениями.
Коллектив нашего детского сада выстроил тесное сотрудничество с городскими организациями:
- «Центром экологии, краеведения и туризма» - участие в конкурс «Красивый
город – руками детей»;
- городской библиотекой им. Маяковского - занятия в библиотеке с детьми
старшего дошкольного возраста по знакомству с детскими художниками и
писателями, выставки «Символика России», «Что можно сделать своими
руками. Ручная работа…»;
- Детской музыкальной школой – музыкально-тематические вечера «»;
- Детской художественной школой - мастер-класс для педагогов, проводимый преподавателем Детской художественной школы - Миловановой Натальей Викторовной;
- ансамблем «Камертайм»;
- взаимопосещения спектаклей (_названия, фото__) с др. д/с
- посещение гастрольных спектаклей, выставок, экспозиций;
- участие в городских детских концертах.
Неоднократно достижения детского сада были освещены в средствах массовой информации (городская газета «Импульс», местная телекомпания «Твин»).
Разноплановая работа с детьми дала следующие результаты:
Результативность работы
по художественно-эстетическому развитию детей
- отмечается активное участие воспитанников и их родителей в городских, краевых выставках-конкурсах, а именно: «Мамам и папам, покорившим атом!», «Мамам и папам – от зодчих будущего», «Моя Семья – моя Вселенная», «Святая пасха», «Красивый город – руками детей»…
- 50% выпускников детского сада продолжают занятия в эстетических классах школ города, посещают кружки, музыкальную школу и детскую художественную школу.