Елена Тилик
«Сошью Маше сарафан». Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе
Педагогические задачи:познакомить детей с русским народным костюмом; формировать понятия "домашняя" (будничная) и "праздничная" одежда; расширять словарный запас; развивать творчество, интерес к прошлому.
Планируемые результаты: проявлять интерес к русскому народному костюму; иметь представление о праздничной и будничной одежде; владеть диалогической формой речи.
Публикация «„Сошью Маше сарафан“, Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе» размещена в разделах
Материал: кукла в русском костюме, костюмы для детей - кокошник, сорочка, сарафан, штаны, косоворотка, кушак; сундучок, загадки об одежде.
Словарная работа: народный костюм, сарафан, штаны, кушак, рубаха-косоворотка.
Подготовительная работа: рассматривание картинок и иллюстраций "Одежда крестьян", игра "Одень куклу"; чтение сказки "Гуси-лебеди".
Содержание деятельности:
Воспитатель встречает детей в русском народном костюме.
- Напекла я пирогов, жду гостей, а они что-то задерживаются.
Звучит музыка, въезжает "тройка лошадей" с детьми. Здороваются.
- Откуда приехали? (Из старой Руси.)
- А вы в какой стране живете? (Обращается к детям.)
- Послушайте, как созвучны эти слова - Русь Россия.
- В стародавние времена на Руси у мужчин основной частью одежды была рубаха. Она застегивалась интересно, застежка была сбоку, а не посредине груди. Белая косоворотка часто украшалась по подолу, вороту, низу рукавов вышивкой; на груди делалась вставка из ткани другого цвета.
- Мужские брюки - штаны - шили всегда одинаково. Они были неширокие, холщовые, синего или черного цвета. Их носили заправленными в обувь - сапоги. Иногда выходные, праздничные штаны шили из ткани в полоску.
Рассматривание одежды на мальчике.
- Женщины носили одежду более сложную и многообразную. Главной частью женской одежды была сорочка. Сшитая из холста, она нередко служила домашней одеждой. В ней летом крестьянки ходили на покос: " У бабы рубашки - те же мешки: рукава завяжи да чего хочешь положи".
- Поверх сорочки надевался сарафан - длинная одежда без рукавов. На голове женщины носили кокошник.
Рассматривание одежды на девочке.
- Непременным атрибутом и мужской и женской одежды на Руси всегда был пояс, или, по-другому, кушак. Это была не просто деталь одежды, а "опознавательный знак", символ благосостояния.
- Цвет рубахи и сарафана имеет свое значение : красный цвет - благородство, синий цвет - радость, желтый цвет - тепло и ласка, черный цвет - богатство.
- Мальчиков и юношей называли "добрый молодец", а девушек "красна девица".
- А сейчас давайте поиграем и, как зовут кого, узнаем.
Игра "КОЛЕЧКО - КОЛЕЧКО".
- Кому колечко упадет. тот свое имя назовет. Колечко-колечко, выйди на крылечко. (Воспитатель кладет колечко в ладошки ребенку.)
Ребенок встает и произносит свое имя: "Настенька свет Ивановна", "Машенька", "Ванечка".
- Вот и познакомились. Какие эти имена? (Красивые, добрые, ласковые.)
- К нам пришли эти имена из глубокой старины. Каждое имя имеет свое значение. Например: Ирина - мир, Владимир - владелец мира, Александр - защитник, Марина - морская, Лариса - чайка и т. д.
- Я приготовила вам волшебный сундучок, в котором есть загадки, их нужно отгадать, а за это вы получите подарок - русский наряд.
Воспитатель загадывает загадки о сарафане, рубахе, штанах, кокошнике, кушаке, косоворотке. Дети отгадывают загадки, получают костюм из сундучка и наряжаются.
- Гости приехали, нужно угостить, самовар поставить. А поводу сходить забыла.
- Кто пойдет за водой? Аннушка?
- А мы пока споем песенку.
Дети берут музыкальные инструменты и начинают играть "С речки Аннушка идет".
- А пока самовар закипает, мы поиграем в народные игры "Лапти", "Картошка". (Или народные игры по желанию детей.)