Литвинова Анастасия Вячеславовна
Сопровождение детей с РАС в дошкольном образовательном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном образовательном учреждении сегодня оказываются не только дети с нарушениями опорно-двигательной системы, снижением слуха и зрения, но и те категории детей, которые до этого практически не имели возможности обучаться и быть адаптированными к условиям обычной детского сада – дети с расстройствами аутистического спектра (РАС).
Расстройства аутистического спектра (далее РАС) – это особая форма нарушения психического развития с неравномерностью формирования различных психических функций, со своеобразными эмоционально-поведенческими, речевыми и интеллектуальными расстройствами, что в большинстве случаев приводит к значительной социальной дезадаптации. Дети с РАС это целый спектр нарушений развития, характеризующийся различными проявлениями своеобразия эмоциональной, волевой и когнитивной сфер и поведения в целом. Это некая «линейка» состояний. Самые легкие из них (при синдроме Аспергера и «мягких» вариантах раннего детского аутизма) характеризуются явными трудностями коммуникации, невозможностью считывания эмоционального и социального контекста ситуации, социальной наивностью, нелепым поведением и другими проявлениями. Наиболее тяжелые проявляются в отрешенности, невозможности трудностей понимания чувств других людей, особенности реагирования на комфорт и дискомфорт монотонно-однообразным характером поведения, наличием большого количества стереотипий, аффективными вспышками и другими поведенческими нарушениями.
Публикация «Сопровождение детей с РАС в дошкольном образовательном учреждении» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Проблема коррекционной помощи детям с РАС в последнее время в России встает все острее. Это происходит в связи с увеличением количества таких детей в массовых и специальных учреждениях образования, расширением опыта дифференциальной диагностики и опыта коррекционной работы. В связи с этим возникает необходимость создания условий для их адекватного физического, умственного, духовного и социального развития, реабилитации и интеграции в общество.
Дошкольное образовательное учреждение (далее ДОУ) посещают как обычно развивающиеся сверстники, так и дети с ограниченными возможностями здоровья, среди которых есть воспитанники с РАС. У детей данной категории наблюдаются расстройства процессов коммуникации, трудности при формировании эмоциональных контактов с окружающими и, как результат – нарушение социальной адаптации.
Эффективность работы с детьми с РАС зависит от создания особых условий, в которых реально можно сочетать психологическую, педагогическую, медицинскую и другие виды помощи, когда имеется возможность прослеживать динамику развития каждого воспитанника.
Работа с данной категорией детей ведется по следующим направлениям:
• осуществление комплексной коррекционной работы с детьми, направленной на реконструкцию психического развития ребенка, его социальную адаптацию и возможно более полную интеграцию в общество;
• разработка и реализация индивидуальных программ воспитания и обучения детей на основе адаптированных коррекционно-развивающих программ;
• взаимосвязь специалистов ДОО и родителей;
• комплексная психолого-педагогическая помощь семье, обучение родителей и других членов семьи методам взаимодействия с ребенком с РАС;
• взаимодействие с врачами-специалистами, с целью контроля над состоянием здоровья детей и оказания своевременной помощи;
• просветительская работа о проблемах детей с РАС и их семей с помощью семинаров и консультаций.
Цель работы специалистов сопровождения ребенка с РАС состоит в том, чтобы в максимальной степени интегрировать его в коллектив сверстников и воспитательно-образовательный процесс.
Построение коррекционно-развивающей работы в соответствии с названными направлениями обеспечивает наиболее полное раскрытие потенциальных возможностей развития каждого ребенка.
При включении такого ребенка в среду обычных сверстников очень важно быть терпеливым, соблюдать постепенность и не торопиться. Важно, чтобы ребенок заранее познакомился и с педагогом, и с классом, выбрал себе место. Вначале ребенок может находиться в детском саду неполный день, а всего пару (или один) час, постепенно увеличивается «доза» и объем его пребывания в обычном детском саду. Конечно, хотелось бы, чтобы ребенок сопровождался тьютором, хотя бы на период адаптации или первые месяцы.
Коррекционную работу с детьми с РАС проводим в два этапа:
1. Установление эмоционального контакта, преодоление негативизма ребенка к общению с взрослыми, смягчение эмоционального дискомфорта, нейтрализация страхов.
2. Преодоление трудностей целенаправленной деятельности ребенка, обучение его правильному поведению.
Первым шагом в работе с ребенком служит установление с ним эмоционального контакта. Для этого мы организуем ситуацию общения так, чтобы она была для ребенка комфортной, подкреплялась приятными впечатлениями и не требовала недоступных для него способов взаимодействия.
В работе с детьми с РАС мы придерживаемся следующих правил:
1. Взаимодействовать с ребенком, только когда он готов к этому.
2. Принимать его таким, какой он есть.
3. Научиться улавливать изменения в поведении ребенка, не давать ему выйти в деструктивную деятельность.
4. Придерживаться определенного режима дня.
5. Соблюдать ежедневные ритуалы.
6. Вступать в тактильный контакт с ребенком, только когда он сам просит об этом.
7. Не повышать голос и не издавать громких звуков.
8. Не выпускать ребенка из поля своего зрения. Ребенок должен понимать, что всегда может подойти к вам.
Для того чтобы проследить динамику развития, выбрать наиболее целесообразные методы индивидуального подхода при обучении и воспитании специалистами ведутся на каждого ребенка «Дневники наблюдений», «Индивидуальные комплексные планы» и «Карты развития».
Важным этапом в коррекционно-развивающей работе является организация интегрированных занятий, введение ребенка с РАС в среду здоровых сверстников. Эти дети затрудняются в переносе уже освоенных жизненных навыков в новые обстоятельства. В связи с этим одной из основных задач проводимой работы является помощь в организации социально адекватных форм поведения с другими детьми. В непосредственном и регулярном общении возможно формирование у ребенка с РАС навыков диалога, способности слушать и приспосабливаться к собеседнику. Интегрированные занятия имеют еще одну цель – научить обычных детей принимать и понимать ребенка с проблемами, помогать и поддерживать его. Мы понимаем, что выход в будущем за пределы дома, минимальная самостоятельность в общественных местах, не говоря уже о возможности учиться и в дальнейшем работать, без опыта коллективных игр и совместной деятельности, специально созданных условий, представляется крайне затруднительными для детей данной категории.
Известно, что освоение навыков социальной жизни происходит наиболее успешно, если они вырабатываются при адекватной поддержке в ситуации естественной, нормальной жизни, специально созданных условий.
Главным направлением в деятельности ДОУ, реализующем инклюзивную практику, становится ориентир на «включение» детей с РАС в коллектив обычно развивающихся сверстников на правах «равных».
Литература:
1. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М., Костин И. А., Аршатский А. В., Аршатская О. С. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение. – М. : Теревинф, 2011.
2. Янушко Е. А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. – М. : Теревинф, 2011.