Галина Дужик
Комплексное занятие во второй младшей группе по изобразительной деятельности «Солнышко проснулось, деткам улыбнулось»
▼ Скачать + Заказать документы
«Солнышко проснулось, деткам улыбнулось»
(Комплексное занятие во 2 младшей группе по изобразительной деятельности
с использованием художественной литературы и малых фольклорных форм)
Цели занятия :
Способствовать появлению в сознании ребенка начальных эстетических и этических категорий красоты и доброты.
Программное содержание:
Образовательные задачи:
Публикация «Комплексное занятие во второй младшей группе по изобразительной деятельности „Солнышко проснулось, деткам улыбнулось“» размещена в разделах
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Солнце, солнышко
- Солнце. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2020
Показать детям создание лепной картинки с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности (нетрадиционная техника работы с пластилином – пластилинография);
- упражнять в приеме расплющивания «шарика» и «столбиков» на горизонтальной поверхности, плотно прикрепляя к предложенному контуру для получения плоского изображения исходной формы.
Закреплять освоение детьми простых формообразующих движений (прямых и кругообразных).
Совершенствовать правильное выполнение технических приемов работы: скатывание, расплющивание, отщипывание, раскатывание, прижимание.
Познакомить с новой авторской сказкой (К. Ушинский «Утренние лучи») и фольклорными произведениями (рус. народная песенка «Солнышко», закличка «Солнышко-ведрышко», р. н. п. «Солнышко», используя имитационно- игровые движения. Активизировать и обогащать речь детей путем восприятия речи взрослых.
Развивающие задачи:
Развивать самостоятельность, творческую активность.
Совершенствовать интонационную выразительность речи.
Воспитательные задачи:
Воспитывать у детей отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.
Поддерживать в детях желание доводить начатое дело до конца, следуя игровой мотивации занятия, и радостное ощущение своей умелости.
Материалы и оборудования для занятия :
• плотный картон голубого (синего) цвета с силуэтами пчелы, птички, зайца, петуха,
размер 1/2 А4;
• пластилин желтого, красного, оранжевого цветов;
• салфетка для рук;
• фланелеграф; персонажи к сказке «Утренние лучи» К. Ушинского для фланелеграфа.
• шумовые инструменты для имитационного озвучивания; магнитофон
• поделки-сувениры; игрушка «Солнышко»
• Ленточки-«лучики» для произвольного танца
Обогащение и активизация словаря:
Закличка, серебрянная, «Солнышко-ведрышко», расплющивайте
Методы и приё мы:
Словесные: вопросы, чтение, загадка, указания, уточнение, оценка действий детей, оценка готовых работ, объяснение, художественное слово.
Наглядные: картинки с изображением героев сказки, показ на фланелеграфе, рассматривание примерного образца, показ действий.
Практические: частичный показ способа изображения.
Игровые: упражнение «Ласковое солнышко», обыгрывание сказки К. Ушинского «Утренние лучи», выполнение имитационных игровых движений, игровая проблемная ситуация (мотивация 1 типа)
Ход непрерывной образовательной деятельности:
Звучит фрагмент записи инструментального произведения Брамса «Утренняя песня».
Воспитатель предлагает детям собраться на коврике,
(Упражнение «Ласковое солнышко»)
Воспитатель: Дети, прижмите обе руки к груди, найдите свое сердечко и прислушайтесь, как оно стучит: «Тук-тук-тук». Представьте, что у вас вместо сердечка кусочек ласкового солнышка. Яркий, теплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что оно уже не вмещается в наше сердце. Давайте подарим немного света, тепла всем вокруг (руки вынести вперед, развести в стороны). И пусть у всех детей и взрослых поднимется настроение.
Воспитатель: Я приготовила для вас загадку:
Кто утром раньше всех встает,
Кто всем тепло и свет дает?
Дети: Солнце.
Воспитатель: Правильно. Просыпается солнце раньше всех, умывается из тучки, чтобы быть чистым и свежим, а потом поднимается высоко в небо
Выглянуло солнышко,
Пташечки запели,
Золотые лучики
Всех ребят согрели
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, у солнышка много дел? (Что делает солнышко? Чем занимается солнышко? Я вам подскажу.) (ответы детей)
Воспитатель: У солнышка много дел : землю обогреть, ярким светом осветить, всех разбудить своими ласковыми лучами - цветы, птичек, зайчиков и белочек, мальчиков и девочек.
Хотите, я вам расскажу сказку про солнышко? Рассаживайтесь поудобнее,
(Дети рассаживаются на подушках, звучит фрагмент музыки Э. Грига «Утро».
Педагог рассказывает сказку К. Ушинского «Утренние лучи» с демонстрацией персонажей на фланелеграфе и имитационным озвучиванием; по ходу рассказа активизирует детей)
«Выплыло на небе красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи - будить землю.
Первый луч полетел и попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнездышка, поднялся высоко-высоко и запел свою серебряную песенку: «Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как хорошо! Как привольно!».
Второй луч попал на зайчика. Передернул ушами зайчик и весело запрыгал по росистому лугу: побежал он добывать себе сочной травки на завтрак.
Третий луч попал в курятник. Петух захлопал крыльями и запел: «Кукареку!». Куры слетели с насеста, закудахтали, стали разгребать сор и червяков искать.
Четвертый луч попал в улей. Выползла пчелка из улья, села на окошко, расправила крылья и - зум-зум-зум! - полетела собирать медок с душистых цветов»
Воспитатель: И так происходит каждый день. Но однажды солнышко не вышло на небо. (Закрывает изображение, звучит музыка)
Пасмурное и невеселое настало утро. Птички не спели свою утреннюю песенку, зайчонок остался без свежей травы, пчелка опоздала на сбор меда, петушок вовремя не разбудил курочек. Стали зверушки будить солнышко, но оно не услышало их. Тогда зверушки позвонили в детский сад и попросили, чтобы дети попробовали разбудить его. Видимо, нездоровится солнышку, нет у него сил глазки открыть, землю светом осветить. Поможем зверушкам?
(ответы детей)
Воспитатель: Придется нам с вами к солнышку пойти и разбудить его, может у нас получится!.
(Воспитатель предлагает детям пройти на полянку)
Воспитатель: Давайте с вами позовем солнышко! Я познакомлю вас с новой закличкой.
Солнышко, солнышко, выгляни в окошко, образное движение
Ждут тебя детки, ждут малолетки. Руки на пояс, повороты в стороны.
Солнышко-ведрышко! Выгляни в окошечко! образное движение
Твои детки плачут, по камушкам скачут. постукивание кулачками
Солнышко, покажись! Красное, появись! разводят руки в стороны
Давайте вместе позовем.
(Дети повторяют вместе с воспитателем закличку, используя имитационные движения)
Воспитатель: Не появляется солнышко.
Придется нам с вами выручать наших зверушек пока солнышко отдыхает. Мы его нарисуем, только не карандашом, а при помощи пластилина. Чтобы наше солнышко было похоже на настоящее, давайте вспомним, какое оно. На что похоже солнце?
Дети. На шарик.
Воспитатель: А какого цвета оно может быть?
Дети. Красного, желтого.
Воспитатель: Верно. Солнышко у нас теплое, поэтому изобразим мы его пластилином теплого цвета: желтым, красным или оранжевым.
Практическая часть
(Воспитатель показывает картинку с намеченным контуром солнца и силуэтами пчелы, птички, зайца, петуха)
Воспитатель: На этой картинке мы нарисуем солнышко при помощи пластилина, поможем нашим сказочным героям. (Воспитатель объясняет этапы выполнения работы)
1. У вас на столе пластилин красного, желтого или оранжевого цвета. Возьмите кусочек меньшего размера, положите между ладошками, скатывайте шарик круговыми движениями слева направо (справа налево, надавливая на него ладошкой. «Ладошки танцуют»
2. Готовый шарик положите на середину картона и слегка надавите на него, расплющивайте, чтобы шарик-солнышко закрепился на картинке. Плотно прижимайте к поверхности, не выходите за контур.
3. Отщипните небольшой кусочек от второй части пластилина, положите между ладошками и скатайте «столбик» прямыми движениями обеих рук (одна рука двигается вперед, другая - назад). «Ладошка бегает».У вас получится лучик. Получившийся лучик-столбик прикрепите к солнышку и направьте его на пчелку или зайчика, на петушка или птичку, плотно прижав к картинке по всей длине лучика. Таким же образом сделайте остальные лучи.
(Во время выполнения работы звучит фрагмент записи музыкального произведения П. Чайковского «Подснежники». Воспитатель поощряет детей, дает указания, оказывает частичную помощь).
Воспитатель: (Когда дети закончат работу, появляется игрушка «Солнышко»)
Вот и солнышко проснулось, очень сладко потянулось: «Как же долго я спало, пора браться за работу». Покажите, как вы справились. (Дети показывают картинки)
Ой. какие вы молодцы, помогли зверушкам, не оставили их в беде. (Открывает фланелеграф)
Солнышко (Русская народная песенка)
Свети, свети, солнышко,
На зеленое полюшко,
На белую пшеницу,
На чистую водицу,
На наш садочек,
На аленький цветочек.
Воспитатель: Ребята, солнышко благодарит вас за то, что вы помогли ему проснуться, помогли зверушкам разбудить солнышко.
(Солнышко предлагает детям предлагает поиграть с солнечными лучиками.)
Воспитатель: Ну-ка ленточки берите
и со мною попляшите
(звучит фрагмент записи музыкального произведения Кабалевского «Полька». Дети исполняют танец по показу воспитателя).
Воспитатель : Есть сюрприз и у меня-
Это солнышки-друзья
Вы подарок мой примите
И на память сохраните
(Воспитатель раздает детям сувениры - изображение солнышка)