Дарья Тусь
Проект «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья!» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья!»
Возраст детей: 5—6 лет (старшая группа).
Срок реализации: 1 неделя.
Участники проекта : дети, воспитатели, инструктор по физической культуре.
Цель: формировать основу культуры здоровья.
Задачи
1. Формировать начальные представления о здоровом образе жизни и потребности в нем.
Публикация «Проект „Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья!“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Вода. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Солнце, воздух и вода - наши верные друзья
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2022
2. Сохранять и укреплять физическое здоровье детей.
3. Воспитывать и закреплять культурно-гигиенические навыки.
4. Расширять представления детей о составляющих здорового образа жизни: занятие спортом и сон (отдых).
5. Формировать интерес к физической культуре и спорту, желание заниматься физкультурой и спортом.
Актуальность: в дошкольном возрасте необходимо формировать у детей представления о здоровом образе жизни, в частности о важности сна и необходимости заниматься спортом.
Ожидаемый результат
1. Дети имеют начальные представления о составляющих здорового образа жизни (движение, сон) и факторах, разрушающих здоровье.
2. Знают о значении для здоровья человека ежедневной утренней гимнастики, закаливания организма, соблюдения режима дня.
Интеграция содержания образовательных областей на основе проекта
«Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья!»
Познавательное развитие:
1. Знакомство с организмом человека, его потребностями в отдыхе, сне
и движении.
2. Знакомство с различными видами спорта (зимними и летними, их осо-бенностями.
Социально-коммуникативное развитие:
1. Дидактические игры «Найди десять отличий», «Собери картинку»,
2. Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Дочки-матери».
3. Обсуждение ситуаций «Если вы остались дома одни», «Оказание первой помощи при ушибе, растяжении во время занятий спортом».
4. Развитие желания помогать друг другу; совершенствование умения одеваться после сна и раздеваться перед сном, не отвлекаясь.
Речевое развитие:
1. Русские народные пословицы и поговорки, загадки о спорте, сне.
2. Беседы «Виды спорта» (летние и зимние, «Как мы отдыхаем в выходные дни», «Что нужно для здорового сна?»
Художественно-эстетическое развитие:
Чтение художественной литературы
1. Г. Акимова «Сказка про дедушку Дрему».
2. Е. Чарушин «Томкины сны».
3. М. Чистякова «Спи, малыш».
4. Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья».
Продуктивная деятельность:
1. Рисование «Детки на зарядке»
2. Раскраски «Зимние и летние виды спорта».
Физическое развитие:
1. «Утренняя гимнастика».
2. Подвижные игры «День — ночь», «Дрема», «Зайчик, зайчик, сколько время?», «У медведя во бору», «Мячик кверху», «Бездомный заяц», «Попади в цель».
3. Игра малой подвижности «Найди и промолчи».
4. Беседы «Правильные нагрузки на занятиях физкультурой», «Гигиенические процедуры перед и после сна и их польза для здоровья».
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап (выявление проблемы, анализ имеющихся педаго-гических ресурсов, определение направлений деятельности).
Работа с детьми:
Предварительные беседы с детьми.
Подбор иллюстраций, книг, настольно-печатных и дидактических игр по теме проекта.
Задачи
1) Изучить и выявить проблемы в представлениях детей о способах охраны здоровья, необходимости соблюдения режима дня, значении спорта в жизни че-ловека.
2) Спланировать деятельность во время проекта.
3) Подобрать материалы для работы над проектом.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Педагогические ресурсы :
1. Беседы, педагогические ситуации: знакомство с организмом, его потребностями в отдыхе, сне и движении.
2. Беседы по просмотренным иллюстрациям, картинкам на тему «Спорт».
3. Дидактические пособия «Летние виды спорта», «Зимние виды спорта».
Работы с дидактическими пособиями:
Цель — систематизировать представления о видах спорта.
А) После сбора и рассматривания получившихся картинок воспитатель спрашивает у ребенка, какие виды спорта он знает, обсуждает с ребенком изображения: как называются спортсмены, занимающиеся тем или иным видом спорта, какие предметы (спортивный инвентарь) они используют, в чем смысл и правила спортивных игр.
Б) Рассуждение об Олимпийском движении (летняя и зимняя Олимпиады). Каким видом спорта хотел бы заняться ребенок? Почему?
В) Беседа по карточкам: летний или зимний этот вид спорта? Одиночный или командный? Сколько человек играют в команде?
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Педагогические ресурсы:
1. Дидактические игры «Найди десять отличий», «Собери картинку» (Приложение 1)
2. Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Дочки-матери».
3. Беседы и обсуждение безопасного поведения дома, на улице, во время занятия спортом: «Если вы остались дома одни», «Оказание первой помощи при ушибе, растяжении во время занятий спортом».
4. Деятельность по укреплению здоровья и здоровьесбережению.
5. Развивать желание помогать друг другу; совершенствовать умение одеваться и раздеваться, не отвлекаясь, после и перед сном.
Образовательная область «Речевое развитие»
Педагогические ресурсы:
1. Беседы «Виды спорта» (летние и зимние, «Как мы отдыхаем в выходные дни».
2. Речевые игры. (Приложение 2)
3. Русские народные пословицы и поговорки, загадки. (Приложение 3)
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Педагогические ресурсы:
Чтение художественной литературы
1. Знакомство с русским народным творчеством (колыбельные, скорого-ворки и т. п.).
4. Г. Акимова «Сказка про дедушку Дрему».
5. Е. Чарушин «Томкины сны».
10. Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья»
Образовательная область «Физическое развитие»
Педагогические ресурсы:
1. «Утренняя гимнастика» (комплект утренней гимнастики)
2. Подвижные игры «Совушка-сова», «День-ночь», «Дрёма», (Приложение 4)
3. Игры малой подвижности (Приложение5)
4. Сон без маечек, босохождение по «тропе здоровья»
5. Гимнастика для глаз «Солнечный зайчик».
6. Беседы «Гигиенические процедуры перед и после сна и их польза для здоровья», «Что нужно для здорового сна?».
Литература к проекту
1. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий. — М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010
2. Вохринцева С. В. Окружающий мир. Летние виды спорта. Дидактический материал. — Екатеринбург: Страна фантазий, 2000.
3. Кенеман А. В. Детские подвижные игры народов СССР: пособие для воспитателя детского сада. — М. : Просвещение, 1989.
4. Комарова Т. С., Куцакова Л. В., Павлова Л. Ю. Трудовое воспитание в детском саду: Программа и методические рекомендации. — М. : Мозаика-Синтез, 2009.
5. Куцакова Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы
с детьми 3— 7 лет: пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М. :
Мозаика-Синтез, 2012.
6. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры: пособие для воспитателя детского сада. — М. : Просвещение, 1986.
7. Первая энциклопедия малыша. Твое тело. — М. : Росмен-Пресс, 2009.
8. Русские народные загадки, пословицы, поговорки / сост. Ю. Круглое. — М. : Просвещение, 1990.
10. Авдеева Н. Н. Безопасность. — «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002.
Приложение 1.
Дидактические игры:
Игра «Найди десять отличий»
Эта старая, всем известная игра. Она увлекательная и простая. Воспитатель: «Внимательно рассмотри обе картинки. На первый взгляд может показаться, что они одинаковые, но это не так. Эти картинки разные. Имеются десять отличий. Найдешь все десять — и ты победитель!»
Приложение 2.
Речевые игры.
Игра «Назови одним словом»
Ведущий предлагает детям продолжить фразу одним словом.
— Человек, играющий в футбол, —.
— Девочка, занимающаяся фигурным катанием, —.
— Люди, занимающиеся танцами, —.
— Человек, скачущий на лошади, —.
— Девочка, занимающаяся гимнастикой, —.
— Спортсменка, прыгающая в высоту, —.
Игра «Угадайка»
Для игры потребуется набор картинок на тему «Спорт». Ведущий описывает спортсмена, изображенного на картинке. Играющим надо узнать спортсмена по описанию.
Игра «Назови как можно больше предметов»
Цель — развивать внимание, учить четко произносить слова.
Дети становятся в ряд, затем по очереди называют предметы, которые их окружают. Назвавший слово делает шаг вперед. Выигрывает тот, кто правильно и четко произносил слова и назвал большое количество предметов, не повторяясь, и таким образом оказался впереди всех. Можно задавать детям наводящие вопросы: «Что висит на стене? Что находится за дверью?»
и т. п.
Усложнение: предлагается называть слова, связанные со спортом и поддержанием здоровья.
Приложение 3.
Русские народные пословицы и поговорки, загадки.
Пословицы и поговорки о пользе сна
Сон — лучшее лекарство.
Выспишься – помолодеешь.
Сон лучше всякого богатства.
Подушка — лучшая подружка.
Нет такого силача, которого сон не поборет.
Беспечальному сон сладок.
Сонное царство (то есть когда все спят).
Куда ночь, туда и сон.
Загадки про сон
Что слаще сладкого?
Вроде нету, вроде есть, слаще меда, а не счесть.
Что слаще меда и сильнее льва?
На весах не взвесишь, на базаре не продашь, но нет на свете милее его.
Не стукнет, не брякнет, ко всякому подойдет.
И рать, и воеводу — всех повалил.
Что можно увидеть с закрытыми глазами?
Приложение 4
Игра «Совушка-сова»
Играют 4—6 человек. Один из играющих — «совушка» — находится в не-большом кругу (в «гнезде»). Остальные свободно бегают и прыгают, изображая жучков, бабочек, лягушек.
По сигналу ведущего «Ночь наступает!» все останавливаются, замирают на месте, а «совушка» вылетает на охоту.
Заметив пошевелившегося игрока, «совушка» берет его за руку и уводит в «гнездо». Если «совушка» не заметит пошевелившихся игроков, а звучит сигнал «День!», то она «улетает в гнездо» одна, без «добычи».
Когда играющие услышат «День!», они снова начинают двигаться. После двух-трех повторений выбирают новую «совушку».
В этой игре дети должны хорошо знать правила. «Совушка» не должна долго наблюдать за одним и тем же игроком. Вырываться от «совушки» нельзя.
Игра «День — ночь»
Играют 5 и более детей. Для игры требуется ровная площадка размером примерно 30x10 метров.
Две команды становятся спиной друг к другу на расстоянии 1,5—2 метра посередине площадки. Перед каждой командой в 10—15 метрах за линией находится ее «дом». Одна команда — «День», другая — «Ночь». Если ведущий произносит слово «день», команда с этим названием убегает в свой «дом», а другая ее догоняет. При слове «ночь» команды меняются ролями. Выигрывает команда, игроки которой осалят большее число соперников. Для соблюдения равных условий важно, чтобы обе команды участвовали в ловле игроков одинаковое число раз.
Игра «Дрема»
Считалкой выбирают «Дрему» :
Сидит Дрема, сидит Дрема,
Сидит Дрема со своей дремотою.
Встает Дрема, встает Дрема,
Встает Дрема со своей дремотою.
Ходит Дрема, ходит Дрема,
Ходит Дрема со своей дремотою.
Ловит Дрема, ловит Дрема,
Ловит Дрема со своей дремотою.
Водящий — «Дрема» — сидит с закрытыми глазами в кругу, остальные
дети водят вокруг него хоровод. По словам приговорки водящий сначала встаёт, потом начинает ходить. После слов «ловит Дрема со своею дремотою» дети разбегаются, а водящий открывает глаза и ловит зазевавшихся игроков.
Приложение 5.
Игры малой подвижности.
Игра «Найди и промолчи»
Все дети выходят в соседнюю комнату. Ведущий прячет какой-либо предмет, заранее показанный участникам. Предмет должен быть спрятан на видном месте, то есть там, где его можно увидеть, ничего не трогая, не поднимая и не отодвигая. После того как предмет спрятан, ведущий зовет детей и предлагает начать поиски (ничего не трогая, не поднимая и не двигая). Как только кто-то находит спрятанный предмет, он должен сказать об этом ведущему на ухо, затем тихо отойти в сторону и сесть, чтобы никто не заметил, где им был найден предмет. Игра продолжается, пока все не найдут спрятанный предмет. Первый нашедший считается победителем и заслуживает право в следующей игре самому спрятать предмет.