Юлия Мизинцева
Сохранение и укрепление здоровья как приоритетное направление работе ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
“Давным-давно, на горе Олимп жили боги.
Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля.
Долго думали они, каким должен быть человек.
- Человек должен быть сильным”- сказал один из богов.
- Человек должен быть умным”- размышлял второй.
- Человек должен быть здоровым”- настаивал третий…
Тут самый умудрённый из богов вдруг сказал:
- Если всё это будет у человека, он будет подобен нам”.
Боги задумались…
Подумав ещё какое-то время, они решили наделить человека и умом, и силой. Но вот самый ценный дар – здоровье решили спрятать, да подальше.
Публикация «Сохранение и укрепление здоровья как приоритетное направление работе ДОУ» размещена в разделах
И снова стал вопрос: «Куда»? Спрятать здоровье на вершине самой высокой горы, или опустить в пучину океана?.
- Как вы думаете, куда спрятали боги здоровье?
Один из богов сказал: "Здоровье надо спрятать в самого человека".
Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье…
Вот, оказывается, откуда мы имеем этот «бесценный дар», о котором сегодня идёт речь.
Само понятие "здоровье" имеет свыше 79 трактовок.
В словаре русского языка С. И. Ожегова: «Здоровье - правильная, нормальная деятельность организма».
В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.
Именно эту трактовку мы имеем в виду, когда говорим о реализации одной из основных задач, определённой ФГОС: «сохранение и укрепление физического и психического здоровья ребёнка».
Выделяется несколько компонентов здоровья:
1. Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.
2. Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма.
3. Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.
4. Нравственное здоровье, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе.
Здоровье – одна из актуальных проблем нашего времени, тем более - здоровье подрастающего поколения.
Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста в РФ показывает, что за последнее десятилетие количество абсолютно здоровых детей снизилось с 23% до 15%. Увеличилось количество детей, имеющих хронические заболевания, с 16% до 18,3%.
Ситуация осложняется и тем, в каких условиях мы живём.
На мой взгляд, среда, которая нас окружает, с каждым годом становится всё более агрессивной:
качество воздуха, которым мы дышим, большая загазованность;
качество воды, которую мы пьем;
качество употребляемой нами пищи («Е» – добавки, консерванты, продукты – заменители, БАДы и т. д.)
переживаемые нами стрессы;
малоподвижный образ жизни;
изобилие гаджетов;
дефицит качественного медицинского обслуживания.
До определённого времени новорожденный ребёнок находится в центре всеобщего внимания. Над ним колдуют мамки, няньки, заботливые бабушки. Вокруг создаётся некое подобие «тепличных условий».
Но приходит долгожданный момент, когда чадо идёт в детский сад. И в группе он такой не один, а как минимум 25 подобных ему. И в каждом скрыт «бесценный дар богов», который нужно хотя бы «не расплескать».
Кто же встаёт в авангарде? Работники дошкольного образования.
В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно педагог в состоянии сделать для здоровья современного ребенка больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто педагог должен работать так, чтобы образование и воспитание детей не наносило ущерба здоровью воспитанников.
Вот откуда потребность в так называемых технологиях здоровьесбережения и педагогике здоровья.
Какие же задачи стоят перед нами по укреплению здоровья своего и здоровья наших воспитанников? Выделю основные:
сохранять здоровье, как физическое, так и психическое;
обучать детей конкретным приемам и методам, укрепляющим их здоровье;
создать благополучный психологический климат, обстановку доброжелательности и доверия между детьми, сотрудниками и родителями;
поиск новых инновационных физкультурно-оздоровительных форм работы.
Заметьте! В нашей жизни переменчиво всё: погода, ценностные ориентиры, ФГОС сменил ФГТ, школьные программы и даже пенсионный возраст. Но!
Когда-то давно, очень умный человек придумал, казалось бы, простую, но очень действенную вещь – режим ДОУ. Именно режим позволяет организовать жизнь ребёнка в ДОУ, придавая ей оздоровительную направленность.
Здесь и утренняя гимнастика, и полноценное рациональное питание, и умеренные умственные нагрузки с динамическими паузами, различными гимнастиками (для глаз, речевого аппарата, дыхательная, массаж, многочасовые прогулки на свежем воздухе с использованием игр, здоровый послеобеденный сон, соблюдение питьевого режима.
Таким образом, даже только соблюдая режимные моменты, мы уже значительным образом заботимся о здоровье воспитанников.
Подготовка совместных праздников, творческих проектов, игры с детьми способствуют формированию дружелюбного отношения в коллективе, благотворно влияют на психологический климат.
Вся эта работа осуществляется комплексно с участием различных специалистов детского сада: музыкального руководителя, логопеда, психолога, физкультурного работника и в тесном взаимодействии с родителями.
И осуществляться она должна комплексно, в течение всего дня. Необходимо уделять особое внимание обучению дошкольников основным движениям и навыкам здорового образа жизни, применяя на практике внедрение различных методов и приемов для создания среды здоровьесберегающего процесса.
Сценка «Красная шапочка»
(Входят Красная шапочка и ее Бабушка. Между ними происходит такой диалог)
- Бабушка, бабушка, почему у тебя такое морщинистое лицо?
- Это потому, что я не любила умываться по утрам и вечерам, моя дорогая внученька.
- Бабушка, бабушка, почему у тебя такие тусклые глаза?
- Потому, что я не делала гимнастику для глаз и много смотрела телевизор, моя внученька.
- Бабушка, а почему у тебя такие желтые зубы?
- Потому, что я курила, как твой дедушка.
- Бабушка, бабушка, а почему ты вся дрожишь и медленно ходишь?
- Это потому, моя Деточка, что по утрам не делала зарядку.
(голос за кадром)
- Если не будешь вести здоровый образ жизни, то тебя не станет есть даже Серый волк!
Здоровье воспитанников находится в тесной взаимосвязи со здоровьем педагога. У нездорового педагога:
Ниже качество работы;
Дети быстро утомляются, подвергаются стрессу.
Являясь примером для своих воспитанников, педагог формирует у них такое же отношение и к своему здоровью.
Только профессиональная компетентность педагогов дошкольного образовательного учреждения, любовь к своей профессии и, конечно же, к детям, способствуют сохранению и укреплению здоровья детей.