Елена Зимнюкова
Содержание познавательно-математической деятельности в режиме дня
▼ Скачать + Заказать документы
В современном образовании существует множество подходов, методов и форм организации детской игры. Область математических представлений, которая складывается у детей до школы, становится фундаментом для дальнейшего математического образования и влияет на его успешность.
Публикация «Содержание познавательно-математической деятельности в режиме дня» размещена в разделах
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Режим дня. Конспекты
- Темочки
Известно, что многие дети испытывают затруднение при усвоении математических знаний. Причин этому много. Одна из них, возможно, наиболее серьезная, состоит в том, что они быстро теряют интерес к занятию математике. Успех математического развития дошкольников во многом зависит от организации учебного процесса. И здесь важно иметь в виду, что обучение математике следует осуществлять как на занятиях, так и в режиме дня. Процесс познания форм, величин, количественных отношений детьми дошкольного возраста осуществляется в основном в естественной повседневной обстановке, в специально организуемых познавательных играх, игровых ситуациях. Внимание ребенка направляется на подлежащий усвоению признак предмета, количество предметов, их местонахождение. Основное внимание уделяется освоению детьми способов практических действий, таких как группировка предметов по признакам, сравнение их путем сопоставления, воспроизведение в том же количестве, воссоздание целого из частей. В комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны, эмоционально захватывают детей. Чтобы игра в ДОУ была ведущим видом деятельности не только теоретически, но и практически, в своей работе можно использовать необычные режимные моменты.
Прием пищи: попросить детей разложить ложки, перед этим они должны определить количество детей, сидящих за столом; напоминать детям, что тарелка стоит на столе, хлеб лежит на тарелке, суп налит в тарелку, ложка должна быть в правой руке, а хлеб – в левой и т. д.
Прогулка: Собирая листья, выбрать красные, желтые, зеленые, коричневые. Во влажном песке аккуратно сделать отпечаток подошвы обуви ребенка и воспитателя, сравнить их по форме и по размер. Постоянно упражнять в счете. Считать ведра, формочки, лопатки, листья, кусты, цветы, насекомых, птиц, животных. Наблюдая за транспортом обговаривать геометрическую форму, цвет, направление и скорость движения.
Чтение сказок, разгадывание загадок с математическим содержанием – это увлекательная игра, вызывающая у ребенка радостное, приподнятое эмоциональное состояние. Одновременно это своеобразное умственное упражнение в выделении количества, формы, размера как общих признаков анализируемых предметов, определении простейших математических связей и зависимостей.
Также играть с детьми в сюжетно- ролевые игры. Например, количественный состав числа из единиц осваивается в сюжетно- ролевой игре «Почта». Сортировщики и почтальоны раскладывают корреспонденцию по адресам, в соответствии с названными числами, тем самым происходит закрепление полученных на занятиях знаний. Знакомясь с составом числа из единиц в пределах 10.
Сюжетно-ролевая игра «Магазин», в которую дети играют с удовольствием. Имеется кассовый аппарат, наборы монет.
После сна расчесывая девочек, спросить, у кого волосы длинные, у кого – короткие (у кого самые длинные, сравнить цвет, длину ленточек.
В групповой комнате должны находится:
- развивающие игры: «Сложи квадрат», «Сложи узор», «Геометрические формы», «Фигуры»
- дидактические игры;
- настольно-печатные игры;
- наборы разрезных картинок;
- матрешки, пирамидки;
- несколько видов мозаики;
- наборы бус и леска для нанизывания;
- природные материалы: палочки, камешки, шишки, ракушки, каштаны, орехи и др. ;
- листы бумаги, карандаши, фломастеры, восковые мелки;
- линейки и трафареты;
- книги;
- игры-шнуровки (с «пришиванием», составлением узора);
- игры-лабиринты;
- игры – головоломки (геометрические конструкторы).
Занимательные математические вопросы способствуют развитию у детей смекалки и находчивости, учат детей анализировать, выделять главное, сравнивать.
Например:
- У бабушки есть внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (одна внучка Маша.)
- Горело 7 свечей. 2 свечи погасили. Сколько свечей осталось? (7.)
-В море плавало 9 пароходов. 2 парохода пристали к пристани. Сколько пароходов в море? (9 пароходов.)
-Из какой посуды нельзя ничего съесть? (Из пустой.)
-Повар насыпал рис поровну в 2 стакана. Затем из одного стакана он пересыпал рис в кастрюлю. Где риса больше: во втором стакане или в кастрюле? (Поровну, потому что в стаканах были поровну.)
-Дети собрали в парке осенний букет. В нем было 5 кленовых, 4 березовых, 2 дубовых, 1 осиновый лист. Со скольких разных деревьев были листья в букете? (С 4 деревьев.)
Развитию внимания и сообразительности способствуют задачи-шутки, головоломки, предостерегающие ребенка от поспешных и необоснованных выводов. Их не следует решать, как обычные задачи, используя то или иное арифметическое действие. Эти задачи должны побуждать детей рассуждать, мыслить, находить ответ, используя имеющиеся уже знания. Из всего многообразия головоломок наиболее приемлемы в старшем дошкольном возрасте(5-7 лет) головоломки с палочками:
- из пяти палочек сложить квадрат и два равных треугольника.
-как с помощью только одной палочки образовать на столе треугольник? (Положить ее на угол стола.)
- составить 2 равных квадрата из 7 палочек, 2 равных треугольника из 5 палочек.
- По двору ходили гуси. У всех гусей Саша насчитал 6 лап. Сколько гусей гуляло во дворе? Ответ: (2 + 2 + 2 = 6 лап. Значит Саша увидел трех гусей.)
Таким образом, использование занимательных задач, дидактических, настольно-печатных и сюжетно-ролевых игр, игр-головоломок на занятиях и в течение всего дня даёт возможность ребенку учиться с интересом и удовольствием, постигать мир математики и верить в свои силы. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активный поиск пути решения, стремясь при этом к конечной цели. Дети усваивают элементарные трудовые умения, познают свойства предметов, учатся планировать свои действия.