Юлия Романюк
Социокультурное пространство города как условие реализации социального направления «Рабочей программы воспитания»
▼ Скачать +Заказ
Слайд №1.
Название презентации.
Сайд №2.
1. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО, социализация и коммуникативное развитие личности дошкольника рассматриваются как единая образовательная область — социально-коммуникативное развитие. Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений, на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.
Публикация «Социокультурное пространство города как условие реализации социального направления „Рабочей программы воспитания“» размещена в разделах
Слайд №3.
2. Воспитание детей— это обязательная часть образовательного процесса. Образование включает не только знания и навыки, но и духовные, моральные ценности, которые формируют личность гражданина, объединяют общество. Под воспитанием понимается «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, к природе и окружающей среде».
Слайд №4.
Основная цель социального направления воспитания дошкольника заключается в формировании ценностного отношения детей к семье, другому человеку, развитии дружелюбия, создании условий для реализации в обществе.
Выделяются основные задачи социального направления рабочей программы воспитания :
1. Задачи, связанные с познавательной деятельностью детей. Формирование у ребенка представлений о добре и зле, позитивного образа семьи с детьми, ознакомление с распределением ролей в семье, образами дружбы в фольклоре и детской литературе, примерами сотрудничества и взаимопомощи людей в различных видах деятельности (на материале истории России, ее героев, милосердия и заботы. Анализ поступков самих детей в группе в различных ситуациях.
2. Формирование навыков, необходимых для полноценного существования в обществе: эмпатии (сопереживания, коммуникабельности, заботы, ответственности, сотрудничества, умения договариваться, умения соблюдать правила.
3. Развитие способности поставить себя на место другого как проявление личностной зрелости и преодоление детского эгоизма.
Слайд №5.
Процесс социализации начинается с появлением человека на свет и продолжается вплоть до конца его жизни. Первый социальный опыт ребенок получает в семье, второй — в детском саду. Наша задача, как педагогов, после прихода ребенка в детский сад — продолжить этот процесс: расширяя мир малыша, формируя умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Люди, окружающие ребенка, вступают в разнообразные взаимоотношения: родственные, дружеские, профессионально — трудовые и пр. Поэтому уже в дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представление о многообразии человеческих отношений, рассказать о правилах и нормах жизни в обществе, вооружить моделями поведения. Огромную роль в решении задач, играет ознакомление детей с социумом. За дверями детского сада огромный мир, сотрудничество с которым способно принести много пользы и новых знаний. Понимание значимости роли социума в становлении личности ребенка определило для нас поиск подходов в решении данного вопроса.
Слайд №6.
В дошкольном детстве ребенок открывает личность другого человека и его значение в собственной жизни и жизни людей. Он начинает осваивать все многообразие социальных отношений и социальных ролей. Он учится действовать сообща, подчиняться правилам, нести ответственность за свои поступки, действовать в интересах семьи, группы. Формирование правильного ценностно-смыслового отношения ребенка к социальному окружению невозможно без грамотно выстроенного воспитательного процесса, в котором обязательно должна быть личная социальная инициатива ребенка в детско-взрослых и детских общностях. Важным аспектом является формирование у дошкольника представления о мире профессий взрослых, появление к 8 годам положительной установки к обучению в школе как важному шагу взросления.
Одним из условий реализации социального направления рабочей программы является социокультурное пространство города и эффективной деятельностью, вовлекающей детей во взаимодействие с окружающим миром и формирующей у ребят систему ценностных отношений, является экскурсия. Экскурсия как живая, непосредственная форма общения развивает эмоциональную отзывчивость, закладывает основы нравственного облика, развивает познавательный интерес, формирует речевую активность, что соответствует целевым ориентирам программы Воспитания.
В течении 2021-2022 года наша группа посетила наиболее интересные и социально значимые места в нашем городе : музей истории Полиции, Сланцевскую библиотеку, 145 пожарную часть, экскурсия по городу.
Слайд №7.
1. Организация экскурсии в музей истории Сланцевского ОВД: очень интересно было узнать о судьбах людей посвятивших свою жизнь работе в органах правопорядка. В музее хранятся документы, фотографии, личные вещи переданные в дар ветеранами и действующими сотрудниками, и их родственниками. Часть экспозиции посвящена Героям Великой Отечественной Войны сотрудниками Отдела Сланцевского района. За 10 лет существования музея его коллекция расширена и пополнена, и теперь выставляется в трёх залах.
Слайд №8.
Огромный интерес вызвали у ребят образцы оружия и полицейской экипировки, находившейся в различное время на вооружении в органах. Было очень приятно на стендах увидеть лица сотрудников, награжденных медалями, а тем более за боевые заслуги. Это очень важно для ребят воспитанных на американских героях "пауковатых ниндзях" увидеть что настоящие герои живут с нами рядом.
Слайд №9.
Наблюдения на экскурсиях, живое общение с настоящими профессионалами своего дела служат большим толчком к обогащению, развитию сюжета и диалога сюжетно – ролевых игр. Мы побывали в 145 пожарной части, где познакомились с профессией пожарного. Там профессионалы- пожарные показывали мастер-класс по одеванию боевой одежды пожарного, ребята посидели в пожарной машине, одевали спасательное устройство, а также могли наблюдать сбор и выезд пожарного караула на вызов. Дети были не просто наблюдателями, а сами смогли поучаствовать в сложном процессе работы пожарного.
Слайд №10.
Очень интересной и познавательной оказалась экскурсия по городу «Шагающий автобус» с инспектором по пропаганде БДД ОГИБДД по Сланцевскому району Степановой В. Ю. Перед пешеходной экскурсией автоинспектор провела с дошкольниками инструктаж о правилах передвижения организованной пешей колонны. Затем дети, одетые в яркие световозвращающие жилеты, построились в «Шагающий автобус», и во главе с инспектором прошли по безопасному маршруту. Сотрудник Госавтоинспекции объясняла детям порядок действий пешеходов при движении по улицам города. Детвора с увлечением не только слушала, но и принимала активное участие в обсуждении норм и правил поведения на дорогах. Дети получили новые знания и опыт не только о безопасном поведении на дороге, но и познакомились с профессией полицейского.
Слайд №11.
Хочется отвести особое место экскурсиям в библиотеку - как средству социализации детей старшего дошкольного возраста. Во время экскурсий дети узнали о правилах поведения в библиотеке, о правилах бережного отношения к книгам, об индивидуальных картах читателя и т. д. С каждым посещением ребята знакомятся и с профессией библиотекаря, которая очень ответственна и интересна. Возвращаясь с экскурсии мы с детьми обсуждаем между собой, что больше всего им понравилось и запомнилось. Дети стали сразу взрослее и ответственнее теперь, кроме детского сада и кружковых занятий, они посещают такое общественное место - как библиотеку.
Слайд №12.
Активное использование интересной формы работы — экскурсии позволило знакомить детей с профессиями не только по картинкам, и на живом примере. Ребята получали знания и опыт социализации путем погружения в рабочую среду людей, общались с профессионалами своего дела, наблюдали за действиями, отношениями, возникающими между специалистами профессии, специальных помощников техникой и оборудованием.
Слайд №13.
Спасибо за внимание!