Маргарита Гришина
Социальное партнерство детского сада и семьи как эффективное условие развития творческих способностей ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
«… Дошкольник не эстафета, которую передаёт семья в руки педагогов детского сада. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов…»
Семья – важнейший институт социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. Взаимодействие ребёнка с родителями является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется, на его основе формируются определённые модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение.
Публикация «Социальное партнерство детского сада и семьи как эффективное условие развития творческих способностей ребенка» размещена в разделах
Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагога. Взаимосвязь с семьёй жизненно необходима, ведь родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей. Каждый родитель желает, чтобы помимо успешного овладения знаниями и умениями, ребёнок самореализовался, развивая свои творческие способности. Но, к сожалению, не каждый родитель понимает, что в этом он должен поучаствовать.
Таким образом, говоря о проблеме развития инициативы и творческих способностей детей, хотелось бы подчеркнуть, что их эффективное развитие возможно лишь при совместных усилиях, как со стороны воспитателей дошкольных учреждений, так и со стороны семьи. Большое значение для развития инициативы и творческих способностей детей имеет семья. Красота во всем, что окружает детей дома: интерьер, хобби родителей, вызывает чувство радости, уверенности, укрепляет привязанность детей к родителям. Хорошо когда в семье есть музыкальные инструменты, наборы для художественного творчества, и тогда ребенок в семье имеет возможность развивать свои художественно-творческие способности : петь, танцевать, рисовать и т. д.
Наш девиз в работе с родителями звучит так: «Мы помогаем родителям, а не учим их воспитывать собственных детей». С помощью родителей мы приобщаем детей к прекрассному, развиваем у них художественный и эстетический вкус. Проводим мастер-классы, открытые занятия. Благодаря активному сотрудничеству с родителями дети создают своими руками пусть небольшие, но поистине художественные шедевры: «Портрет мамы», «Зимний сад», «Забавные животные» и др. Примеры перечислить
Мы, педагоги знакомим родителей через беседы, консультации, экскурсии с возможностями детского сада, а также близлежащих учреждений дополнительного образования и культуры: детской музыкальной школы №5 в творческом воспитании детей. Поддерживаем стремление родителей развивать художественную деятельность детей в детском саду и дома; организовываем выставки семейного художественного творчества, выделяя творческие достижения взрослых и детей: Выставка поделок «Осеннее настроение», выставка поделок «Символ 2021 года», выставка рисунков «Мир начинается с бабушки и дедушки».
Все это требует качественно новых взаимоотношений между семьей и образовательным учреждением. То, что предлагаем родителям интересно и полезно. Участие семьи в воспитательно-образовательном процессе, так как родители лучше знают возможности своего ребенка и заинтересованы в дальнейшем его продвижении, позволяет повысить качество образования детей. Особое внимание уделяем совместной работе детей и родителей в группах детского сада при оформлении помещения к праздничным мероприятиям. Мы заранее обсуждаем с членами родительского комитета предстоящие дела, определяем обязанности и объем работы взрослых и детей. Такая совместная деятельность сплачивает коллектив.
Согласованная организованность в работе детского сада и семьи – важнейший принцип полноценного воспитания и развития творчества детей.
В нашем детском саду широко распространён такой опыт работы с родителями, как проектная деятельность. В процессе организации проектной деятельности выявляются интересы ребенка, развивается партнерский стиль взаимодействия между взрослыми и детьми, активно поддерживается детская инициатива.
Проекты проводили исследовательские, творческие.
Родители вместе с детьми работали над краткосрочными проектами: «Навстречу Олимпийским играм», «Народная игрушка - Матрешка» и долгосрочными проектами «Портфолио дошкольника», «Здоровое питание – здоровые дети» и др.
Мы выделяем основные цели реализации семейного проекта:
Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность.
Развитие инициативы и творческих способностей взрослых и детей в процессе совместной деятельности.
Проектная деятельность направлена на познавательное развитие детей, речевое развитие и на развитие продуктивной деятельности.
В результате сотрудничества ДОУ с социальными партнерами создается атмосфера взаимопонимания и доверительных отношений с родителями, и детьми; благоприятная эмоциональная атмосфера для формирования единого образовательного пространства, что способствует обеспечению совместного успеха в деле воспитания и обучения детей. Также можно отметить возрастающую активность родителей по подготовке, проведению и участию в совместных групповых и общесадовых мероприятиях. Надеемся, что наши выпускники будут легко адаптироваться в новых социальных условиях (при поступлении в школу, т. к. участвуют в различных мероприятиях района, посещают музыкальную школу, являются постоянными посетителями библиотеки, т. е. выходят на более высокий уровень партнерских отношений).