Писарева Екатерина Сергеевна
Социализация личности ребенка-дошкольника в условиях взаимодействия семьи и ДОУ
▼ Скачать +Заказ
«Социализация личности ребенка-дошкольника в условиях взаимодействия семьи и ДОУ»
При изучении данной темы были соблюдены следующие условия
Научно-исследовательские условия
Изучение психолого-педагогической и методической литературы
Анализ программ дошкольного образования
Методические условия
Участие в семинарах, практикумах, педсоветах ДОУ
Публикация «Социализация личности ребенка-дошкольника в условиях взаимодействия семьи и ДОУ» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2023
Организация саморазвития по теме: «Эффективные формы сотрудничества с семьями воспитанников на современном этапе развития образования»
Участие в семинарах в ГБПОУ «Нижегородский губернский колледж»
Переподготовка по программе дополнительного профессионального образования «Педагогика и психология дошкольного образования» (570 ч.) в ФГБОУ ВПО НГПУ им. К. Минина
Организационно-педагогические условия
Социальное партнерство с семьями воспитанников
Взаимодействие с педагогами по организации работы с родителями
Обобщение педагогического опыта по теме: «Социализация личности ребенка-дошкольника в условиях взаимодействия семьи и ДОУ»
Актуальность данной темы обусловлена тем, что социализация личности идет на протяжении всей жизни человека, но основы её успешной реализации заложены именно в детстве.
В детском возрасте огромное влияние на процесс социализации оказывают агенты социализации, то есть лица, с которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействие. Ими могут являться:
- семья (родители или лица, постоянно заботящиеся и общающиеся
с ребенком, братья или сестры);
- дошкольное образовательное учреждение (в первую очередь воспитатели);
- общество (сверстники, друзья).
Так как дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) является одним из основных институтов социализации, представляется необходимым обратить внимание на совершенствование деятельности ДОУ по организации условий для успешной социализации ребёнка
Дошкольное детство - период активного овладения механизмами социализации, усвоения норм социального поведения.
Изучение образовательной практики показывает, что традиционно вопросам социального воспитания детей дошкольного возраста не уделяется должного внимания, часто игнорируется влияние семьи на процесс социализации ребенка-дошкольника. Психолого-педагогические исследования (Е. П. Арнаутовой, Л. И. Божович, А. В. Мудрик, Н. Ф. Виноградовой и др.) показали, что семья остро нуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства. Поэтому в дошкольном образовательном учреждении создаются необходимые условия для полноценного сотрудничества с семьей. Семья и детский сад, выполняя свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка. Устанавливая взаимоотношения с семьей, дошкольное образовательное учреждение создает условия для полноценного процесса социализации ребенка-дошкольника. Если семья ребенка будет принимать непосредственное участие в воспитании и развитии своего ребенка, с помощью дошкольного учреждения, то ребенок будет развит социально и как личность.
Поэтому целью моей педагогической деятельности в рамках данной темы является
Обеспечение педагогических условий для социализации личности ребенка в процессе взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения.
В соответствии с целью, поставлены следующие задачи:
1. Выявить сущность и содержание процесса социализации ребенка-дошкольника;
2. Провести анкетирование с целью изучения уровня взаимодействия сотрудничества ДОУ и семьи
3. Разработать рекомендации для воспитателей по формам взаимодействия семьи и доу, с целью успешной социализации ребенка-дошкольника
Ведущей педагогической идеей моей пед. деятельности является следующее -В основе взаимодействия семьи и ДОУ лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты (ДОУ, школы, учреждения доп. образования) призваны поддержать и дополнить их воспитательную деятельность.
ФЗ от 29 декабря 2012г. №273
«Об образовании в РФ»
Мною были определены направления работы (3 этапа)
1этап Изучить Содержание процесса социализации ребенка-дошкольника (что такое процесс социализации? Специфика социализации личности ребенка-дошкольника)
2этап Включал в себя проведение анкетированияродителей с целью изучения уровня взаимодействия сотрудничества ДОУ и семьи. Были поставлены следующие задачи:
1. Выявить социально-демографический статус опрашиваемых семей
Социально-демографический статус опрошенных семей воспитанников ДОУ: количество членов семьи колеблется от трех до шести человек. По составу семьи : Дети почти во всех семьях постоянно проживают с родителями.
Полные 237
Одинокие 35
Опекуны 2
Многодетные 6
2. Выявить уровень компетентности родителей относительно процесса воспитания в ДОУ, формах взаимодействия и семьи;
Степень включё нности родителей в организацию образовательного процесса на начало сотрудничества была такова: 15% родителей – активные участники, которые всегда в курсе событий, владеют максимально полной информацией о ребёнке, советуются с воспитателями, проявляют активный интерес к жизни группы, оказывают помощь в организации и проведении различных мероприятий. 25% - участвовали периодически, по мере обращения к ним. И 60% составляли пассивные наблюдатели, которых интересовали только бытовые вопросы (как ребёнок кушал, здоровье ребёнка и т. д.)
Результаты анкетирования родителей выявили ряд проблем во взаимодействии ДОУ и семьи :
• Недостаточность психолого-педагогических знаний у большинства родителей в вопросах социализации личности ребенка-дошкольника
• Отсутствие возможности общения между семьями внутри ДОУ
• Снижение значимости семейных традиций.
Таким образом, выявив запросы родителей, мною было разработано планирование по работе с воспитателями, в него были включены следующие формы: (слайд 12)
• Педагогические советы: "Инновационные формы и методы работы с родителями в ДОУ«, «Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста»
• Педагогический тренинг: "Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями".
• Аукцион педагогических идей: опыт использования технологий социально-личностного развития в работе с детьми
• Деловые игры
• Семинары-практикумы: «Нетрадиционные формы работы с родителями», по социализации «Первые шаги к успеху»
• Мастер-класс:«Активные и интерактивные формы работы с родителями»
• Открытые занятия с воспитанниками
• Памятки для воспитателей: «Правила взаимодействия с семьей», «Социализации личности ребенка-дошкольника»
После проведенной работы с воспитателями, были определены направления работы с семьями воспитанников, т. к. важно вовлечь родителей в процесс воспитания и развития детей, чтобы они стали активными его участниками, а не пассивными слушателями. С этой целью используем разнообразные формы работы с ними. (слайд 13)
Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы.
Они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий, фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки передвижки. Информация регулярно обновляется.
Информационно-аналитические формы сотрудничества с семьями воспитанников направлены на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи и учесть индивидуальные возможности. По данному направлению проводилось анкетирование, тестирование, опрос, почтовый ящик.
Познавательные формы сотрудничества с семьёй направлены на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями воспитанников, формирование у родителей практических навыков воспитания детей. Формы, представленные в данном направлении, указаны на слайде.
Досуговые формы сотрудничества с семьей
Данные формы направлены на установление тёплых, доверительных отношений, эмоционального контакта между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Это направление самое привлекательное, востребованное, полезное.
Таким образом, опыт работы с родителями показал:
• Не одна отдельно взятая форма сотрудничества не может дать результата в полном объёме;
• Ни одна форма работы не является универсальной и потому хороших результатов можно добиться при сочетании целого ряда форм
• Формы работы, сработавшие с одними родителями, могут не привести к ожидаемому результату с другими.
Сотрудничество родителей и педагогов редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий кропотливый труд, требующий терпеливого следования выбранной цели, и постоянный поиск новых путей взаимодействия с родителями.
Таким образом, взаимодействие воспитателей и родителей стало необходимым условием для успешной социализации личности ребенка-дошкольника
Многие из родителей осознали важность сотрудничества с воспитателями. Если раньше степень включё нности родителей в организацию образовательного процесса была такова: пассивные наблюдатели 60%, активные участники – 15%, то на данный момент пассивными остаются 15% родителей.
Индивидуальные собеседования с родителями показали, что многие из них смогли повысить уровень педагогических знаний. Постоянный контакт с семьёй позволил пробудить чувство расположения и доверие родителей к детскому саду, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.
Подводя итоги работы, мне хочется подчеркнуть, что благодаря сотрудничеству с семьями воспитанников, нам многое удалось пережить со своими родителями, «НЕ РЯДОМ», а «ВМЕСТЕ», повернуть семью лицом к ребёнку и вызвать расположение и симпатию к детскому саду. Ведь положительные эмоции работают гораздо эффективнее отрицательных.
Мною были определены ПЕРСПЕКТИВЫ НА БУДУЩЕЕ:
• Продолжать работу по сотрудничеству с семьями воспитанников для успешной и полноценной социализации ребенка дошкольника.
• Находить новые методы и формы работы, которые мотивировали бы родителей идти на контакт, сотрудничать, и самое главное, чувствовать себя не просто наблюдателями, а активными участниками процесса.
• Продолжать повышать свой профессиональный уровень по проблеме социализации личности ребенка-дошкольника
Спасибо за внимание!