Рамиля Фазлыева
Социализация дошкольников в условиях сюжетно-ролевой игры в рамках ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Известно, что детство — уникальный, особенный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека.
Социальный опыт, полноценное социальное развитие дошкольнику необходимы, прежде всего, для того, чтобы успешно перейти от дошкольного периода к школьному.
Публикация «Социализация дошкольников в условиях сюжетно-ролевой игры в рамках ФГОС до» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Социальное развитие дошкольников подразумевает процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества в котором ему предстоит жить. Таким образом, у ребенка формируется базовая первоначальная культура.
Мы не раз заметили, что у некоторых воспитанников группы наблюдаются трудности в сфере социализации, а именно, проявляется излишняя робость, замкнутость, нежелание следовать правилам или требованиям взрослых, конфликтность, недостаточное развитие игровых умений. Дети не всегда могут назвать полностью свой домашний адрес, фамилию, имя, отчество своих родителей, их профессию, затрудняются найти правильный выход из проблемной ситуации.
Чем же можно объяснить социальную некомпетентность дошкольников? Можно назвать много причин. Но все они сводятся к одному знаменателю — взрослые (родители и педагоги) не обеспечивают детей полноценным, познавательным общением. Особенность социального развития детей заключается в усвоении социального опыта через взаимодействие ребенок — взрослый. Дети очень наблюдательны и любознательны. Многое замечают. Задают вопросы. Иногда сами делают умозаключения и не обязательно правильные. Ребенок моделирует отношения, поведение и деятельность окружающих его взрослых. Такое моделирование оказывает гораздо большее влияние на социальное развитие ребенка, чем словесные инструкции и поучения. В дошкольном возрасте моделирование происходит через сюжетно — ролевую игру. В ней через роль взрослого, которую берет на себя ребенок, происходит освоение отношений между людьми. Выполнение роли ставит ребенка перед необходимостью действовать не так, как он хочет, а так, как это предписано ролью, подчиняясь социальным нормам и правилам поведения. Дошкольник встает на позицию другого человека, причем не одного, а разных. В пределах одного сюжета ребёнок «смотрит» на ситуацию глазами нескольких людей. Сегодня девочка выполняет роль мамы, а завтра - дочки. Она понимает, как важно, чтобы мама заботилась о своих детях, и как важно, чтобы дочка была послушной. Таким образом, перед ребенком открываются не только правила поведения, но и их значение для установления и поддержания положительных взаимоотношений с другими людьми. Осознается необходимость соблюдать правила, т. е. формируется сознательное подчинение им.
Коллективная игра невозможна без общения детей друг с другом. Контактируя со сверстниками во время игры, дошкольники стремятся наладить между собой деловое сотрудничество, у них появляется общее дело, они стараются согласовать свои действия для достижения общей цели.
Поэтому, качественное развитие сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте является непременным условием полноценного социального развития личности дошкольника.
Учитывая важность данной проблемы, работа строится в двух направлениях:
1. Создание необходимой предметно – развивающей среды для сюжетно-ролевых игр.
2. Непосредственное руководство играми детей.
Наблюдая за воспитанниками, своей уже выпускной группы я заметила, что любимыми сюжетами у детей остаются игры в больницу, в поликлинику, в которых ребятам наиболее легко воплотить свой жизненный опыт. Этому помогло пополнение игровой среды сюжетно-ролевыми играми “Поликлиника”+”Больница”+”Скорая помощь”+”Аптека” Создавая развивающую среду группы, очень важно, чтобы окружающая детей обстановка была комфортной и эстетичной. Красота формирует ребенка. Игровые материалы должны быть привлекательными для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности. В то же время стараемся научить детей поддерживать порядок в группе, самим собирать игрушки и воспитывать бережное отношение к ним.
Предметно-игровая среда группы организована таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом, что позволяет детям объединяться подгруппами по общности интересов.
При организации сюжетно-ролевых игр нужно дать детям максимальную степень свободы и ни в коем случае не подавлять их фантазию. Задача воспитателя – умело начать игру, заинтересовать детей, направить в нужное русло.
В нашей игровой имеется большое количество игрового оборудования и материалов для сюжетно-ролевых игр по направлениям «Больница», «Кухня», «Парикмахерская», «Гараж», «Железная дорога», «Деревня» и др. ; предусмотрены наличие предметов, которые дети могли бы использовать в роли заменителей. Среди игровой атрибутики место занимают и детские поделки, применяемые в играх (деньги, кошельки из бумаги, таблетки и многие другие). Использование самоделок повышает у детей интерес к игре, приближает их к естественной среде.
Осваивая новые сюжеты, роли и игровые действия, ребенок обогащает игру новым содержанием, и, следовательно, она будет оставаться для него интересной. Обогащению игровых сюжетов помогают экскурсии и целевые прогулки, чтение рассказов о профессиях, тематические беседы, дидактические и театрализованные игры, показ иллюстраций, придумывание собственных рассказов, чтобы воспроизвести какую-либо ситуацию, рассказать о событии («Как я побывала в аэропорту», «Как девочка потерялась на вокзале», «Как я была в новом магазине»). Рассказы о профессиях заинтересовывают детей живыми образными сравнениями и дают пищу для воображения. Во время тематических бесед уточняются представления детей о той или иной игровой (жизненной) ситуации, их мнение относительно какого-либо сюжета.
Все эти формы взаимодействия с ребенком становятся содержанием предварительной работы, которая подготавливает детей к игре.
Сюжеты игр детей в больницу не будут для них новыми, но сюжетные варианты, которые можно в них отразить, станут интересными и даже неожиданными, если используются в ситуации игр на другие темы. Это могут быть следующие игры-спутники :
• в играх в семью: неожиданно происходит несчастье, у бабушки перелом ноги, ей требуется скорая медицинская помощь, которая увозит её прямо с улицы в травматологический пункт, её кладут в больницу; родные каждый день посещают бабушку, поэтому она быстро поправляется;
• в играх в транспорт: судовой врач внезапно обнаруживает тяжело больного пассажира и просит капитана немедленно изменить курс корабля; на остановке врач передает больного прибывшей машине скорой помощи, которая увозит его в ближайшую больницу;
• в играх в спасателей: случилась авария или пожар, пострадали люди, врач скорой помощи оказывает помощь, увозит пострадаших;
• в играх в детский сад: врачи из поликлиники пришли проводить осмотр детей, давать советы, как быть здоровыми.
Длительные сюжетно-ролевые игры создают благоприятные возможности для качественно иных по своей структуре взаимоотношений детей, чем в обычных играх, способствуют процессу их социализации.
Таким образом, сюжетно-ролевые игры в качестве ведущего педагогического средства способствуют эффективности процесса социализации дошкольников. При чем, эффективное влияние сюжетно-ролевых игр на процесс социализации становится возможным при создании продуманной предметно-игровой среды и, когда сюжеты игр моделируют жизненные ситуации. Систематическое проведение и организация сюжетно-ролевых игр влияет на развитие коммуникативных данных ребёнка и на умение строить взаимоотношения с другими детьми. Она помогает сплотить детский коллектив, в активную деятельность вовлекаются застенчивые и робкие, что способствует самоутверждению каждого в коллективе. Воспитывается сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность ребенка, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу и найти оптимальное решение в определенных условиях.