Екатерина Лисина
«Соберём Мишутку в школу».
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия: способствовать развитию когнитивных процессов, необходимых для успешного обучения, формированию учебно-познавательного мотива.
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
1. Развивать внимание, память, мыслительные процессы и операции;
2. Развивать зрительное и слуховое восприятие;
3. Развивать пространственную ориентировку;
4. Развивать мелкую моторику;
5. Развивать речь;
6. Формирование школьной мотивации, позитивного отношения к школе.
7. Способствовать удержанию внутренней позиции ученика.
Публикация «„Соберём Мишутку в школу“,» размещена в разделах
8. Способствовать формированию коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстником.
Образовательные:
1. Повторить свойства предметов (цвет, форма, величина);
2. Закрепить понятия: вправо-влево, вверх, вниз.
Воспитательные:
1. Воспитывать способность подчинять свои действия инструкции;
2. Воспитывать взаимопонимание, дружелюбие;
3. Воспитывать уважение друг к другу;
4. Воспитание эстетических чувств.
Актуальность: Когнитивные процессы - это процессы, при помощи которых человек познает окружающий мир, себя и других людей. Психические процессы: ощущения, восприятие, представление, внимание, воображение, память, мышление, речь, сознание - выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен каким-то образом воспринимать мир, обращая при этом внимание на различные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать. Следовательно, без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна. Более того, оказывается, что психические процессы не просто участвуют в деятельности, они в ней развиваются и сами представляют собой особые виды деятельности. Познавательная психическая деятельность начинается с ощущений. Согласно теории отражения, ощущение - это первый и неприметный источник всех наших знаний о мире. Благодаря ощущениям мы познаем цвет, форму, величину, запах, звук.
Большой вклад в изучение и развитие когнитивных процессов внесли и такие ученые, как: Л. С. Выгодский, А. Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейн и многие другие.
Старший дошкольный возраст является периодом интенсивного развития ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, внимания. И чтобы этот процесс протекал более интенсивно и эффективно, необходимо сделать его более организованным. Для этого необходимо создать не только социальные условия, но и подобрать комплекс методик, наиболее эффективных, доступных и интересных детям.
Предлагается занятие, в котором дошкольники не только знакомятся со сказкой и её героями, но и включаются в решение занимательных заданий, направленных на развитие когнитивных процессов, на формирование учебной мотивации. В ходе занятия решались задачи по развитию различных типов восприятия, совершенствованию мыслительных операций, повышению уровня внимания и памяти, развитию мелкой моторики руки и зрительно-пространственной координации, по повышению скорости протекания мыслительных процессов. С помощью этих параметров можно делать прогнозы в отношении дальнейшего обучения ребенка и его успехов в школе.
Занятие ориентировано на детей старшего дошкольного возраста. На основе использования интерактивного устройства Мimio, которое дает возможность педагогу провести увлекательное игровое занятие с детьми на современном уровне.
Принципы работы: К предлагаемым в данном проекте заданиям необходимо подходить с учетом индивидуальных особенностей детей. Комплектование и количество игр и упражнений варьируются ведущим. Возможно сократить занятие, чтобы избежать переутомление детей в соответствии с их настроением.
Форма работы: групповая, индивидуальная.
Ход ЗАНЯТИЯ
Описание листов.
ЛИСТ 1.
Вступление. Настрой на р аботу. Создание положительного настроения у учащихся. Знакомство с главным героем Мишуткой.
ЛИСТ 2.
«Найди портфель».
Задание: Нужно в комнате Мишутки отыскать портфель.
ЛИСТ 3.
Получение приза (школьных принадлежностей).
ЛИСТ 4.
«Дорожка к школе».
Задание: необходимо с помощью инструмента Мимио перо провести Мишутку к школе, стараясь не задеть стенки лабиринта.
ЛИСТ 5.
Получение приза (школьных принадлежностей).
ЛИСТ 6.
«Загадки о школьных принадлежностях».
Задание: необходимо прочитать загадки, проследить глазами линию для того, чтобы узнать ответ.
Примечание: если детям тяжело проследить по линии, то необходимо провести линию с помощью инструмента Мимио маркер.
ЛИСТ 7.
Получение приза (школьных принадлежностей).
Задание: необходимо вспомнить, про что была Загадка №3 для того, чтобы узнать, что получил Мишутка.
ЛИСТ 8.
«Кроссворд Школьный».
Задание: необходимо прочитать стишки и загадки о школе, разгадать их и правильные ответы поместить в кроссворд.
ЛИСТ 9.
Получение приза (школьных принадлежностей).
ЛИСТ 10.
Пальчиковая гимнастика. Физкультминутка.
ЛИСТ 11.
«Ненужные предметы».
Задание: необходимо найти на картинке предметы, которые не нужны в школе, лишние.
ЛИСТ 12.
Получение приза (школьных принадлежностей).
ЛИСТ 13.
«Найди одинаковые предметы»
Задание: необходимо найти одинаковые предметы в каждой строчке
ЛИСТ 14.
Получение приза (школьных принадлежностей).
ЛИСТ 15.
«Расшифруй пословицу».
Задание: используя имеющийся ключ, необходимо расшифровать известную пословицу о школе и объяснить её смысл.
ЛИСТ 16.
Получение приза (школьных принадлежностей).
ЛИСТ 17.
«Таблица».
Задание: необходимо найти имеющиеся слова, прочитать их и с помощью инструмента Мимио маркер вычеркнуть каждое слово отдельным цветом.
ЛИСТ 18.
Цель: снятие усталости, напряжения с глаз, профилактика нарушения зрения, физкультминутка.
ЛИСТ 19.
Получение приза (школьных принадлежностей).
ЛИСТ 20.
«Осень».
Задание 1: необходимо отгадать загадку, для того чтобы узнать в каком месяце Мишутка пойдёт в школу.
Задание 2. Необходимо собрать пазл, для того чтобы узнать в какое время года Мишутка станет первоклассником.
ЛИСТ 21.
Получение приза (школьных принадлежностей).
ЛИСТ 22.
Завершение занятия.
Рефлексия.
Вопросы детям: Какое задание понравилось выполнять больше всего? Что было трудным? Для чего мы играли в эти игры? и т. д.
Ритуал прощания. «Теперь давайте попрощаемся. Встаньте в круг, возьмитесь за руки и передайте свое тепло человеку, стоящему рядом с вами. Дети слегка пожимают друг другу руки».
Список литературы:
1. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / Под ред. С. Г. Шевченко. – 2-е изд., М. : АРКТИ, 2004.
2. Осипова А. А., Малашинская Л. И., Диагностика и коррекция внимания. М. : ТЦ Сфера, 2004.
3. Мамайчук И. И., Ильина М. Н. Помощь психолога ребёнку с задержкой психического развития. Научно-практическое руководство. – СПб. : Речь, 2004.
4. Загорная Е. В. Настольная книга детского психолога. – СПб: Наука и Техника, 2010.
5. Яковлева Н. Г. Психологическая помощь дошкольнику. – СПб: Валери СПД; М. : ТЦ Сфера, 2002.