Лобарева Надежда
«Снег и его свойства». Конспект занятия по окружающему миру для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Формировать представления детей о снеге и его свойствах.
Образовательные задачи: уточнить и расширить представления детей о снеге; помочь детям понять, почему при изменении температуры снег изменяет свои свойства; вызвать радость от открытий, полученных из опытов; учить детей анализировать, делать выводы;
Развивающие задачи: развивать мышление, наблюдательность, интерес к зимним явлениям неживой природы; учить грамотно формулировать свой ответ
Воспитывающие задачи: воспитывать у детей любовь к природе, эстетические чувства.
Предварительная работа: наблюдение за снегом; рассматривание снежинок; игры со снегом; опыт со снегом.
Материал и оборудование: иллюстрации с изображением снежинок; карточки с изображением различные состояния воды: река, лед, снегопад, туча, пар, снежинка; музыка завывание вьюги, ведерко со снегом, «Снежок», две мелкие игрушки, баночка с водой.
Словарная работа: снег - серебристый, хрустящий, холодный, искристый, сверкающий, воздушный, мягкий, пушистый; Снежинка – легкая, воздушная, ажурная, красивая, резная, прозрачная, белая; иней, метель, вьюга.
Ход занятия
1. Организационный момент
- Дети, если вы отгадаете загадку, то узнаете, о чем мы будем сегодня говорить
Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь.
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь. (снег)
2. Беседа «Что такое снег?»
– Ребята, какое сейчас время года?
- Скажите, что такое снег?
- Как образуются снежинки?
- Почему идет снег?
3. Рассказ педагога
– А теперь, послушайте, я вам расскажу о появлении снега. Из всех водоемов рек и озер - испаряется вода, пар поднимается высоко в небо, охлаждается, преобразуется в маленькие ледяные кристаллы, которые соединяется друг с другом, образуя шестигранные снежинки. Затем выпадает из темных снеговых туч. Ребята, посмотрите, я вам принесла кое-что в ведерке. Что это? А какой бывает снег?
4. Игра «Какой снег» со снежком
Снег бывает: белый, холодный, блестящий, пушистый, искристый, сверкающий, серебристый, хрустящий, мягкий, …
5. Игра «Что может делать снег?»
- А что может делать снег? (лежать, падать, летать, таять, блестеть, искриться)
Физкультминутка «Снежок»
6. Опыт со снегом.
- Потрогайте снег, возьмите на ладошку и подержите. Какой снег на ощупь? (холодный и мокрый.)
- Что происходит со снегом? Почему?
- Давайте внимательно рассмотрим растаявший снег. Что вы видите? (вода грязная)
- Я видела, что некоторые дети едят снег. Правильно ли они поступают?
- Дети, а какого цвета снег? Что еще может быть такого цвета?
- Есть ли у снега запах?
- Проведем такой опыт: у меня маленькие игрушки, давайте спрячем одну игрушку в снег, а другую опустим в баночку с водой. Где игрушка видна, а где нет? Почему? (вода прозрачная, а снег нет)
– Как вы думаете, из чего состоит снег? (из снежинок)
7. Игра «Какая снежинка?» со снежком
– Снег состоит из снежинок. Снежинка какая?
Снежинка: легкая, воздушная, ажурная, прозрачная, резная, красивая, белая и т. д.
– По форме все снежинки похожи на шестиконечные звездочки, но двух одинаковых снежинок не бывает. А когда много падает снега с неба, это явление называется снегопад. В сильный мороз снег хрустит под ногами – это ломаются твердые лучи снежинок. Снежинки умеют летать, кружиться, падать, таять.
8. Рассказ о зимних явлениях
А когда снежинки кружатся, ветер их несет, это явление называется вьюга и метель. Вы слышали, как воет вьюга?
Дети - У-у-у, у-у-у…
Прослушивание аудиозаписи вьюги и метели:
- Метель — это снежная буря. Сильный ветер поднимает вверх отдельные, похожие на крупу снежинки. Иногда метель бывает такой сильной, что ничего вокруг не видно. А что такое иней?
Дети – (ответы детей)
– Иней, – это появление ледяной корки на деревьях, на заборе, на земле, на проводах образуются кристаллики льда. Иногда иней бывает такой белый, что его можно принять за снег.
В сильный мороз на окнах часто образуются красивые узоры. Эти узоры разные: одни похожи на листья папоротника, их иногда называют рисунками Деда Мороза, другие похожи на лесную сказку.
9. Игра «Доскажи словечко»
А теперь, давайте поиграем в игру «Доскажи словечко»
Тихо, тихо, как во сне
Падает на землю (снег).
С неба все скользят пушинки –
Серебристые (снежинки).
Вот веселье для ребят –
Все сильнее (снегопад).
Все бегут в перегонки,
Все хотят играть в (снежки).
Словно белый пуховик
Нарядился (снеговик).
Словно в сказке как во сне,
Землю всю украсил (снег).
Итог занятия
- О чем говорили?
- Почему мы любим зиму?
- Как выглядит земля зимой?
- В какие игры мы играем зимой?