Ольга Полянская
Конспект занятия «Слушаем и рисуем музыку»
▼ Скачать + Заказать документы
МДОАУ детский сад» Солнышко»
Слушаем и рисуем музыку
(Подготовительная группа)
Составила:
высшей категории
Полянская Ольга Николаевна
Декабрь 2016 год
Цель
Развивать творческое воображение у детей старшего дошкольного возраста в процессе восприятия музыки.
Задачи социально-коммуникативной области
- воспитывать коммуникативные качества.
Задачи познавательной области
Публикация «Конспект занятия „Слушаем и рисуем музыку“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Рисование. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2017
- расширять кругозор, интерес к классической музыке.
Задачи речевой области
- симфонический оркестр, фортепианное произведение, нега.
Задачи художественно-эстетической области
- повышать культуру слушания музыки;
- учить различать характер музыкальных произведений;
- развивать воображение, музыкальную память;
- формировать творческие умения в разных видах художественно-эстетической области.
Задачи физической области
- развивать координацию движений;
- умение самостоятельно следить за своей осанкой.
Дидактическое обеспечение
Ноутбук, проектор, экран; шарфы, ленты (синего, голубого цвета, «камин»; бумага, краски, салфетки, мыльный раствор, баночки с водой, кисти.
Музыкальный репертуар
- Х. Валиуллина «Вальс»
- Песенка – приветствие «Здравствуйте!» Е. Житинской
- А. Вивальди «Зима» (Декабрь)
- П. Чаковский «Январь» (У камелька)
Ход мероприятия
(Дети под музыку входят в зал, встают в полукруг, здороваются песенкой.)
Педагог: - Скажите, пожалуйста, какое время года сейчас? (Ответы детей.) Правильно, зима.
- На улице холодно, а у нас в зале тепло. Потому что у всех хорошее настроение, и мы все дарим друг другу свои улыбки. Люди с давних пор ходили друг к другу в гости; слушали музыку, пели, танцевали, читали стихи, рассматривали картины художников. И наш зал превратился сегодня в музыкальную гостиную. Проходите, садитесь, пожалуйста. (Дети садяться.)
Наша сегодняшняя встреча посвящена зиме. Многим композиторам, поэтам и художникам нравилось это время года. И своё настроение, своё ощущение зимы они передавали в своих произведениях. Сейчас мы послушаем небольшой фрагмент из знакомого вам произведения. Внимательно послушайте, а потом скажите, как называется это произведение и какой композитор его написал.
А. Вивальди “Зима” (Декабрь)
- Вы узнали это произведение? (Ответы детей.) Совершенно верно. Это произведение Антонио Вивальди “Зима”, часть первая, которая навывается “Декабрь”.
- Кто исполняет это произведение? (Ответы детей.) Правильно, симфонические оркестр.
- О чём вам рассказала музыка? (Ответы детей.)
- Действительно, музыка рассказывает о суровой вьюжной зиме. В начале слышны равномерные аккорды, напоминающие звуки вьюги, резкие короткие порывы ветра; метёт снег, сыплются колючие снежинки. Природа скована стужей, застыла в оцепенении.
Вы сказали, что это произведение исполняет симфонический оркестр. А какой инструмент солирует в оркестре? (Ответы детей.) Правильно, скрипка. Она жалобно, пронзительно, тревозно поёт изображая ветер, вьюгу. Настойчиво, взволнованно звучит вся музыка.
Полушайте всё произведение. Но я хочу заметить, что Антонио Вивальди сам написал и стихи к этому произведению.
Дрожишь, замерзая, в холодном снегу,
И с севера ветра волна накатила.
От стужи зубами стучишь на бегу,
Колотишь ногами, согреться не в силах.
Воспитатель: - Если кто-то хочет, то может в танце изобразить ветер, вьюгу. Можете использовать атрибуты, которые лежат на столе: шарфы, ленты. (Произведение звучит целиком. Дети по желанию танцуют.)
Воспитатель: - В такую погоду, если ты оказался на улице, хочется скорее вернуться домой и согреться у огня… (Педагог исполняет отрывок музыкального произведения.)
П. Чайковский «Январь» (У камелька)
Педагог: - Вы узнали это произведение? Как оно называется? Кто написал эту пьесу? (Ответы детей.) Правильно. Это музыкальное произведение Петра Ильича Чайковского “Январь” (У камелька).
Раньше в домах не было батарей. В дворянских домах были камины. В них горел огонь, который согревал дом и всех. Камин иногда ласково называли «камелёк». В зимние вечера вся семья собиралась возле камина, все слушали музыку, пели, читали стихи, беседовали.
Воспитатель: - Посмотрите, у нас в зале тоже есть «камин». Давайте к нему подойдем. Вы можете возле него посидеть. (Дети по желанию садятся у «камина».)
Педагог: - Сейчас мы с вами послушаем это замечательное музыкальное произведение Чайковского. Всё внимание на экран.
ИКТ «У камелька» П. Чайковский
(Во время звучания музыки воспитатель читает стихи А. С. Пушкина) :
И мирной неги уголок
Ночь сумраком одела.
В камине гаснет огонёк,
И свечка нагорела.
Педагог: - Хорошо у «камелька»? (Ответы детей.) Да, тепло, уютно. А вы знаете стихи о зиме? Кто хочет нам почитать стихи? (Дети читают стихи.)
Стихи
Воспитатель: - И мне на память опять пришли стихи Пушкина.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
Педагог: - Мы сегодня с вами слушали музыку двух великих композиторов. И Вивальди и Чайковский в своём произведении рассказали о зиме. И к какому музыкальному произведению, которые мы сейчас слушали, подходит это стихотворение? (Ответы детей.) Я тоже так думаю - музыке Антонио Вивальди.
(Раздаётся телефонный звонок. Педагог сообщает, что скоро придёт Ольга Александровна с каким-то интересным заданием для ребят.)
Педагог: - А пока я предлагаю поиграть.
Игра «Зимушка - зима!»
(Приходит Ольга Александровна. Детьми и взрослые рисуют в технике оттиска красок от мыльной поверхности под музыку А. Вивальди.)
Педагог: - Вот и подошла к концу наша встреча в музыкальной гостиной. Зима – это прекрасное время года, и она только начинается. Мы ещё не раз встретимся, чтобы послушать музыку, почитать и послушать стиха, познакомиться с картинами художников о зиме.
(Дети прощаются, выходят из зала.)
Использованная литература
1. Каплунова И., Новоскольцева И. Праздник каждый день. Подготовительная группа. – С. -П. : “Композитор”, 2012. – 366 с.
2. Радынова О. П. Музыкальные шедевры : Настроения,чувства в музыке. – 2-е изд., перераб. – М. : ТЦ Сфера, 2014. – 176 с.