Елена Литяго
Конспект занятия по закреплению представлений детей об органах чувств «Слушаем, нюхаем, пробуем, трогаем»
▼ Скачать + Заказать документы
Слушаем,нюхаем, пробуем,трогаем.
Цель: Закрепить представления детей об органах чувств, их назначении (уши – слышать, узнавать различные звуки; нос – определять запах; пальцы – определять формы, структуру поверхности; язык – определять на вкус.
• Задачи:
• Уточнить представление детей об анализаторах человека; тренировать зрительные ощущения, обоняние, вкусовые ощущения.
Публикация «Конспект занятия по закреплению представлений детей об органах чувств „Слушаем, нюхаем, пробуем, трогаем“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Органы чувств человека и их назначение
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2016
Развивать навыки исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств.
Развивать речь, память, внимание, воображение.
Воспитывать доброжелательное и чуткое отношение к друг другу и к окружающим.
Материал к занятию :
Ширма с 3 круглыми прорезами (для рук и носа, газета, колокольчик, молоток, 2 камешка, погремушка, свисток, говорящая кукла, мягкая игрушка, кубик, машинка, шарик футляры от киндер сюрприза с дырочками, В футлярах: чеснок, кусочек апельсина, поролон с духами, лимон, кофе. Блюдце с кусочками фруктов (апельсин,лимон, яблоко, банан,конфета,огурец.
Стол для проведения опытно-экспериментальной деятельности.
Предварительная работа :
• Беседы об органах чувств и их значении.
• Игра «Кто позвал», «Повтори слово» (для тренировки слуха).
Подвижная игра «Ау».
Ход занятия
Воспитатель: - Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте дружно с ними поздороваемся.
Давайте не отвлекайтесь, пусть гости смотрят, чем мы будем сегодня заниматься. Посмотрите на меня, ну-ка, где ваши глазки? Все проснулись, а может нет?
С добрым утром глазки
Вы проснулись.
С добрым утром ушки
Вы проснулись.
С добрым утром носик
Ты проснулся.
С добрым утром ротик
Ты проснулся.
С добрым утром ручки
Вы проснулись.
Ура! Мы проснулись.
Слышится стук: «Ой, кто-то к нам идёт». Входит дед Знай. (входит с волшебным мешочком)
- Здравствуйте.
Воспитатель: Ребятки, к нам сегодня пришел дедушка Знай. Дед Знай учёный, который много знает, он хозяин лаборатории и может ответить на вопросы детей.
Дед Знай хочет поиграть с детьми, выкладывает из своего волшебного мешочка газету, колокольчик, 2 камня, погремушку, свисток, говорящую куклу.
Детям представляется возможность изучать предметы.
Дед Знай беседует с детьми, задавая вопросы: «Как звучат эти предметы? С помощью чего вы смогли услышать эти звуки?»
Газета – шуршит…
Камни – стучат….
Дед Знай показывает картинку (ухо)
Дед Знай проводит игру: «Угадай, что звучит». (Ширма, сначала я возьму любой предмет, он издает звук, а вы догадайтесь).
Игра: «Угадай, что звучит» - ребенок за ширмой, выбирает предмет, который издаёт звук, другие дети отгадывают. Они называют предмет, с помощью которого издан звук, и говорят, что услышали его ушами.
Стих: Н. Кнушевицкая «Уши»
Нам без них нельзя никак
Слышать ход часов: «Тик-так»,
Соловья в саду весеннем,
На лугу шмеля гуденье,
Звонкую в лесу кукушку,
Новогоднюю хлопушку,
И, помимо звуков прочих,
Мамино: «Спокойной ночи!»
Дед Знай : Что помогает нам слышать (ушки)
Сколько их?
Воспитатель:
-- Давайте поиграем!
• Проводится игра: "Узнай по голосу"
Все встают в круг, водящий ребенок - в центре. Дети, взявшись за руки, идут по кругу и говорят:
• - Катя (Саша, Паша и т. д. ,
Ты стоишь в кругу,
Мы зовем тебя: "Ау!".
Глазки крепко закрывай,
Кто позвал тебя, узнай!
Водящий закрывает глаза. Один из играющих называет его имя. Водящий должен определить по голосу, кто его позвал.
Для того, чтобы наши ушки нам помогали, их надо беречь от опасностей и о них заботиться.
-- А как надо беречь наши ушки( - Когда холодно – надевать шапку, громко не кричать)
Ушкам полезно делать массаж.
• -Мы ладошки разотрём,
Смело ушки мы возьмём, Сверху вниз мы их пощиплем,
Пальчиками разомнём.
Дед Знай уходит.
Воспитатель:
Детки отгадайте мою загадку:
Запах хлеба, запах мёда,
Запах лука, запах роз
Различить поможет (нос)
А зачем нужен носик? Показывается картинка носа.
Воспитатель: Вы узнали что это?
Дети: Это носик.
Воспитатель: А у вас есть носик? Покажите его. Зачем вам нужен нос?
Ответы детей.
Воспитатель: А я тоже так умею делать (смотрит на картинку, где девочка нюхает цветок). Я своим носиком очень люблю нюхать аромат цветов.! Он нужен, чтобы дышать и чувствовать запахи.
Ю. Прокопович «Зачем носик малышам?»
Жарким летом на лужочке
Носик нюхает цветочки.
На поляне – землянику,
В грядке – спелую клубнику.
В огороде чует нос,
Где чеснок и лук подрос.
В доме может так случиться,
Носик тоже пригодится:
Он найдет в шкафу варенье,
Где конфеты и печенье,
Где в буфете шоколадки
Или сок, в бутылке сладкий.
Апельсины кто принес?
Всё пронюхает наш нос.
Даже помнит он, каков
Запах маминых духов.
А сейчас, мы с вами ребята, поиграем в игру.
Игра: «Угадай по запаху» - дети подставляют свои носики к окошку ширмы, а воспитатель предлагает отгадать по запаху, что у него в руках. Что это? Как узнали? (Нам помог носик)
Носик надо беречь, давайте проведём дыхательную гимнастику «Удивимся»
Удивляться чему есть,
В мире всех чудес не счесть.
И. п. -встать прямо,опустить плечи и сделать свободный вдох.
1-медленно поднять плечи, одновременно делать выдох. (7 раз)
Воспитатель: Молодцы, отдохните немножко.
Отгадайте загадку:
• - Если б не было его,
не сказал бы ничего (язык)
Картинка с изображением языка.
Воспитатель: : А что вы сейчас видите?
Дети: Язычок.
Воспитатель: : У вас есть язычок?
А, вы, знаете, зачем нужен язычок?
Дети: Помогает говорить, кушать.
Воспитатель: : он нам помогает говорить. А когда мы кушаем, он помогает определить вкус продуктов : и сладкую конфету, и вкус хлеба, и б-р-р-р, горькое лекарство.
Давайте поиграем в игру.
Игра: «Отгадай на вкус» - воспитатель предлагает детям отгадать по вкусу апельсин,лимон,яблоко,конфета,банан,огурец (класть в ротик щипчиками. Салфетками прикрыто)
А как вы догадались? Что помогло вам узнать вкус?
Дети отвечают (рот,язык)
За ротиком тоже надо заботиться. Сделаем гимнастику для язычка «Полакаем как котёнок»,»Вкусно».
Воспитатель: Отгадайте загадку:
• Мы в неё зимой и летом
С головы до ног одеты,
Даже на ночь снять не можем,
Потому что это (кожа)
-- Да, кожа. Она чувствительная. (картинки с кактусом, чаем, льдом в руках)
Как мы ухаживаем за нашей кожей? – Моемся!
После прогулки и перед едой необходимо мыть руки!
(Картинка с руками.)
А сейчас ребята, поиграем
Игра: «Угадай на ощупь» - дети опускают руку в отверстие ширмы, отгадывают предмет и затем достают его. (кубик, мягкая игрушка, шарик, камешек,машинка.)
Ручки надо развивать. давайте с нашими пальчиками поиграем.
Пальчиковая гимнастика.
Назовите наших помощников, которые помогают узнать нам предмет по звуку, по запаху, по вкусу. Что было бы, если бы их у нас не было?
Воспитатель: Вы молодцы, всё определили. И вам в этом помогли ваши друзья – помощники.
Назовите их ещё раз.
Ответы детей.
Воспитатель: Глаза нам нужны, чтобы мы видели. Носик, чтобы чувствовать запахи. Язычок, помогает говорить и ощущать вкус продуктов. Ушки нам нужны, чтобы мы слышали звуки, которые нас окружают. Поэтому, пожалуйста, очень бережно относитесь к своим друзьям - помощникам.
Воспитатель на прощанье я хочу вам сделать подарок. Закройте свои глазки.
я хочу подарить вам воздушные шарики. (Педагог –помощник подаёт связку шаров.)
Теперь попрощайтесь с гостями и пригласите их к нам ещё.