ольга софронова
Сказкотерапия как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд:
Уважаемые родители! Хочу представить вашему вниманию презентацию: «Сказкотерапия, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников».
Русская педагогика еще более ста лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе. Сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания детей.
Публикация «Сказкотерапия как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» размещена в разделах
2слайд:
Великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему, считая, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии.
Сухомлинский Василий Александрович теоретически обосновал и подтвердил практикой, что «сказка, способствует развитию нравственных чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем». По его мнению, сказка благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине.
3 слайд:
Актуальность, выбранной мною темы вижу в следующем: в настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно сказка играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств.
4 слайд
Сказкотерапия для дошкольников позволяет на эмоциональном и вербальном уровне понять, что такое «хорошо» и «плохо»
Ребенку проще анализировать абстрактную ситуацию, а не слушать наставления о плохом поведении.
Сказки позволяют ребенку почувствовать, что он не одинок в своих переживаниях, что другие дети испытывают те же эмоции, попадая в похожие ситуации.
5 слайд :
Итак, сказкотерапия – это направление в педагогике для воспитания детей посредством сказок. Основное назначение сказкотерапии – развитие многогранной, разносторонней личности, а также мягкая коррекция нежелательного поведения, избавление от привычек, страхов и комплексов. Сказки могут стать прекрасным подспорьем при воспитании ребёнка. Они сближают родителей и детей, дают прекрасные темы для рассуждений, открывают новые интересные факты. Польза сказкотерапии вне зависимости от того, в какой деятельности используется и какие конкретные цели преследует специалист, сказка всегда помогает в одном: с её помощью у ребёнка формируется верный образ (поведенческий, речевой, моральный) на примере сказочных героев, ситуаций и сюжетов.
6 слайд
Преимущество сказок для личности ребенка: Отсутствие в сказках дидактики, нравоучений, определенность места действия главного героя, образность языка, победа добра, психологическая защищенность, наличие тайны и волшебства.
7 слайд:
сказки выбирают в зависимости от возраста. Маленькие дети лучше понимают сказки о животных, а также рассказы про взаимоотношения людей и животных. Они легко отождествляют себя с животными, а свои поступки с их поступками.
Для старших подойдут сказки с бытовой направленностью, а также притчи и басни, которые помогают справиться с различными конфликтами в обычной жизни. Кроме того, они привлекательны для детей старшего возраста еще своей иронией и юмором.
Застенчивым, а также ребятам с низкой самооценкой и недостатком родительского внимания и любви подойдут волшебные сказки
8 слайд
Сказки о животных возникли в глубокой древности и сначала были связаны с хозяйственными заботами первобытного человека-рыболова и охотника, вся жизнь которого зависела от его охотничьей удачи. В этих сказках сохранились черты первобытных представлений, который основывался на вере в родственные связи человека и животных. Первобытный человек одухотворял все окружающее, наделял своими способностями и свойствами, «очеловечивал» зверей.
Поэтому мир животных в сказках воспринимается как иносказательное изображение человеческого. Животные олицетворяют реальных носителей человеческих пороков в быту: (жадность, глупость, трусость, хвастовство, плутовство, жестокость, лесть, лицемерие и т. п.).
В волшебной сказке перед слушателем возникает иной, чем в сказках о животных, особый, таинственный мир. В нем действуют необыкновенные фантастические герои, добро и правда побеждают тьму, зло и ложь.
Однако, по существу в них отражаются широкие общественные и классовые отношения - старший брат в сказках, обычно, богат, а младший беден, трудолюбивая и добрая падчерица терпеливо сносит обиды злой мачехи и ее дочерей. Таким образом, сказочная семья - это изображение общества, в котором прочно укоренилось социальное неравенство. Сказка учит смелости, доброте и всем другим хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести. В такой сказке все возможно!
Бытовая сказка отличается от волшебной тем, что в ее основе лежат события каждодневной жизни. Она точно передает быт и житейские обстоятельства. Здесь нет чудес и фантастических образов, а действуют реальные герои: муж, жена, солдат, купец, барин, поп и др. Это сказки о женитьбе героев и выходе героинь замуж, исправлении строптивых жен, неумелых, ленивых хозяйках, господах и слугах, об одураченном барине, богатом хозяине, барыне, обманутой хитрым хозяином, ловких ворах, хитром и смекалистом солдате и др. Это сказки на семейно-бытовые темы. В них выражается обличительная направленность; осуждается корысть духовенства, не следующего священным заповедям, жадность и завистливость его представителей; жестокость, невежество, грубость.
9 слайд
В 3 года родители часто сталкиваются с кризисом поведения у ребёнка, с капризами и проявлением самостоятельности, упорства. Детей в этом возрасте отличает отсутствие гибкости и недостаточно развитые навыки общения. Поэтому сказкотерапия помогает научить ребёнка договариваться, идти на уступки и компромиссы, ценить чужое мнение, отличать плохое от хорошего. Кроме того, в этом возрасте ребёнок учится правильно выражать свои эмоции. Очень эффективно работают сказки с животными : «Гуси-лебеди», «Репка», «Три поросёнка», «Красная Шапочка». Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказке «Гуси – лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Снегурочка»
10 слайд
4-5 лет В этом возрасте очень активно начинает работать фантазия у ребёнка. И из-за этого возникают новые переживания и новые жизненные ситуации. Происходит становления трудолюбия, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда. Эти уроки можно извлечь из сказок «Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Маша и медведь» «Мужик и медведь» Сказка «Маша и медведь»
11 слайд
5-7 лет. В этом возрасте идет становление личности, ребенок переживает кризис 7 лет, стремиться к своей мечте, Очень эффективно работают сказки о людях, их труде и подвигах «Мороз Иванович» (В. Одоевский, «Семь-Семионов», сказки о богатырях, «Василиса премудрая»,
12 слайд
Сказка учит : мир делится злых и на добрых людей и их любит удача. А злые плохо заканчивают свою жизнь.
• Формирует образ Положительного Героя: доброго, умного, сильного, верного своему слову.
• Не бояться трудностей. Главный Герой всегда берётся за выполнение любой работы, какой бы невыполнимой она не казалась. И в том, что он побеждает, немалую роль играют вера в себя, смелость и помощь друзей.
• Учит не судить о людях по внешнему виду.
• Учит патриотизму. Главный Герой всегда с готовностью выходит защищать родную землю от чудищ-захватчиков.
• Любви к родителям. Герой, выполняющий поручение отца или матери всегда почитаем больше своих нерадивых братьев и сестёр. И именно он получает в наследство “полцарства в придачу”.
• Сказка содержит скрытую, ненавязчивую мораль, нравоучение: нельзя обманывать, нельзя быть жадным, нельзя предавать друзей.
13-14 слайд
В процессе использования деятельностного принципа развивающей работы, в качестве основных методов сказкотерапии применялись : драматизация отдельных сюжетов по сказкам, продуктивные методы (рисование, лепка, аппликация) на темы сказок, прослушивание музыкальных произведений, точно подобранных для сказочных сюжетов, что позволяет детям узнавать сказки, их героев. Разнообразные формы работы со сказкой (включая игровые технологии) .Составление творческих рассказов : «Сочини конец сказки», «Сочини сказку про …»,инсценировки сказок. проведение сюжетно- ролевых, театрализованных, дидактических и подвижных игр, прогулки с элементами игр из сказок.
15 слайд
В последнее время метод сказкотерапии набирает все большую популярность не только среди педагогов и психологов, но и среди родителей. В чем секрет? Эффект сказкотерапии заключается в том, что мы обучаем стратегиям поведения в той или иной ситуации не прямыми инструкциями, а метафорами, которые заложены в каждой сказке.