Нина Николаевна Зайцева
Сказкотерапия, ее роль в воспитании патриотического самосознания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Сказкотерапия -это метод. использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. в сказке в символической форме содержится информация о том:
-как устроен мир, кто его создал;
-какие этапы в процессе самореализации проходит мужчина;
-что происходит с человеком в разные периоды его жизни;
-какие этапы в процессе самореализации проходит женщина;
-какие "ловушки, искушения, препятствия, трудности можно встретить в жизни и как с ними справиться;
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
-как приобретать и ценить в жизни дружбу и любовь;
-какими ценностями руководствоваться в жизни"
-как строить отношения с родителями и детьми;
-как бороться и прощать. Сказки являются основой для формирования " нравственного иммунитета" и поддержания "иммунной памяти". "Нравственный иммунитет"- способность человека к пртивостоянию негативным воздействиям духовного, ментального и эмоционального характера, исходящего из социума.
Сказка содержит многогранный материал, поэтому мы используем ее в работе по формированию патриотического самосознания детей.
Используя сказкотерапию на занятиях цикла "Делаем добро", "Животный мир и человек", "Сделаем мир лучше", мы выделили несколько основных функциональных особенностей сказок :
-тексты сказок вызвали и вызывают интенсивный эмоциональный резонанс, как у детей, так и у взрослых;
-сказки на занятиях возвращают и ребенка и взрослого в состояние целостного восприятия мира;
-дают детям возможность мечтать, активизируют творческий потенциал, передают знания о мире, о человеческих взаимоотношениях.
Работаем мы следующим образом. Анализируя сказки, на занятиях придерживаемся трех основных принципов:
-принцип безусловного принятия внутреннего мира ребенка;
-принцип объективности-рассматриваем сказку с разных точек зрения;
-принцип результативности- психологический анализ авторской сказки всегда обусловлен конкретной целью. Определили этапы психологического воздействия, разделив их на семь основных этапов.
1. Определяем энергоинформационное поле сказки. Для этого прислушиваемся к собственным ощущения и впечатлениям после прочтения фиксируем их и описываем.
2. Определяем основную тему сказки. Для этого задаем вопросы:
-О чем эта сказка?
-Чему она учит?
3. Анализируем сюжет сказки. Определяем сюжет, жанр сказки, разбираем последовательность событий
.4. Анализируем линию главного героя с четырех сторон: образ себя, образ цели,мотивы поступков героев, отношение с окружающим миром.
5. Выделяем наиболее яркие образы сказки и определяем их символическое значение.
6. определяем степень сформированности "нравственного иммунитета".
7. Определяем перспективные задачи психологической работы.
Далее мы выделяем ключевые характеристики сказки, которые помогают выявить отправные точки анализа сказки для понимания внутреннего мира ребенка и особенностей его взаимоотношений с внутренним миром.
Например, сказка "Звездная девочка". Это сказка о любви, дружбе и добре. Когда дети ее прослушали, то им были заданы следующие вопросы:
-О чем эта сказка, чему она учит?
-Как вы думаете, что это за искорки такие?
-Есть ли у вас у каждого своя искорка?
-Для чего они нужны?
-Что значит быть счастливым?
-Почему девочка совершала добрые поступки?
-Что было бы, если бы девочка не делала этого?
Применение сказкотерапии на этот раз оказалось очень эффективным. Привлекательность сказок в данном случае и в развитии ребенка заключается в следующем:
-отсутствие в сказке дидактики, нравоучений;
-психологическая защищенность;
-наличие тайны и волшебства.
Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир.