Олеся Пинегина
Роль интегрированных занятий в эстетическом воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время преобразованиям в духовной сфере жизни общества придается особое значение. Возрастает необходимость повышения роли искусства в идейно-нравственном и художественно-эстетическом воспитании подрастающего поколения на лучших образцах современной и художественной культуры. В этой связи велика роль искусства.
История учит нас тому, что искусство является неотъемлемой частью человеческой деятельности, что личность человека может полностью раскрываться и сформироваться лишь при помощи и участии искусства. В воспитании современного человека наряду с наукой искусство занимает важное место. Стремясь к воспитанию современного человека, необходимо позаботиться о развитии его восприимчивости, о том, чтобы он умел использовать в своей жизни и деятельности переживания, получаемые от общения с искусством. Период дошкольного возраста наиболее благоприятен для эстетического развития ребенка, так как впечатления детства человек проносит через всю свою жизнь. Поэтому эстетическое воспитание является неотъемлемой частью системы воспитания подрастающего поколения.
Публикация «Роль интегрированных занятий в эстетическом воспитании дошкольников» размещена в разделах
Использование в эстетическом развитии различных видов искусства – литературы, театра, музыки и живописи – дает возможность для личностного развития, активизирует творческий процесс, углубляет эмоции, развивает чувства, интеллект.
Произведения искусства неизменно вызывают у человека радость от их восприятия, стремление любоваться ими, внимательно вслушиваться (музыка, поэзия, вглядываться (изобразительное искусство, живопись, графика, скульптура, архитектура). Происходит это не только потому, что в основе произведений искусства лежат объекты, явления и события окружающей жизни, но и потому что чувственный образ того или иного предмета, явления, воспринимаемый художником непосредственно, передается им специфическими средствами выразительности, присущими каждому виду искусства.
Искусство, таким образом, осваивает и вместе с тем представляет человеку богатство окружающего мира, позволяет ему увидеть новое в этом мире, открывает незнакомое в том, к чему он давно привык. Поэтому искусство, с одной стороны, служит средством познания окружающего мира, а с другой – средством воспитания.
Важнейшей формой взаимодействия искусств является их синтез. Наиболее простая форма художественного синтеза – это соединение средств различных искусств с целью усиления идейно-эстетического воздействия. Искусству на всех этапах его существования и развития были свойственны две тенденции – дифференциация и интеграция. Первая из них связана с процессом возникновения новых видов искусств, их стремлением к обособлению и самостоятельности. Другая, интегрированного порядка, получает свое наиболее зримое выражение в тяготении к синтезу искусств.
Несомненно, в наше время наблюдается преобладание интегрированных процессов. Стремление к синтезу становится ведущей тенденцией развития не только искусства, но и в образовании.
Введение в теорию и практику эстетического воспитания и художественного образования понятия интеграция искусств вызвано потребностью обозначить концептуально новый подход к решению проблемы развития ребенка средствами комплекса искусств: соединение искусств в одной образной системе с целью формирования универсальных способностей и интегративных качеств личности.
Проблема художественно – эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами комплекса искусств получила свое отражение в современных исследованиях М. Б. Зацепиной, Е. Н. Зуйковой, Т. С. Комаровой, Г. В. Лабунской, Т. Г. Пеня, Р. М. Чумичевой, Б. П. Юсова. В этих исследованиях отмечается, что использование комплекса искусств в воспитательно-образовательном процессе ДОУ ведет к формированию у дошкольников творческих начал в деятельности: проявление активности, самостоятельности и инициативности в применении основных приемов работы к новому содержанию, нахождении новых способов решения поставленных задач в эмоциональном выражении своих чувств вербальными методами, а также при помощи различных изобразительных средств.
Способы познания у дошкольников формируются в специфических детских видах деятельности – в игре, рисовании, лепке, аппликации, конструировании, музыкальной и театральной деятельности. Ребенок овладевает ими в многообразии, и итогом их освоения является совокупный развивающий эффект. Это свидетельствует о принципиальной возможности использования интегрированного подхода в процессе формирования широкого спектра умений дошкольников на базе различных образовательных сфер.
Воспитание детей средствами разных видов искусства, формирование у них эстетического отношения к окружающему, потребность проявить себя в художественной деятельности (музыкальной, изобразительной, художественно-речевой) могут быть эффективными при условии, если будет обеспечено эмоциональное благополучие ребенка. В связи с этим в практику дошкольных учреждений, наряду с традиционными занятиями вошли интегрированные.
Интегрированное занятие – это занятие, включающее разнообразные виды детской деятельности, объединенные каким-либо тематическим содержанием.
Главная цель интегрированных занятий – возможность развить ребенка целостно, во взаимосвязи интеллектуальной и чувственной сфер. Такие занятия отличаются предельной четкостью, взаимосвязанностью и большой информативностью учебного материала, способствуют формированию эстетического вкуса, ассоциативного мышления и целостного отношения к культуре и искусству, культурному наследию человечества. Интегрированные занятия объединяют разные виды художественно-эстетической деятельности : музыкальную, речевую, изобразительную деятельность дошкольников, так как на них в равной степени представлены музыка, изобразительное искусство и литература.
Разные виды искусства интегрируются по принципу дополнения: изобразительные задания включают использование изобразительных произведений, хореографии; знания музыкой сочетаются с просмотром живописных полотен, танцем, художественной литературой. Акцент при развитии эстетического восприятия делается не на специфику того или иного вида искусства, а на особенности и способности самого ребенка. Таким образом, происходит целостное сенсорное развитие детей: зрительных, тактильных и слуховых ощущений и восприятий. Удачно использование в эстетическом развитии детей жанров оперы и балета, которые сами по себе уже объединяют многие виды искусства и, являясь по своей специфике театральными жанрами, близки и понятны детям-дошкольникам.
Комплексное использование всех видов искусств способствует формированию эстетических представлений, а художественные образы восприятия, постепенно накапливаясь, формируют сенсорный опыт, являющийся основой развития способностей как художественно-эстетических, так и интеллектуальных. Сопровождение процесса восприятия предметов и явлений поэтическими, музыкальными и цветовыми характеристиками позволяет развивать наглядно-образное мышление дошкольников.
Интегрированное занятие может состоять из двух-трех классических занятий, реализующих разделы образовательной программы, объединенных одной темой, или взаимосвязанных и взаимопроникающих видов детской деятельности, где тематическое содержание выступает в роли главного.
Механизмом интеграции является именно образ, созданный средствами разных видов искусства и создаваемый детьми в разных видах художественной деятельности:
• в литературе – слово (образные представления, определения, эпитеты, сравнения, метафора);
• театрализованной деятельности – движения, жесты, мимика, голос, интонация, позы;
• изобразительной деятельности – рисунок (форма, величина, цвет, композиция, лепка (форма, объем, пропорции, аппликация (форма, цвет, композиция);
• музыке – мелодия, ритм, гармония, динамика, интонация.
Конкретная тема – единый художественный образ этих занятий объединяет все виды художественной деятельности, что позволяет детям выделить особенности средств выразительности, понять, что один и тот же художественный образ реализуется различными видами искусства, и в тоже время дети могут понять общую тенденцию в передаче эмоционально-образного содержания литературного, музыкального, изобразительного произведения.
Таким образом, педагог показывает ребенку взаимосвязь разных видов искусства – изобразительного, музыкального, художественной литературы. Особое внимание при этом обращается на полноту образного восприятия произведений, а не на детальный анализ их содержания. Это делается для того, чтобы у ребенка сформировалось целостное впечатление от картины, музыкальной пьесы, стихотворения.
Чтение небольшого прозаического или поэтического литературного произведения или его фрагмента перед исполнением музыки помогает детям глубже понять и почувствовать ее образный строй. После слушания музыкального произведения проводится беседа, в процессе которой дети делятся своими впечатлениями, высказывают свое отношение к его образам, дают им элементарную оценку. При анализе музыкальных пьес необходимо помнить, что образы, переданные в них такие тонкие, подвижные, что требуется большой педагогический такт, чтобы пояснениями не снизить, а углубить впечатление от музыки. Эти беседы не должны быть длительными, а наоборот, отличаться лаконичностью и конкретностью. Слово подводит ребенка к восприятию и пониманию содержания произведения, а музыка эмоционально углубляет впечатления. Музыка воздействует на чувства, но она рождает мысли. А мысли не существуют без словесного выражения.
При знакомстве детей с произведениями изобразительного искусства можно сопоставить их с произведениями художественной литературы. Это углубляет детское восприятие, развивает мышление, умение наблюдать, рассуждать, сравнивать, делать выводы. Ребенок начинает замечать, что одно и то же явление поэт и художник раскрывают по-своему: с помощью выразительного слова в стихотворении и яркого изображения кистью на картине. Так как динамичность, красочность, яркость красок картин или иллюстраций, показ которых сопровождается выразительным чтением, вызывает у детей эмоциональное переживание, а это создает основу показательной деятельности, предпосылки для эстетического воспитания.
Важно только точно и тонко подбирать произведения для сравнения. Чаще всего используется чтение стихотворений или показ репродукций картин, иллюстраций, близких по настроению исполняемой музыке. Чтение стихотворения может предварить прослушивание музыкального произведения, если оно созвучно ему по настроению. Если же педагог хочет сопоставить стихотворение с музыкой, лучше прочитать его после уяснения детьми ее характера.
Показ репродукции картин, иллюстраций перед прослушиванием музыки нежелателен. Картина отвлекает детей от музыки, направляет восприятие по конкретному, заранее обусловленному руслу, что не всегда оправдано. Целесообразнее использовать показ репродукций картин и иллюстраций после неоднократного прослушивания музыкального произведения, когда у детей уже сложились определенные представления о музыкальном образе.
Литературным материалом являются стихи И. А. Бунина, К. Д. Бальмонта, А. С. Пушкина, С. А. Есенина, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета. Созвучна стихам живопись В. М. Васнецова, И. И. Шишкина, И. И. Левитана, А. К. Саврасова, музыкальные иллюстрации из произведений Г. В. Свиридова, А. Вивальди, П. И. Чайковского.
Для целенаправленной организации системы интегрированных занятий использую различные циклы, в частности по временам года. Например, цикл занятий «Разноцветье осенних красок», имеющих целью ознакомление детей с осенними приметами, составление описательных рассказов, отражение собственных впечатлений в рисовании, а также ознакомление с поэзией и произведениями изобразительной деятельности на осеннюю тематику. Подобный цикл может повторяться каждый сезон, углубляя представления детей об окружающей природе и те знания, которые ребенок получает, взаимодействуя с окружающим миром, в играх, на прогулке, в общении со взрослыми и сверстниками.
Сущность эстетического восприятия на интегрированных занятиях может быть достигнута при следующих педагогических условиях:
• общность целей;
• доступность учебного и наглядного материала;
• эффективность методов и приемов, способствующих комплексному воздействию на мысли и чувства ребенка;
• сохранение специфических особенностей каждого из искусств и художественных деятельностей;
• обеспечение образовательной, развивающей и воспитывающей функций педагогического процесса.
Интегрированные занятия, как правило, не преследуют задач обучению чего-либо новому, а включают материал, закрепляющий умения детей в сфере художественной деятельности, расширяющий их знания о разнообразных видах, жанрах, средствах выразительности произведений искусств. Структурное построение интегрированных занятий четко организует взаимодействие, взаимовлияние и взаимопроникновение различных видов искусств. Так же они являются определенным итогом работы всего педагогического коллектива, так как проводятся в тесном контакте музыкального руководителя с воспитателями, руководителем по изобразительной деятельности и родителями. Но для детей они всегда должны быть неожиданными, иметь эффект новизны (проводятся не чаще одного раза в два месяца). Для педагогов интеграция является определенным стимулом повышения педагогического мастерства. Работа с коллегами «смежных» образовательных дисциплин дает возможность сравнивать, сопоставлять методы, средства, манеру общения и многому научиться.
Таким образом, интегрированные занятия, во-первых, выполняют адаптивную функцию (в них включается содержание, с которым ребенок будет знакомиться в начальной школе, где опора на имеющийся запас знаний поможет первокласснику самоутвердиться в новом коллективе, снимет тревожность, повысит самооценку).
Во-вторых, интегрированные занятия реализуют компенсирующую функцию (в случае неусвоения каких-либо знаний, умений и способов действий ребенок может заменить их другими, известными ему способами познания из других областей).
В-третьих, занятия выполняют креативную функцию (способность переносить знания из одной предметной области в другую стимулирует поиск нового применения имеющихся знаний, представлений и способов действия).
Литература.
1. Апраксина О. А. Методика музыкального воспитания. – М., 1983.
2. Ветлугина Н. А. Эстетическое воспитание в детском саду : Пособие для воспитателей дет. сада. – М. : Просвещение, 1985.
3. Дубровская Е. А., Казакова Т. Г., Юрина Н. Н. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста : Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М. : Издательский центр «Академия», 2002.
4. Конкевич. С. В. Музыкальные праздники в детском саду и начальной школе. СПб. : изд. центр ЛИТЕРА, 2005.
5. Куревина О. А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2003.
6. Лабковская Г. С. Эстетическая культура и эстетическое воспитание : Кн. для учителей. – М. :Просвещение, 1983.
7. Морева Н. А. Музыкальные занятия и развлечения в дошкольных учреждениях : Методическое пособие для воспитателя и музыкального руководителя дошкольных образовательных учреждений. – М. : Просвещение, 2004.
8. Осеннего М. С., Безбородова Л. А. Методика музыкального воспитания младших школьников : учеб. пособие для студ. нач. фак. педвузов. – М., 2001.
9. Радынова О. П. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.
10. Радынова О. П., Катинене А. И., Палавандшвили М. Л. Музыкальное воспитание дошкольников. М. : Академия,1998.