Ажбакова Галина Айсаевна
Консультация «Сказкотерапия для дошкольников. Что же такое сказкотерапия и для чего она нужна?»
Сказка сопровождает ребенка с самого раннего детства. Сказка, созданная в давние времена, живет до сих пор, увлекает детей и содержанием, и художественной формой.
Сказка – это рассказ о заведомо невозможном. Здесь есть обязательно что-то
фантастическое, неправдоподобное: животные разговаривают, на первый взгляд обыкновенные предметы оказываются волшебными…
Публикация «Консультация „Сказкотерапия для дошкольников, Что же такое сказкотерапия и для чего она нужна?“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
Кто из нас не любил сказку в детстве? Наверное, не найдется такого человека. Со сказки начинается знакомство ребёнка с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.
Успехи воспитанников, в совершенствовании связной речи, обеспечивают в будущем, и в большей мере, определяют:
1. успех при поступлении в школу;
2. способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности.
Ведь работа по развитию речи – это умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь.
Как показывает практика, дети очень любят творческий характер, поэтому сказкотерапия, как нельзя лучше, подходит для совершенствования связной речи детей.
А также, дети очень любят самостоятельность и возможность самим сочинять и рассказывать друзьям что-либо.
Что же такое сказкотерапия?
Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.
Основной принцип сказкотерапии – это целостное развитие личности, забота о душе. Суть и жизнеспособность сказки, тайна ее волшебного бытия в постоянном сочетании двух элементов смысла: фантазии и правды.
В каких случаях используется сказкотерапия для дошкольников? Сказкотерапия может быть использована по отношению к любому нормально развивающемуся ребенку дошкольного возраста. При этом, данный вид терапии также создает условия для работы с детьми, имеющими поведенческие нарушения, особенности в психофизическом и
эмоционально-волевом развитии.
У каждой группы сказок есть своя детская и взрослая аудитория. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных, В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения. Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Царевнами, Царевнами, Солдатами и
пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки про людей, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает Мир.
Сказки для детей младшего возраста (3-4 года) просты, носят цикличный характер – многократное повторение сюжета с небольшими изменениями. Эта особенность народных сказок позволяет ребенку лучше запомнить её, побуждает интерес к слову.
Сказки являются эффективным средством развития речи у детей младшего дошкольного возраста, поэтому активно использую их в своей работе.
Дети, как и взрослые все разные. К каждому нужно подобрать свой
ключик.
Один ребёнок более склонен сочинять, фантазировать и рассказывать, другой
не может усидеть на месте, и с ним необходимо двигаться. Комбинируя
различные приёмы сказкотерапии, которые мы используем в своей работе,
позволяют прожить многие ситуации, с аналогами которых он
столкнётся во взрослой жизни. Например, всеми знакомая с детства сказка
«Колобок» показывает ребёнку, что нельзя доверять незнакомым, быть через
чур доверчивым. В сказке «Репка» ярко выражена дружеская поддержка,что
всем вместе можно преодолеть любые трудности. Ребёнку любящему
приврать по пустякам,стоит прочитать «Заяц-хваста», легкомысленному и
шаловливому «Приключение Незнайки», робкому и пугливому «У страха
глаза велики» «О трусливом зайце».
Для непосредственного сказкотерапевтического воздействия
используются виды сказок :
1. Дидактические (в виде учебного занятия)
2. Медитативные (для снятия психоэмоционального напряжения) дети
рисуют, сочиняют, играют, слушают звуки природы, лежат на ковре и
мечтают- воображают)
3. Психотерапевтические (для лечения души, с образом главного героя «Я»,
доброго волшебника) дети совместно с родителями рисуют иллюстрации,
изготавливают кукол и ставят спектакли.
4. Психокоррекционные (для мягкого влияния на поведение ребёнка, читаем
проблемную сказку не обсуждая, даём возможность побыть ребёнку наедине
с самим собой и подумать.
5 .Художественные (авторские истории, мудрые древние сказки и былины)
-Народные (с идеями добра и зла, мира, терпения, стремления к лучшему)
-Сказки о животных,
-Бытовые сказки,
-Страшные сказки,
-Волшебные сказки.
Психотерапевтические сказки –особый вид сказок,которые раскрывают
глубинный смысл происходящих событий. Они не всегда однозначны, не
всегда имеют традиционный счастливый конец, но всегда глубоки и
проникновенны. Эти сказки посвящаны отношению к потерям и
приобретениям, любви и выбору правильного пути в жизни.
Психокоррекционные сказки – используются для мягкого влияния на
поведение имиро воззрение ребёнка, для преодоления его психологических черт характера ребёнка, которые затрудняют его жизнь. Это может быть излишняя стеснительность, неопрятность, капризность, хвастовство, склонность решать свои проблемы при помощи агрессии.
Психокоррекционные сказки могут научить детей вежливости,
доброжелательному отношению к окружающим, бережному отношению к
природе.
Часто получается так, что напрямую выяснить, что конкретно тревожит
ребёнка, у взрослых никак не выходит, так как многие дети стесняются тех страхов которые их мучают. В этом случае на помощь приходит сказкотерапия –ребёнку гораздо легче рассказать о том,что его беспокоит и тревожит не его самого, а далёкого сказочного героя.
Следовательно, одной из важнейших задач сказкотерапии является
выявление актуальных проблем ребёнка и психологическая помощь.
Сказкотерапия позволяет взглянуть на любую жизненную ситуацию с разных
сторон и увидеть различные пути решения проблемы.
Самое главное, в результате сказкотерапии ребёнок чувствует поддержку и
неравнодушие взрослых.