Загидуллина Виктория
Конспект занятия «Сказка в гости к нам пришла» в старшей группе
Цель: Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности.
Программное содержание:
- Продолжить знакомить детей со сказкой; закреплять умение детей правильно отвечать на вопросы воспитателя, выразительно пересказывать отрывки, используя слова и выражения из текста; формировать способности детей сочинять новую концовку к сказке.
- Развивать способность понимать главные характеристики героев, несложные мотивы их поступков; воображение; поддерживать желание отражать свои впечатления; развивать творческие способности через театрализованную деятельность.
Публикация «Конспект занятия „Сказка в гости к нам пришла“ в старшей группе» размещена в разделах
- Воспитывать интерес к художественному слову.
Методы обучения: игровой, словесный, проблемный, самостоятельный.
Организация детей: свободная группировка в игре, диалог в парах.
Виды детской деятельности и формы организации: игровая (театральная, коммуникативная (создание проблемной ситуации, инсценирование, двигательная (физкультурная минутка, продуктивная ( творческое задание: изготовление персонажа сказки).
Интеграция образовательных областей: «Чтение художественной литературы», «Здоровье», «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество».
Задачи образовательных областей:
«Чтение художественной литературы»
Обогащать представление детей с помощью детской литературы, формировать интерес и потребность в чтении сказок.
«Здоровье»
Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, используя физминутку, для снятия мышечного и нервного напряжения.
«Социализация»
Развивать умение представить готовую сюжетную ситуацию и показать ее, по побуждению воспитателя высказывать предположения о том, что произойдет дальше, передавать диалог героев; участвовать в театрализации, мимикой и жестами, движениями передавать состояние персонажей.
«Коммуникация»
Стимулировать развитие инициативности и самостоятельности ребенка в речевом общении; развивать связную монологическую и диалогическую речь при пересказе сказки, отвечать на вопросы, используя элементы объяснительной речи; воспитывать желание использовать интонационную выразительность; развивать словарь посредством повторения сказки.
«Художественное творчество» (художественное конструирование)
Стимулировать желание детей самостоятельно изготавливать поделки для театра, использовать их в играх; развивать художественный вкус детей.
Предварительная работа:
- чтение русских народных сказок, сказок К. Чуковского, сказок А. С. Пушкина;
- рассматривание иллюстраций к литературным произведениям;
- прослушивание Аудио книг по сказкам;
- просмотр мультфильмов;
- инсценирование и драматизации понравившихся литературных произведений.
Оборудование:
Персонажи театра «на руке», театральные домик к сказке «Заюшкина избушка», театр тактильных ощущений.
Организационный момент
Дети заходят в группу их встречает Сказа Рассказовна, рассаживает на стульчики.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Зовут меня Сказа Рассказовна. Я пришла к вам из сказки, да не одна, а с гостями – давайте поздороваемся и пожелаем им приятного просмотра.
Воспитатель: Слышала, слышала, Сорока на хвосте принесла, что все вы любите и знаете сказки. Так ли это?
А сможете угадать сказку по нескольким словам? Давайте попробуем.
- «Нам не страшен серый волк, серый волк, серый волк» - «Три поросенка»,
- «Яблонька, яблонька спрячь нас…» - «Гуси – лебеди»,
- «Отопритеся, отомкнитеся, ваша мама пришла, молочка принесла.» - «Волк и семеро козлят»,
- «Несет меня лиса за темные леса, за высокие горы…» - «Петушок - золотой гребешок»,
- «Битый не битого везет» - «Лисичка – сестричка и волк».
Какие вы молодцы, так много знаете сказок. Я к вам не просто так пришла, а за помощью. У нас в Стране сказок случилась беда – потерялись герои сказки и не знают, что им теперь делать: где жить, с кем дружить? Беда, да и только! Ребята, может вы, поможете навести порядок в сказке, а то дети начнут читать и ничего не поймут?
Ну, что ж, я думаю, что все вместе мы с этой бедой справимся!
Произнесем волшебные слова и попадем в страну, где живут сказки :
Два раза хлопни,
Три раза топни,
Вокруг себя обернись,
И в сказочной стране очутись!
Основная часть
Воспитатель: Угадайте загадку:
Прыгает, скачет,
И стоит среди травы,
Уши больше головы? (Зайчик)
Да вот же он, в кармашке спрятался.
Давайте спросим его, почему он такой грустный и печальный? Что случилось? (дети спрашивают).
Воспитатель достает зайца из кармана юбки и говорит за него:
- Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная, пришла весна - красна, у лисы избенка и растаяла. Попросилась она ночевать, да меня и выгнала.
- Дети, кто догадался, в какую сказку мы попали? («Заюшкина избушка»)
Д. игра «Кого не хватает?»
- Открывайте домик зайчика, в нем сидят герои сказки. Оденьте их на руку и встаньте по порядку. Кто первым пришел на помощь зайке? Кто второй? Кто третий? (Собака, медведь, бык)
Воспитатель: Вот вы и превратитесь в сказочных зверей, покажите, как они прогоняли лису. (Инсценирование отрывка). «Пойдем, я твоему горю помогу», «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам»
Воспитатель: А кто же помог зайчику выгнать лису?
Дети: Петух.
Воспитатель: А где же нам найти его?
Ответы детей.
Воспитатель: А я предлагаю вам самим сделать петуха – смелого, храброго, который не испугается лисы и поможет зайцу!
Художественное конструирование (детям раздаются готовые детали недостающего персонажа сказки – петуха, они самостоятельно выполняют творческое задание).
Упражнение для развития силы голоса
Воспитатель: Вот, какие славные петухи у вас получились. Молодцы, все справились с заданием! А теперь поднимите петухов вверх и громко прокукарекайте, потише, шепотом. Ох, какие голосистые петухи! Лиса точно испугается.
Воспитатель: Давайте ваших петухов поселим в домик к зайцу. Вот как им будет весело, столько охранников появилось у зайца.
Закрепление антонимов
Воспитатель: Лиса выгнала зайца. Зайчик плачет, а лиса (смеется)
- Собака трусливая, а петух… (смелый)
- Зимой было холодно, а весной (тепло)
- Зайчик маленький, а медведь (большой)
- Весна пришла, а зима (ушла).
- Ребята, а мне очень жалко лисичку, у зайчика так много появилось друзей, а она осталась совсем одна, да еще и избушка ее растаяла, жить негде! Ведь сказки должны быть добрыми. Давайте придумаем хороший другой конец сказки.
Дети предлагают варианты новой сказки.
- Какие вы молодцы, помогли найти петуха, собрать всех героев сказки вместе и даже придумали новую сказку.
- Как называется эта сказка?
- Надо нам двигаться дальше, а чтобы бодрыми и сильными нам быть, нужно все движения за мною повторить.
Физкультурная минутка «Сказки»
Мышка быстренько бежала (бег на месте)
Мышка хвостиком виляла (имитация движения)
Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко»)
Посмотрите – ка, разбила (показать «яичко» на вытянутых руках)
Вот ее мы посадили (наклон)
И водой ее полили (имитация движения)
Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)
А теперь ее потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим (имитация еды)
И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать «силу»).
. Воспитатель: Впереди дремучий лес, полон сказок и чудес.
Посиди и отдохни, что – то будет впереди.
Дидактическая игра «Назови прозвище»
Воспитатель: В сказочном лесу живут разные звери, и у каждого свое сказочное прозвище. А вы их знаете? Сейчас я начну, а вы продолжите:
Мышка – норушка; лягушка – квакушка; зайчик – побегайчик; лисичка – сестричка; волчок – серый бочок.
А теперь наоборот. Я назову прозвище, а вы догадайтесь, о ком речь:
Косолапый – медведь; косой – заяц; кумушка – лиса; топтыгин – медведь; трещотка, белобока – сорока; патрикеевна – лиса; быстрые ноги, короткий хвост – заяц.
Воспитатель просит детей объяснить почему медведя называют –топтыгин и показать его и т. д.
Воспитатель: Каждый зверь хорош по - своему. Что такое? Наши игрушки – зверюшки вдруг превратились в карточки.
Дидактическая игра «Узнай на ощупь»
Воспитатель предлагает рассмотреть карточки из театра тактильных ощущений, потрогать их на ощупь.
- Попробуйте с закрытыми глазами определить, где лиса, заяц, еж, лягушка.
Дети с закрытыми глазами по очереди на ощупь пытаются отыскать животных. (Какой мех? Чья шубка)
Молодцы ребята! Нам пора возвращаться в группу, вспомним волшебные слова: Два раза хлопни,
Три раза топни,
Вокруг себя обернись,
И в группе очутись.
Заключительная часть
Вот мы и побывали в Стране сказок. Спасибо вам, за доброе ваше дело от всех сказочных героев.
- С какой сказкой мы сегодня повстречались?
- А что вам больше всего понравилось и запомнилось в нашем путешествии?
- Какие задания были сложными, а какие легкими?
- Все ли у вас получалось?
- Что вы расскажете родителям и друзьям?
Сюрпризный момент
Вы, ребята, молодцы.
Без вас не получилось бы игры,
Вместе дружно вы живите,
Сказки разные любите!
(Подарок – сюрприз: книга «Русские народные сказки», угощение в корзиночке).