Еремина Любовь Сергеевна
Сказкотерапия как средство формирования развития речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Сказка-терапия, как средство формирования развития речи дошкольников»
Что такое сказкотерапия
Сказкотерапия – это не только проведенный вместе с ребенком отдых путем совместного чтения. Это, в первую очередь, очень важный инструмент в детской психологии, который помогает развитию гармоничной личности и решению индивидуальных проблем. В частности, этот метод психологической коррекции позволяет исправить нежелательное поведение, устранить страхи и комплексы.
Публикация «Сказкотерапия как средство формирования развития речи дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
Сказка учит правильно относиться к таким явлениям, как «добро» и «зло», на примере действующих лиц понять, к каким последствиям ведут те или иные поступки. Читая или слушая сказку, ребенок буквально «вживается» в сюжет. Он может сопоставлять себя не только с главным героем, но и другими персонажами. В сказках ведется логичное повествование, т. е. все события логичным образом вытекают друг из друга. Ребенок таким образом знакомится с причинно-следственными связями, которые есть в этом мире.
Сказкотерапия, как отдельное направление психотерапии, была впервые выделена Татьяной Зинкевич-Евстигнеевой. Она достаточно быстро набрала свою популярность не только среди родителей, но и дипломированных психотерапевтов. При этом сама Татьяна Зинкевич-Евстигнеева полагает, что сказкотерапию нельзя воспринимать просто как метод, потому что она представляет собой совокупность достижений педагогики, психологии, психотерапии и философии разных культур.
Жанры, используемые в сказкотерапии :
По определению Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой, в сказкотерапии используются разнообразные жанры: притчи, басни, легенды, былины, саги, мифы, сказки, анекдоты. Находят применение и современные жанры: детективы, любовные романы, фэнтэзи и пр. Каждому клиенту подбирается соответствующий его интересам жанр.
Как пишет Вачков И. В. главным средством психологического воздействия в сказкотерапии является метафора, как основа любой сказки. Именно точность подобранной метафоры определяют эффективность сказкотерапевтических приемов в работе как с детьми так и со взрослыми.
Остановимся на нескольких приемах, которые очень хорошо зарекомендовали в психологическом консультировании. Это работа с притчей и работа со сказкой. Для нас важно выявить функции притч и сказок.
Функция притч
Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева утверждает: «Как правило, именно притча является носителем глубинной жизненной философии. Жизненный урок в притчах не завуалирован, а прямо сформулирован. Обычно одна притча посвящена одному уроку». Притчу можно использовать в работе, как с взрослыми, так и с подростками.
При семейном и индивидуальном консультировании также достаточно часто используются истории, притчи, афоризмы, метафоры, метафорические карты, сказки и анекдоты.
По мнению Н. Пезешкиана «Истории могут оказывать самое различное воздействие на человека. Они имеют воспитательное и терапевтическое значение. Смысл каждой истории человек воспринимает по-своему, в зависимости от своего образа мыслей.
Если истории и притчи при психологическом консультировании подобраны правильно, то они позволяют выбрать определенную дистанцию, чтобы по-иному взглянуть на собственные конфликты и найти способы разрешить конфликты.
Истории предлагают различные варианты действий.
После знакомства с семьей и выявлением ее актуальных проблем психолог выбирает в качестве темы для обсуждения ситуацию, историю, миф, притчу, которые бы отражали семейные проблемы.
Одна из важных функций истории – это хранение опыта, то есть после окончания психотерапевтической работы она продолжает оказывать свое действие на клиента и делает его более независимым от терапевта».
Функции сказок
Выделяют несколько основных функциональных особенностей сказок
1. Тексты сказок вызывают эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания.
2. Концепция сказкотерапии основана на идее ценности метафоры как носителя информации :
о жизненно важных явлениях;
о жизненных ценностях;
о постановке целей;
о внутреннем мире автора (в случае авторской сказки).
3. В сказке в символической форме содержится информация о том :
как устроен этот мир, кто его создал;
что происходит с человеком в разные периоды его жизни;
какие этапы в процессе самореализации проходит женщина;
какие этапы в процессе самореализации проходит мужчина;
какие трудности препятствия можно встретить в жизни и как с ними справляться;
как приобретать и ценить дружбу и любовь;
какими ценностями руководствоваться в жизни;
как строить отношения с родителями и детьми;
как прощать.