Наталья Яусова
Сказка, как элемент развития творческого воображения детей младшего дошкольного возраста
Тема: «Сказка, как элемент развития творческого воображения детей младшего дошкольного возраста»
Актуальность:
Современное общество в сложившейся социально – экономической ситуации требует развития творчески активной личности. В условиях современного мира человек должен уметь решать проблемы, преодолевать различные препятствия эффективно и нестандартно. Поэтому наиболее актуальным становится вопрос о развитии воображения.
Публикация «Сказка, как элемент развития творческого воображения детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
Дошкольное детство – это период в котором закладывается фундамент общего развития ребенка. В этот период для ребенка важна поддержка и развитие таких качеств как, инициативность, самостоятельность, целеустремленность, креативность. Поэтому важно стимулировать интерес ребенка к творческой деятельности, так как именно в этот период развитие идет очень бурно и стремительно. Определенное направление развития получают все стороны психики ребенка, а особенно творчество.
Творчество является наиболее содержательной формой психической активности, универсальная способность, обеспечивающая успешное выполнение самых разнообразных видов деятельности.
Посредством воображения создаются образы, никогда в целом не принимавшиеся человеком в реальности. Главная задача воображения заключается в преобразовании мира. Оно играет огромную роль в развитии личности ребенка, воздействует на чувства и эмоции. Если развивать воображение у детей с ранних лет, то в дальнейшем им будет, проще учится в школе и в институте, этот процесс так же сыграет большую роль и в дальнейшей профессиональной деятельности человека и способность его к креативу, а также гибкости и нестандартности мышления.
Воображение играет не маловажную роль в жизни каждого человека. Развитие фантазии надо начинать с самого детства.
«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия – это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами»
В. Сухомлинский.
В настоящее время много методик по развитию воображения и одной из них является «Сказкотерапия». Данный метод помогает организовать интегрированную деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, творчество, самостоятельность, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний. Это перенос сказочных смыслов в реальность.
Сказки являются богатейшим источником развития фантазии ребенка. Они учат ребенка сопереживать персонажам. Формируют основы морали и нравственности. Сказочный мир близок ребенку, с помощью сказки ребенок понимает, что такое хорошо, а что такое плохо. Дети живут в сказке, как равноправные члены сказочного мира, в ней они впервые испытывают на себе добро и зло, смелость и храбрость. Сказка привлекает ребенка красочность и яркостью своего мира, увлекательными приключениями, фантастическими образами. Все это служит для малыша первым толчком для развития мышления, фантазии, творчества, воображения. Дети, погружаясь в воображаемый мир, с радостью и активно действуют в нем, творчески преобразуя его. Они воспринимают все происходящее, как реальность. Сказки расширяют кругозор и познание детей, показывают, что помимо реального мира существует волшебный мир приключений и побед.
Таким образом, Воображение играет огромную роль в жизни каждого человека. Вся жизнедеятельность в той или иной степени связана с творчеством. Без творческого подхода тяжело решать какие-либо задачи. Поэтому очень важно развивать творческие способности с самого раннего возраста. Развитие воображения способствует развитию других психических процессов таких как, мышление, память, речь, что не маловажно для развития дошкольника. Метод «Сказкотерапии» наиболее эффективно развивает воображение, расширяет сознание ребенка, помогает правильно взаимодействовать с окружающим миром.
Проблема: Низкий уровень развития творческого воображения.
Цель: Создание условий для развития воображения ребёнка через творческую и познавательную деятельность, развитие речи детей младшего возраста посредством сказки.
Задачи:
1. Образовательные:
-создать необходимые условия для знакомства со сказками;
-развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение, память, фантазию;
-работать над звукопроизношением, развивать звуковую культуру речи детей;
-формировать умение пересказывать сказки.
2. Развивающие:
-развивать групповую сплоченность, самооценку детей.
3. Воспитательные:
-воспитывать у детей уважение к самому себе и другим детям;
-пробуждать интерес к сказкам.
Тип проекта: познавательно – творческий, игровой.
Участники проекта: воспитанники второй младшей группы, воспитатели, родители.
Продолжительность проекта: среднесрочный, 4 месяца.
Время проведения: Ноябрь 2020 – Февраль 2021
Ожидаемые результаты:
• формирование у детей практических навыков воображения, фантазии, памяти,любознательности
• развитие творческих способностей детей в различных видах деятельности.
• формирование устойчивого интереса к сказкам у дошкольников.
• Во время дидактических игр дети закрепят знания цветов, количество, счет.
• Обогащение словарного запаса.
• Повышение активности, самостоятельности детей.
• развитие памяти и внимания.
План реализации проекта:
1. Подготовительный этап:
- Постановка цели и задач.
-Подборка и изучение методической литературы, систематизация материала.
-Подборка игр, сказок и материалов для работы с детьми.
-Подбор консультаций для родителей.
2. Основной этап:
- Реализация основных видов деятельности.
-Разработка программно-методического комплекса.
-Непосредственное поэтапное внедрение педагогического проекта в работу с детьми.
- Консультация для родителей «Сказка, как элемент развития творческого воображения детей».
3. Заключительный этап:
-Выставка «Книжек – малышек» изготовленных детьми с родителями.
- Театральное представление «Теремок».
-Фотоотчёт «Путешествие по сказкам».
Перспективный план работы с детьми.
Ноябрь:
Русская народная сказка «Репка».
1. Рассказывание сказки.
2. Дидактическая игра «Кто за кем?»
3. Театрализация.
4. Коллективная работа. Аппликация: «Вот какая репка!».
Цель: учить детей слушать сказку; рассказывать ее вместе с воспитателем; формировать необходимый запас эмоций; развивать воображение, учить ориентироваться в пространстве, развивать наглядное мышление, знакомить ребенка с предлогами: за, перед, до, после, между. Развивать элементарные математические представления: сначала, потом, первый, второй, последний.
Материалы: книжка с иллюстрациями «Репка», настольный театр «Репка», картон, цв. бумага, клей.
Декабрь:
Русская народная сказка «Курочка ряба».
1. Рассказывание сказки.
2. Дидактическая игра «Найди тень».
3. Театрализация.
4. Лепка: «Яйца для курочки рябы».
Цель: учить детей слушать сказку; рассказывать ее вместе с воспитателем; формировать необходимый запас эмоций; развивать воображение; стимулировать фантазию вопросами.
Материалы: книжка с иллюстрациями сказки «Курочка ряба», карточка с тенями героев сказки, цветные картинки героев сказки, настольный театр «Курочка ряба», пластилин, доска для лепки.
Январь:
Русская народная сказка «Заюшкина избушка»
1. Рассказывание сказки.
2. Дидактическая игра «Где живёт?»
3. Театрализация.
4. Конструирование: «Избушка ледяная и лубяная».
Цель: учить детей слушать сказку; рассказывать ее вместе с воспитателем; формировать необходимый запас эмоций; развивать воображение; стимулировать фантазию вопросами; учить выявлять подсистемные связи.
Материалы: книжка с иллюстрациями сказки «Заюшкина избушка», карточки с изображением животных, БиБаБо –заяц, лиса, петух, картон, пластилин.
Февраль:
Русская народная сказка «Теремок».
1. Рассказывание сказки.
2. Театрализация.
3. Дидактическая игра «Что это такое?»
4. Рисование «Теремок».
Цель: учить детей слушать сказку; рассказывать ее вместе с воспитателем; формировать необходимый запас эмоций; развивать воображение; стимулировать фантазию вопросами; развивать ассоциативное мышление.
Материал: книжка с иллюстрациями «Теремок», костюмы героев сказки «Теремок», лист бумаги, карандаши, краски, кисточки, баночка с водой.
Заключение
Сказка – один из самых развитых и любимых детьми жанров фольклора. Она полнее, ярче, чем любой другой вид народного творчества, воспроизводит мир во всей его сложности и красоте. Сказка создаёт среду для детской фантазии, развивает воображение. А точный, выразительный язык сказки столь близок уму и сердцу ребёнка, что запоминается на всю жизнь.