Ирина Борисенко
Сказка как средство нравственного воспитания дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
«Сказка как средство нравственного воспитания дошкольника»
Аннотация : Настоящая статья отражает роль сказки в духовно – нравственном развитии подрастающего поколения. Автор обосновывает свое мнение, ссылаясь на конкретные примеры и мнение аналитиков.
Ключевые слова: сказка, духовно – нравственное воспитание.
Публикация «Сказка как средство нравственного воспитания дошкольника» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2022
Российское общество, как и любое другое, заинтересовано в том, чтобы сохранить и передать накопленный веками опыт. Без выполнения этого условия становится невозможным его развитие. Исходя их этого, важнейшим условием развития нашей страны становится духовно-нравственное становление подрастающего поколения, создание условий для их подготовки к самостоятельной жизни.
О воспитательной функции сказки русская педагогика узнала еще более ста лет назад. Бесценно их значение в нравственном воспитании дошкольников.
«Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок…». Эта фраза стала крылатой и заключает в себе весь смысл дошкольного воспитания.
Важной особенностью сказок является их образность. Для детей, еще не обладающим абстрактным мышлением, это значительно облегчает восприятие содержания. Сказка достаточно ярко демонстрирует главные черты характера персонажей, которые отражают специфические национальные черты русского народа: отвагу, трудолюбие, остроумие и т. п. Эти черты прослеживаются и в описываемых событиях, и посредством художественных средств, например гиперболизации.
Другой особенностью является забавность сказок. Народ позаботился о том, чтобы сказки были занимательными, оттого и интерес к ним сохраняется на долгое время.
Нравственное воспитание – процесс довольно сложный и длительный. Педагогу необходимо применить немалые усилия для того, чтобы сформировать у детей определенные качества и чувства. Работая со сказкой, можно применять различные формы: непосредственно чтение, рассматривание иллюстраций, пересказ, беседы по содержанию той или иной сказки, театрализации, викторины, рисование по мотивам сюжетов сказочных произведений и многое другое.
В сказках нет прямых указаний детям («Слушайся родителей», «Уважай старших», но в её содержании всегда имеется урок, который дети так или иначе усваивают.
Благодаря сказкам, дети могут разобраться в том, что означает «хорошо», а что «плохо», различить «доброе» от «злого». Сказка доступно расскажет и о моральных устоях и культурных ценностях общества. Не говоря уже о расширении кругозора, совершенствовании речи, развитии фантазии и воображения.
Подводя итоги, отметим, что Г. Н. Волков, анализируя роль сказки в формировании личности ребенка, делает вывод о том, «что духовный заряд, накопленный народом тысячелетиями, может служить человечеству еще долго. Более того он будет постоянно возрастать и станет еще более могучим. В этом бессмертие человечества. В этом - вечность воспитания, символизирующая вечность движения человечества к своему духовному и нравственному прогрессу».