Елена Жданько
Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
"Системно - деятельностный подход, как основа организации образовательного процесса в ДОУ"
Автор: Жданько Е. В.
МБДОУ - детский сад комбинированного вида «Теремок»
«Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню,
дай мне действовать самому - и я научусь»-
китайская мудрость.
Системно-деятельностный подход к обучению предполагает наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться, освоить). Роль педагога в этом велика, т. к. именно педагог является ключевой фигурой в образовательном процессе. Принцип деятельности выделяет ребенка как деятеля в образовательном процессе, педагогу отводится роль организатора этого процесса.
Публикация «Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса в ДОУ» размещена в разделах
Одним из основополагающих принципов, заявленных в Федеральных Государственных Требованиях, является принцип интеграции образовательных областей. Каждая область дополняет и обогащает другие, раскрывает различные аспекты одного и того же явления, углубляя его понимание и обеспечивая целостность восприятия. На его основе строится образовательный процесс в нашем ДОУ.
Ребенок, находясь в условиях дошкольного образовательного учреждения, должен накопить необходимый опыт деятельности и общения, активно взаимодействуя с окружающей средой, сверстниками и взрослыми, чтобы быть готовым к саморазвитию и успешной самореализации в будущем. Главная задача воспитателя - создание условий для построения индивидуальной траектории развития каждого ребенка на этапе дошкольного образования.
Технология деятельностного метода нацелена на формирование развитой личности, она помогает раскрепостить детей, развивает у них самостоятельность, учит творчески мыслить.
Целью системно -деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Он предусматривает развитие умения:
-ставить цель;
-решать задачи;
-отвечать за результат.
Принцип деятельности выделяет ребенка как деятеля в образовательном процессе, а педагогу отводится роль организатора и управленца этого процесса. Трудно переоценить роль деятельности педагога, ее влияние на процесс становления и развития личности ребенка. Здесь важно все: и отказ от авторитарного стиля общения в пользу демократического, и личные качества педагога, и способность к саморазвитию, и его профессиональная компетентность. Принцип деятельностного подхода, дополняющий принцип комплексно-тематического планирования и интегрирования образовательных областей, позволяет сделать процесс обучения осмысленным, логически завершенным. Педагогический процесс строится не от темы изучения, не от форм организации детской деятельности, а с ориентацией на деятельностный подход. В основу еженедельного (ежедневного и др.) планирования кладется дело. Делом мы называем мотивированный комплекс мероприятий с участием детей, в итоге которого получаем зрительно воспринимаемый результат - выставка, игра (дидактическая, сюжетно-ролевая, режиссерская, спектакль, концерт, альбом и т. п. Тема и цель дела могут быть подсказаны календарем знаменательных дат, планом образовательного учреждения, групповым календарем (дни рождения детей). Темой планирования могут стать групповые события (праздник группы, открытие нового уголка). Инициатива в выборе дел может идти от воспитателя («Подарки на память малышам от будущих школьников») и детей.
Делами могут стать:
- оформление и пополнение игровым и дидактическим материалом групповых уголков;
- выставки рисунков или поделок, приуроченные к общественным событиям,
- конкурсы рисунков, поделок, певцов, знатоков, строителей и т. п.
-праздники (находок, ветерка, мяча, скакалки, кубиков, карандашей, молока, измерений и т. п.
- театрализованные постановки, концерты, которые можно заснять на видеокамеру, а потом смотреть с детьми;
- тематические дни (недели) вежливости, сказок, игрушек, улыбки, цветов).
Наиболее целесообразно в качестве ведущей брать образовательную область.
Значительные, крупные дела (события) логично поделить на более мелкие. Например, при подготовке к утреннику можно организовать праздничную выставку, приготовить подарки и пригласительные билеты, оформить тематический уголок, организовать конкурсы чтецов и певцов, изготовить настольные игры, организовать сюжетно-ролевую игру.
Форма календарного планирования структурно строится из 10 образовательных областей, которые в процессе реализации дела объединяются одной темой, целью. Такое построение образовательного процесса обеспечит системный подход к социально-личностному развитию дошкольников на всех возрастных этапах развития. Соблюдение принципов событий, темы, деятельностного подхода, обеспечивает формирование системных знаний и представлений дошкольников о мире социальных отношений.
В нашем дошкольном учреждении разработана модель реализации системно-деятельностного подхода в дошкольном образовании путем использования развивающих технологий
Системно-деятельностный подход, реализующийся в практике работы педагогов ДОУ, дает возможность детям не быть в роли пассивных слушателей, которым выдается готовая информация. Дети включаются в самостоятельный поиск новой информации, в результате которого происходит открытие нового знания и приобретение новых умений. Действия детей мотивируются игровой развивающей ситуацией, предложенной педагогом, которая позволяет дошкольникам определить свою «детскую» цель деятельности и идти к ее выполнению. Знания, полученные в процессе деятельности, ребенок может потом легко применять на практике, что обеспечит в дальнейшем успешность его обучения в школе.
Гармонично выстроенная взрослыми предметно-пространственная среда способствует становлению и развитию деятельностной активности ребенка, проявлению любознательности, собственной индивидуальности, накоплению игрового, творческого, исследовательского опыта.
Разнообразное наполнение среды пробуждает инициативу, мотивирует к деятельности, дает возможность ребенку самостоятельно организовать процесс познания, получить наглядный результат своей деятельности, сделать его положительным переживанием и личным достижением.
При организации образовательного процесса педагоги ДОУ используют такие формы взаимодействия взрослого и ребенка в процессе воспитания и образования, которые обеспечивают всестороннее развитие ребенка в активной деятельности. Это игровые развивающие ситуации, проблемные ситуации, ситуации морального выбора, игры-путешествия, игры-эксперименты, творческие игры, познавательно-исследовательская деятельность, проектная деятельность, сочинительская деятельность, коллекционирование, клубы знатоков, викторины, культурно – досуговая деятельность.
Современная образовательная деятельность – это в первую очередь мастерство педагога. Использование в работе элементов разных технологических подходов, их критический анализ является основой становления педагогического стиля. В своей работе педагоги ориентируются на важное требование - любая используемая технология должна быть воспроизводима и быть здоровьесберегающей.
В нашем детском саду большое внимание уделяется развивающим технологиям таким как:
Технологии интерактивного обучения (в последнее время они обретают большую значимость) позволяют реализовать качественно новую эффективную модель построения воспитывающей среды. Они направлены на организацию комфортных условий воспитания и развития детей, в которых активно реализуются взаимодействие, развитие и обогащение новыми навыками. Учат умению обмениваться опытом и взаимодействовать в группах, развивают коммуникацию, воспитывают толерантность, способствуют формированию социальной позиции в дальнейшем.
Современный образовательный процесс нельзя представить без использования мультимедийных технологий, которые предоставляют уникальные возможности для реализации творческих инициатив воспитателя и воспитанника.
В образовательной деятельности с детьми педагоги детского сада используют следующие направления данной технологии:
Мультимедийные презентации, позволяющие сделать образовательную деятельность эмоционально окрашенной, привлекательной, вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности образовательной деятельности.
Мультимедийные викторины, тесты позволяют быстро оценивать результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях. Сегодня воспитатели сами разрабатывают и создают компьютерные варианты различных тестов и викторин, и используют их в работе с детьми.
Еще одно направление - обучающие компьютерные игры. Воспитатели старших возрастных групп используют обучающие программы в индивидуальной работе с детьми. А самостоятельно созданные игры-презентации в ходе организации образовательной деятельности.
Так же широко используются в работе мультимедийные физминутки, упражнения на релаксацию, постановка проблемы после просмотра видео.
ИКТ технологии поставили на новую ступень работу с родителями: просмотр презентаций – отчетов о работе по реализации того или иного направления презентации проектов, видеозаписи организации образовательной деятельности с детьми.
Умелое использование приемов и методов ТРИЗ успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление.
В детском саду большое внимание уделяется использованию технологии наглядного моделирования в образовательном процессе.
На разных этапах и в зависимости от индивидуальных способностей детей используем различные приемы наглядного моделирования: пиктограммы, заместители, мнемотаблицы. Главное требование - модель должна быть доступна для восприятия ребенка данного возраста.
Особенность и значение моделирования заключается в том, что оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов, которые являются существенными для понимания фактов, явлений при формировании знаний, приобщающихся по содержанию к понятиям. Доступность моделирования для дошкольников определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения. Реальный предмет может быть замещён в деятельности детей другим предметом, изображением, знаком.
Педагоги начинают свою работу с простого замещения геометрическими фигурами, предметами моделями, символами и знаками, так как ребенку легче представить предмет, выявить отношения между предметами, их связями, видя их зрительно. Работа с моделями осуществляется как в ходе организованной образовательной деятельности, так и в режимных моментах.
Использование наглядного моделирования в разных видах деятельности - источник развития умственных способностей и творчества в дошкольном детстве.
Педагоги ДОУ широко использую данную технологию в работе с детьми.
Технология использования проектирования имеет ряд преимуществ: возможность углубленно изучать какую-либо тему и получение быстрых практических результатов. Метод проектной деятельности особенно успешно реализуется в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. С детьми младшего возраста также проводим проекты, но менее длительные по времени: один день, два, три. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей. Основное предназначение технологии проектов – предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Как следствие, проектная деятельность дает возможность воспитывать «деятеля», а не «исполнителя», развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.
Проектный метод является одним из методов развивающего обучения, т. к. в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Он повышает качество образовательного процесса; служит развитию критического и творческого мышления; способствует повышению компетентности педагогов.
Данный инновационный подход способствует развитию творческого мышления дошкольников, формированию активной позиции в поиске ответов на вопросы, а также повышает заинтересованность их в обучении.
Реализация системно-деятельностного подхода возможна лишь в том случае, если родители воспитанников будут в этом заинтересованы. Без тесного взаимодействия ничего не получится. Воспитатель дожжен сформировать у родителей правильное представление о единстве задач и целей ДОУ и семьи. Ему нужно поспособствовать росту их психолого-педагогической компетентности. Для этого в ДОУ организуются консультации, беседы, собрания, тренинги. Родители, принимая в них участие, демонстрируют неравнодушие к своему ребенку и заинтересованность в его разностороннем развитии.
Золотое правило деятельностного подхода быть равноценным партнёром с ребёнком, быть на «над», а «рядом».
Использованная литература.
- Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика. -2009.-№4.-С. 18-22.
- Валюженич М. В. Деятельностный подход в профессиональной адаптации. //Профильная школа. – 2013. - №4. – С. 59.
- Об утверждении Положения об управлении реализацией Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы. Приказ Минобнауки России от 11.03. 2011 №1350. // Официальные документы в образовании. – 2011. - №19. – С. 4.