Приложение МААМ

Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса в ДОУ

Елена Жданько
Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

"Системно - деятельностный подход, как основа организации образовательного процесса в ДОУ"

Автор: Жданько Е. В.

МБДОУ - детский сад комбинированного вида «Теремок»

«Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню,

дай мне действовать самому - и я научусь»-

китайская мудрость.

Системно-деятельностный подход к обучению предполагает наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться, освоить). Роль педагога в этом велика, т. к. именно педагог является ключевой фигурой в образовательном процессе. Принцип деятельности выделяет ребенка как деятеля в образовательном процессе, педагогу отводится роль организатора этого процесса.

Публикация «Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса в ДОУ» размещена в разделах

Одним из основополагающих принципов, заявленных в Федеральных Государственных Требованиях, является принцип интеграции образовательных областей. Каждая область дополняет и обогащает другие, раскрывает различные аспекты одного и того же явления, углубляя его понимание и обеспечивая целостность восприятия. На его основе строится образовательный процесс в нашем ДОУ.

Ребенок, находясь в условиях дошкольного образовательного учреждения, должен накопить необходимый опыт деятельности и общения, активно взаимодействуя с окружающей средой, сверстниками и взрослыми, чтобы быть готовым к саморазвитию и успешной самореализации в будущем. Главная задача воспитателя - создание условий для построения индивидуальной траектории развития каждого ребенка на этапе дошкольного образования.

Технология деятельностного метода нацелена на формирование развитой личности, она помогает раскрепостить детей, развивает у них самостоятельность, учит творчески мыслить.

Целью системно -деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Он предусматривает развитие умения:

-ставить цель;

-решать задачи;

-отвечать за результат.

Принцип деятельности выделяет ребенка как деятеля в образовательном процессе, а педагогу отводится роль организатора и управленца этого процесса. Трудно переоценить роль деятельности педагога, ее влияние на процесс становления и развития личности ребенка. Здесь важно все: и отказ от авторитарного стиля общения в пользу демократического, и личные качества педагога, и способность к саморазвитию, и его профессиональная компетентность. Принцип деятельностного подхода, дополняющий принцип комплексно-тематического планирования и интегрирования образовательных областей, позволяет сделать процесс обучения осмысленным, логически завершенным. Педагогический процесс строится не от темы изучения, не от форм организации детской деятельности, а с ориентацией на деятельностный подход. В основу еженедельного (ежедневного и др.) планирования кладется дело. Делом мы называем мотивированный комплекс мероприятий с участием детей, в итоге которого получаем зрительно воспринимаемый результат - выставка, игра (дидактическая, сюжетно-ролевая, режиссерская, спектакль, концерт, альбом и т. п. Тема и цель дела могут быть подсказаны календарем знаменательных дат, планом образовательного учреждения, групповым календарем (дни рождения детей). Темой планирования могут стать групповые события (праздник группы, открытие нового уголка). Инициатива в выборе дел может идти от воспитателя («Подарки на память малышам от будущих школьников») и детей.

Делами могут стать:

- оформление и пополнение игровым и дидактическим материалом групповых уголков;

- выставки рисунков или поделок, приуроченные к общественным событиям,

- конкурсы рисунков, поделок, певцов, знатоков, строителей и т. п.

-праздники (находок, ветерка, мяча, скакалки, кубиков, карандашей, молока, измерений и т. п.

- театрализованные постановки, концерты, которые можно заснять на видеокамеру, а потом смотреть с детьми;

- тематические дни (недели) вежливости, сказок, игрушек, улыбки, цветов).

Наиболее целесообразно в качестве ведущей брать образовательную область.

Значительные, крупные дела (события) логично поделить на более мелкие. Например, при подготовке к утреннику можно организовать праздничную выставку, приготовить подарки и пригласительные билеты, оформить тематический уголок, организовать конкурсы чтецов и певцов, изготовить настольные игры, организовать сюжетно-ролевую игру.

Форма календарного планирования структурно строится из 10 образовательных областей, которые в процессе реализации дела объединяются одной темой, целью. Такое построение образовательного процесса обеспечит системный подход к социально-личностному развитию дошкольников на всех возрастных этапах развития. Соблюдение принципов событий, темы, деятельностного подхода, обеспечивает формирование системных знаний и представлений дошкольников о мире социальных отношений.

В нашем дошкольном учреждении разработана модель реализации системно-деятельностного подхода в дошкольном образовании путем использования развивающих технологий

Системно-деятельностный подход, реализующийся в практике работы педагогов ДОУ, дает возможность детям не быть в роли пассивных слушателей, которым выдается готовая информация. Дети включаются в самостоятельный поиск новой информации, в результате которого происходит открытие нового знания и приобретение новых умений. Действия детей мотивируются игровой развивающей ситуацией, предложенной педагогом, которая позволяет дошкольникам определить свою «детскую» цель деятельности и идти к ее выполнению. Знания, полученные в процессе деятельности, ребенок может потом легко применять на практике, что обеспечит в дальнейшем успешность его обучения в школе.

Гармонично выстроенная взрослыми предметно-пространственная среда способствует становлению и развитию деятельностной активности ребенка, проявлению любознательности, собственной индивидуальности, накоплению игрового, творческого, исследовательского опыта.

Разнообразное наполнение среды пробуждает инициативу, мотивирует к деятельности, дает возможность ребенку самостоятельно организовать процесс познания, получить наглядный результат своей деятельности, сделать его положительным переживанием и личным достижением.

При организации образовательного процесса педагоги ДОУ используют такие формы взаимодействия взрослого и ребенка в процессе воспитания и образования, которые обеспечивают всестороннее развитие ребенка в активной деятельности. Это игровые развивающие ситуации, проблемные ситуации, ситуации морального выбора, игры-путешествия, игры-эксперименты, творческие игры, познавательно-исследовательская деятельность, проектная деятельность, сочинительская деятельность, коллекционирование, клубы знатоков, викторины, культурно – досуговая деятельность.

Современная образовательная деятельность – это в первую очередь мастерство педагога. Использование в работе элементов разных технологических подходов, их критический анализ является основой становления педагогического стиля. В своей работе педагоги ориентируются на важное требование - любая используемая технология должна быть воспроизводима и быть здоровьесберегающей.

В нашем детском саду большое внимание уделяется развивающим технологиям таким как:

Технологии интерактивного обучения (в последнее время они обретают большую значимость) позволяют реализовать качественно новую эффективную модель построения воспитывающей среды. Они направлены на организацию комфортных условий воспитания и развития детей, в которых активно реализуются взаимодействие, развитие и обогащение новыми навыками. Учат умению обмениваться опытом и взаимодействовать в группах, развивают коммуникацию, воспитывают толерантность, способствуют формированию социальной позиции в дальнейшем.

Современный образовательный процесс нельзя представить без использования мультимедийных технологий, которые предоставляют уникальные возможности для реализации творческих инициатив воспитателя и воспитанника.

В образовательной деятельности с детьми педагоги детского сада используют следующие направления данной технологии:

Мультимедийные презентации, позволяющие сделать образовательную деятельность эмоционально окрашенной, привлекательной, вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности образовательной деятельности.

Мультимедийные викторины, тесты позволяют быстро оценивать результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях. Сегодня воспитатели сами разрабатывают и создают компьютерные варианты различных тестов и викторин, и используют их в работе с детьми.

Еще одно направление - обучающие компьютерные игры. Воспитатели старших возрастных групп используют обучающие программы в индивидуальной работе с детьми. А самостоятельно созданные игры-презентации в ходе организации образовательной деятельности.

Так же широко используются в работе мультимедийные физминутки, упражнения на релаксацию, постановка проблемы после просмотра видео.

ИКТ технологии поставили на новую ступень работу с родителями: просмотр презентаций – отчетов о работе по реализации того или иного направления презентации проектов, видеозаписи организации образовательной деятельности с детьми.

Умелое использование приемов и методов ТРИЗ успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление.

В детском саду большое внимание уделяется использованию технологии наглядного моделирования в образовательном процессе.

На разных этапах и в зависимости от индивидуальных способностей детей используем различные приемы наглядного моделирования: пиктограммы, заместители, мнемотаблицы. Главное требование - модель должна быть доступна для восприятия ребенка данного возраста.

Особенность и значение моделирования заключается в том, что оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов, которые являются существенными для понимания фактов, явлений при формировании знаний, приобщающихся по содержанию к понятиям. Доступность моделирования для дошкольников определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения. Реальный предмет может быть замещён в деятельности детей другим предметом, изображением, знаком.

Педагоги начинают свою работу с простого замещения геометрическими фигурами, предметами моделями, символами и знаками, так как ребенку легче представить предмет, выявить отношения между предметами, их связями, видя их зрительно. Работа с моделями осуществляется как в ходе организованной образовательной деятельности, так и в режимных моментах.

Использование наглядного моделирования в разных видах деятельности - источник развития умственных способностей и творчества в дошкольном детстве.

Педагоги ДОУ широко использую данную технологию в работе с детьми.

Технология использования проектирования имеет ряд преимуществ: возможность углубленно изучать какую-либо тему и получение быстрых практических результатов. Метод проектной деятельности особенно успешно реализуется в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. С детьми младшего возраста также проводим проекты, но менее длительные по времени: один день, два, три. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей. Основное предназначение технологии проектов – предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Как следствие, проектная деятельность дает возможность воспитывать «деятеля», а не «исполнителя», развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.

Проектный метод является одним из методов развивающего обучения, т. к. в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Он повышает качество образовательного процесса; служит развитию критического и творческого мышления; способствует повышению компетентности педагогов.

Данный инновационный подход способствует развитию творческого мышления дошкольников, формированию активной позиции в поиске ответов на вопросы, а также повышает заинтересованность их в обучении.

Реализация системно-деятельностного подхода возможна лишь в том случае, если родители воспитанников будут в этом заинтересованы. Без тесного взаимодействия ничего не получится. Воспитатель дожжен сформировать у родителей правильное представление о единстве задач и целей ДОУ и семьи. Ему нужно поспособствовать росту их психолого-педагогической компетентности. Для этого в ДОУ организуются консультации, беседы, собрания, тренинги. Родители, принимая в них участие, демонстрируют неравнодушие к своему ребенку и заинтересованность в его разностороннем развитии.

Золотое правило деятельностного подхода быть равноценным партнёром с ребёнком, быть на «над», а «рядом».

Использованная литература.

- Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика. -2009.-№4.-С. 18-22.

- Валюженич М. В. Деятельностный подход в профессиональной адаптации. //Профильная школа. – 2013. - №4. – С. 59.

- Об утверждении Положения об управлении реализацией Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы. Приказ Минобнауки России от 11.03. 2011 №1350. // Официальные документы в образовании. – 2011. - №19. – С. 4.

Публикации по теме:

Фотоотчёт об организации образовательного процесса в подготовительной к школе группеФотоотчёт об организации образовательного процесса в подготовительной к школе группе Образовательный процесс в ДОУ – это специально организованное взаимодействие воспитателя и воспитанника с целью реализации задач воспитания.

Фотоотчёт об участии в районном МО воспитателей «Системно-деятельностный подход в оптимизации Рппс доо»Фотоотчёт об участии в районном МО воспитателей «Системно-деятельностный подход в оптимизации Рппс доо» Недавно старший воспитатель нашего детского сада предложила мне выступить на методическом объединении воспитателей с проектом "Посткроссинг.

Игровой досуг, как особая форма организации образовательного процесса. Лето – пора отпусков, но не все дети летом уезжают в отпуск, большинство остается и продолжает посещать детский сад. Лето считается порой.

Консультация «Цифровой ресурс МЭО как средство организации дистанционного образовательного процесса с дошкольниками» Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современный ребенок не такой, каким был его сверстник несколько десятилетий назад. Принципиально.

Консультация для педагогов «Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе»Консультация для педагогов «Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе» Никому не секрет, что количество детей в сельских детских садах сильно отличается от городских садов. К большому сожалению, молодёжь уезжает.

Консультация для воспитателей «Системно-деятельностный подход в образовательном процессе посредством игровых технологий» Природа отпускает человеку совсем немного времени в детском возрасте, чтобы он смог раскрыть свой творческий потенциал. Современный детский.

Консультация музыкального руководителя «Системно — деятельностный подход на музыкальных занятиях» Чтобы разобраться, что такое деятельностный подход в образовательной деятельности дошкольного учреждения, необходимо понять, что такое деятельность.

Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУПсихолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ Педагогическая конференция на тему: Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ Психолого-педагогические.

Проект по организации образовательного процесса с использованием эффективных современных технологий Проект по организации образовательного процесса с использованием эффективных современных технологий, обеспечивающих высокий уровень языковой.

Экскурсия, как форма организации образовательного процесса в специальной (коррекционной) образовательной школе В специальной (коррекционной) школе VIII вида используются различные формы организации обучения: уроки, учебные экскурсии, дополнительные.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса в ДОУ
Опубликовано: 9 января 2023 в 21:33
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Елена Жданько (УИ 71885) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД