ИРИНА ШАБЕЛЬНИКОВА
Систематизация знаний детей старшего дошкольного возраста о сезонных явлениях природы по средствам арт-буков
▼ Скачать + Заказать документы
«Систематизация знаний детей старшего дошкольного возраста о сезонных явлениях природы по средствам арт-буков»
Использование инновационных педагогических технологий, открывают новые возможности воспитания и развития дошкольников, и одной из эффективных является - арт бук. Арт бук - это не просто книга, это собирательный образ книги и раздаточного материла, который направлен на развитие творческого потенциала в рамках по изучению сезонных явлений в природе, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения.
Публикация «Систематизация знаний детей старшего дошкольного возраста о сезонных явлениях природы по средствам арт-буков» размещена в разделах
Это наглядно-практический метод обучения, заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения сезонных явлений в природе. Чтобы заполнить эту книгу, ребенку нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал. Создание арт бука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание книги в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы.
Это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме.
Арт-бук может быть использован при реализации любой из образовательных областей, обеспечивая их интеграцию. Арт бук– это книжка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования. Использование арт бука обеспечивает равенство возможностей, полноценное развитие каждого ребенка, независимо от места жительства, пола, национальности, языка, социального статуса, в том числе и для детей с особыми образовательными потребностями.
Систематическое ознакомление детей с природой начинается во второй младшей группе. Детям даются представления о наблюдении за объектами и явлениями природы. При этом детям предлагается задача наблюдения и план, которого следует придерживаться. По ходу наблюдения у детей формируются обследовательские действия. Малыши рассказывают о результатах наблюдения. У ребят формируется эмоционально-положительное, бережное отношение к природе (умение радоваться при виде цветка, птички, солнышка).
Коллективные формы работы чередуются с индивидуальным. Общение с ребенком позволяет вызвать у него больший интерес, успешнее (подробнее, тщательнее) провести наблюдение.
Детям подбираются задания из готовых арт буков для каждого: кармашки с карточками или фигурками животных, из них им необходимо создать коллективную книжку.
В средней группе представления детей о сезонных изменениях в природе расширялись и конкретизировались, деятельность по сравнению с предыдущими группами усложняется.
Основным методом ознакомления детей с природой являются наблюдения на ежедневных и целевых прогулках. Проводятся экскурсии (в сквер на мкр Макаренко в разные времена года). Лучше всего их организовать тогда, когда сезонные изменения проявляются наиболее ярко. Длительные наблюдения трудны для детей среднего возраста, поэтому лчучше использовать такую разновидность арт бука, как смэш -бук (дневник жизни). Форма ведения дневника может быть разной (гербарии, рисунки). Смэш –бук помогает воспроизвести ход развития явлений. В процессе наблюдения, а затем и при составлении гербария или зарисовке, где ставятся вопросы, которые подводили ребят к сравнению: «Что было? Что стало теперь? Есть ли бутон? Что появилось нового?». При этом в беседе участвовали все дети.
ООД по экологическому воспитанию проводились в соответствии с перспективным планированием. Закреплению, уточнению и систематизации полученных знаний способствует создание рисунков,отражающих сезонные изменения в природе. Кроме непосредственных наблюдений, игр и занятий, должное место в работе с детьми занимает рассматривание картин с изображением природы. Это могут быть отдельные растения, животные, а также картины леса, поля, реки, живописные картины времен года. Отбираются такие картины, которые могут побудить детей к рассказу, помочь закрепить и уточнить знания.
В старшем дошкольном возрасте п формироруются умение обобщать и классифицировать объекты природы по ярким и существенным признакам и связям. Дети продолжают вести смэш-бук, в котором фиксируют основные явления в неживой природе, в жизни растений, животных в каждый сезон, особенности сезонного труда взрослых и детей, развлечения на воздухе. Одному или нескольким детям поручается изобразить определенные явления природы, а затем выбить вместе с ними рисунок, который наиболее полно отражает увиденное. Форма ведения смэш-бука разная: в виде панно, альбома, ширмы. Используются в итоговых беседах о том или ином времени года, что способствует подведению детей к простейшим формам обобщения, так же закреплению и систематизации знаний детей о природе в течение года. Создаются арт буки: «Времена года», «Ботанический сад», «Зоологический сад» и др.
Для формирования представлений о смене сезонов, о нарастании (или уменьшении) продолжительности дня и ночи, о закономерных изменениях температуры воздуха, характера осадков создавались и используются такие арт буки как «Части суток», «Зима», «Весна», «Лето», «Осень».В результате дети седьмого года жизни уже способны под руководством взрослого вести целенаправленный анализ воспринимаемых явлений, выделять при этом существенные признаки и свойства, на их основе обобщать и классифицировать объекты. Все это дает возможность систематизировать знания детей о сезонных явлениях в природе с использованием новых способов организации работы, такие как самостоятельное создание арт буков.
Арт бук– разновидность метода проекта. Создание арт бука содержит все этапы проекта:
-целеполагание (выбор темы)
-разработка арт бука (составление плана)
-выполнение (практическая часть)
-подведение итогов
Арт бук воспринимается дошкольниками,как «сокровище», к которому интересно возвращаться, перелистывать и пересматривать информацию, вспоминая ее и аккумулируя в своей памяти. Работая, казалось бы, над одной темой, ребята из разных пар и групп очень часто по-разному находили решения поставленных перед ними проблем. Поэтому, когда созданное «сокровище» демонстрируется в группе дошкольной организации, происходили спонтанные обсуждения и дискуссии, которые способствуют улучшению усвоения информации. Необходимо отметить, что работая над одним арт буком, педагог вместе с воспитанниками часто открывает для себя темы следующих своих исследованиях.
Сам по себе арт бук очень интерактивен, начиная от процесса его создания до готового результата. И каждый компонент арт бук, над которым работает педагог, родитель или воспитанник дошкольной организации, дает ему возможность сконцентрировать свое внимание на определенном аспекте более глобальной темы.
Таким образом, придумывать, разрабатывать, создавать, читать, обыгрывать, пересказывать, инсценировать, рисовать, экологические арт-буки нужно совместно с детьми, учитывая их пожелания и фантазию, но и конечно же экологические знания о сезонных явлениях в природе.
Пройдет время, вырастут наши дети, научатся беречь и любить природу, чтобы сохранить её для последующих поколений!
В этом будет и частица нашей заслуги…