Марина Федотова МБДОУ детский сад №8
Система экологического воспитания в ДОУ и её влияние на развитие личности ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
1. Особенности экологического образования детей дошкольного возраста.
2. Влияние экологического воспитания на развитие личности детей средней группы.
Заключение.
1. Особенности экологического образования детей дошкольного возраста
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Природа, планета Земля, экология
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Экология, природа. Консультации для педагогов
- Темочки
Термин «Экологическое образование» появился в педагогической науке сравнительно недавно, однако проблема взаимодействия человека и окружающей среды, природы с разных точек зрения рассматривалась на протяжении всей истории педагогической мысли. Экологическое образование как комплексная проблема современности стало объектом внимания философских, социологических, культурологических, психологических и педагогических исследований. Экологические проблемы как общечеловеческие изучались такими учеными, как Э. В. Гирусовым, Н. Н. Моисеевым, Ю. Г. Марковым, С. Н. Глазачевым, Н. М. Мамедовым и др. [38].
Наряду с термином «экологическое образование» в литературе (в том числе и дошкольной) активно употребляется термин «экологическая культура».
В одних случаях он применяется как синоним первого выражения, в других формирование экологической культуры рассматривается как конечная цель экологического образования.
Мы будем рассматривать понятие «Экологическая культура – как способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности». Люди, у которых не сформирована экологическая культура, могут обладать необходимыми знаниями, но не применять их в своей повседневной жизни, т. е. второй вариант, экологическая культура как конечная цель, результат экологического воспитания.
Термин «экологическое образование» включает в себя процессы воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста.
Л. В. Моисеева цель экологического образования определяет как «становление экологической культуры личности, практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его выживание и развитие».
Эта цель согласуется с идеалом воспитания всесторонне развитой личности, способной жить в гармонии с окружающей средой.
Анализ различных концепций экологического образования показывает,
что однозначного определения главной цели экологического образования нет.
Е. В. Гончарова подчеркивает, что цель экологического образования ученые понимают как:
а) формирование экологически грамотного человека;
б) воспитание основ и начал экологической культуры;
в) формирование экологического сознания;
г) формирование экологического мировоззрения.
С. Н. Николаева определяет цель экологического образования дошкольников – формирование начал экологической культуры – базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем, успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие [7].
Задачи – это задачи создания и реализации образовательной модели, при которой достигается эффект – очевидные проявления начал экологической культуры у детей, готовящихся к поступлению в школу.
Они сводятся к следующему:
- создание в педагогическом коллективе атмосферы значимости экологических проблем и приоритетности экологического образования;
- создание в дошкольном учреждении условий, обеспечивающих педагогический процесс экологического образования;
- систематическое повышение квалификации педагогов: овладение методами экологического образования, совершенствование экологической пропаганды среди родителей;
- осуществление систематической работы с детьми в рамках той или другой технологии, постоянное ее совершенствование;
- выявление уровня экологической культуры - реальных достижений в интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой сферах детской личности при ее взаимодействии с природой, предметами, людьми и оценках себя.
Формирование начал экологической культуры - это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности.
Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды [5].
Особенностью формирования начал экологической культуры является то, что элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными (сообществами живых организмов, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.
Современные подходы к содержанию экологического образования дошкольников должны исходить из концепции устойчивого развития, соответствовать новым ценностным ориентациям и следовать эстетическим принципам взаимоотношений человечества и биосферы. Поскольку экологическое образование можно рассматривать как новое приоритетное направление педагогической теории и практики, то его содержание сегодня находится на стадии становления, пересмотра объекта изучения и определения методологических подходов. В основе экологического воспитания лежат адаптированные на дошкольный возраст ведущие идеи экологии : организм и среда, сообщество организмов и среда, человек и среда.
«Организм и среда» – взаимодействие отдельно взятого организма со средой его обитания: функционирование экосистемы - сообщества живых организмов, проживающих на одной территории (имеющих однотипную среду обитания) и взаимодействующих между собой. Оба понятия, в форме конкретных примеров из ближайшего окружения ребенка-дошкольника, могут быть представлены ему и стать основой развивающего взгляда на природу и отношения к ней.
«Человек и среда» – взаимодействие человека с природой – второй, чрезвычайно важный аспект экологии, ставший основой бурно развивающихся отраслей – не может остаться в стороне от познания современного ребенка. Конкретные примеры использования человеком природных ресурсов и последствия этого воздействия на природу и на здоровье людей могут быть взяты на вооружение дошкольной педагогикой с целью формирования у детей начальной позиции по этому вопросу.
Содержание экологического образования включает два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношение - конечным его продуктом. Истинно экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому сознанию [5].
В этом случае содержание экологических знаний охватывает следующий круг:
1. Связь растительных и животных организмов со средой обитания, морфофункциональная приспособленность к ней; связь со средой в процессе роста и развития.
2. Многообразие живых организмов, их экологическое единство; сообщества живых организмов.
3. Человек как живое существо, среда его обитания, обеспечивающая здоровье и нормальную жизнедеятельность.
4. Использование природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека, загрязнение окружающей среды; охрана и восстановление природных богатств [10].
Необходимо осуществлять непрерывный педагогический процесс по экологическому образованию детей дошкольного возраста на единых подходах и принципах:
- непрерывности и преемственности содержания, в котором программный материал располагается в последовательности с учётом возрастающей детской компетентности;
- интеграции программных областей знаний, которое позволяет охватить ребёнку не только конкретное содержание отдельных направлений, но и целостную картину мира;
- развивающего характера обучения, основанного на детской активности в экспериментировании, решении проблемных ситуаций, усвоения обобщённых способов действия;
- формирование универсальных для последующих уровней образования, способностей (рефлексии, коммуникативности, самооценки и т. д.);
- представления самостоятельности и самоопределения в соответствии с индивидуальными способностями и интересами;
- рационального сочетания разных видов деятельности;
- обеспечения психологического комфорта, повышенного внимания к здоровью детей;
- отношения к ребёнку как к личности, ориентации на его интересы, эмоциональную и мотивационную сферу;
- сотрудничества между детьми, педагогами и родителями.
В соответствии с этим можно выделить следующие задачи:
- формирование у детей основных природоведческих представлений и понятий о живой и неживой природе;
- развитие понимания взаимосвязей в природе и места человека в них;
- воспитание бережного отношения ко всему живому на Земле, любви к природе;
- вовлечение детей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране;
- формирование навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе;
- развитие первоначальных географических представлений, знакомство с простейшими способами ориентирования на местности [6].
Обучение строится от «ребёнка» в направлении расширения его познания (педоцентризм, когда в содержание программы отбираются наиболее актуальные для ребёнка этого возраста знания. При чём педагогический процесс будет эффективен и успешен только при строгом соответствии экологического образования законам развития детского организма, т. е. при соблюдении принципа природосообразности.
Таким образом, следует заключить, что в современном экологическом образовании формирование экологически грамотного человека, экологического сознания и мировоззрения осуществляется уже в дошкольном детстве и в большей мере зависит от экологической грамотности и педагогического мастерства взрослых.
2. Влияние экологического воспитания на развитие личности детей средней группы
Дошкольники пятого года жизни отличаются от малышей физическими и психическими возможностями: они увереннее во всех проявлениях, владеют первоначальными навыками самостоятельности, имеют более устойчивое внимание, более развитые восприятие и мышление, лучше понимают и воспроизводят речь взрослого, способны к первым волевым усилиям. Важной особенностью этого периода являются становление сюжетно-ролевой игры, большой интерес детей к ней. Именно поэтому воспитатель может чаще использовать ее в эколого-педагогической работе, что обеспечит хорошее усвоение детьми нового материала и быстрое становление их самостоятельной игровой деятельности.
Технология экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста имеет следующие структурные компоненты:
• циклы наблюдений за объектами зоны природы детского сада (аквариумными рыбами, декоративной птицей в клетке, морской свинкой, живущей в уголке природы, елью, осенними цветами и весенними первоцветами на участке). Каждый цикл, включает 4-6 наблюдений, позволяет на сенсорной основе формировать конкретные представления детей об объектах природы, с которыми они находятся в постоянном контакте;
• ежемесячные (по одной неделе) наблюдения за сезонными явлениями природы и одновременное ведение пиктограммного календаря, включающего картонную куклу, одевая которую дети моделируют степень тепла и холода в тот или другой период каждого сезона; эти наблюдения развивают наблюдательность детей, приучают их замечать изменения явлений;
• совместная деятельность нескольких детей и воспитателя в уголке природы, формирующая умение общаться с живыми существами, трудовые навыки по поддержанию необходимых условий жизни для них; развивающая нравственные качества детей, осмысленное понимание необходимости трудовых операций;
• подкормка птиц и наблюдения за ними, ведение специального календаря в январе (в кульминационный период зимы, что развивает нравственные качества детей, их готовность практически помочь птицам; дошкольники, кроме того, приобретают представления о разнообразии птиц, а также способность с помощью картинок фиксировать эти представления в календаре;
• «огород на окне», выращивание двух «дидактических» луковиц в стеклянных сосудах (в разных условиях, еженедельные наблюдения за ними и зарисовки в календаре. Это развивает наблюдательность детей, их способность замечать изменения растущих растений, понимать значение неодинаковых условий для их роста;
• чтение на протяжении всего учебного года коротких рассказов Е. Чарушина о животных, рассматривание книг с его иллюстрациями, проведение занятия в конце года, посвященного этому автору. Многократное обращение к писателю, который описывал и рисовал симпатичных детенышей, позволяет формировать у детей устойчивый интерес к наблюдению природы, понимание того, что впечатления можно творчески представить другим людям – в форме рассказов и рисунков;
• чтение или рассказывание сказок «Красная Шапочка», «Доктор Айболит», рассматривание иллюстраций в книгах и последующее включение главных персонажей в ИОС; использование кукол облегчает знакомство детей с экосистемой леса, со всеми ее обитателями, а с помощью доктора Айболита – приобщать детей к пониманию ценности здоровья (своего и других живых существ);[12].
• еженедельное проведение экологических занятий, на которых дети закрепляют и углубляют представления о природе, полученные в повседневной жизни, или приобретают новые. На занятиях воспитатель широко использует все виды ИОС, которые облегчают усвоение знаний и игровых навыков;
• проведение экологических досугов, развивающих положительное эмоциональное отношение к природе.
Начиная со средней группы через все технологии эколого-педагогической работы с детьми проходит литературный стержень. Для данной группы такой стержень составляют произведения Е. Чарушина. Это не означает, что воспитатель не может обратиться к другим авторам, - книгам Чарушина просто отдается предпочтение, так как они содержат доступные детям этого возраста описания животных и их художественные образы. Рассказы и рисунки писателя побуждают детей к собственному творчеству на основе впечатлений о природе, стимулируют развитие литературных и художественных способностей.
Дети средней группы «отдаются» игре, она их захватывает, поэтому воспитатель особенно тщательно готовится к занятиям, в которые включает игры-путешествия, диалоги с литературными персонажами, обыгрывание игрушек-аналогов. Педагог заранее продумывает все игровые приемы, способы поддержания воображаемой ситуации и исполняет одну из ролей. Такая тщательная подготовка обернется хорошей игрой, высоким эмоциональным тонусом детей, надежным усвоением экологических знаний и обретением игровых умений.
Заключение
На современном этапе одной из основных задач образования является экологическое образование. Оно стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики.
Экологическое образование дошкольников представляет собой непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.
К содержанию экологического образования разработаны различные подходы : аксиологический, культурологический, партисипативный, деятельностный.
На протяжении дошкольного периода значительная доля первоначальных экологических знаний о разных сторонах жизни природы и деятельности человека передается детям на экологических занятиях. Занятия бывают таких типов: первично-ознакомительный; углубленно-познавательный; обобщающий; комплексный.
Ведущим видом деятельности в жизни дошкольника является игра.
Игра как метод экологического воспитания представляет собой специально организованную воспитателем игру и включенную в процесс познания природы и взаимодействия с ней. Чтобы реализовать посредством игры задачи экологического образования, необходимы тщательный педагогический отбор и анализ игрового материала.
Список литературы:
1. Аксенова З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.
2. АлябьеваЕ. А. Природа. Сказки и игры для детей / Е. А. Алябьева. – M. : Сфера, 2012. – 128 c.
3. Кондратьева Н. Н. Программа экологического образования детей «"Мы" : Азбука экологии» / Н. Н. Кондратьева. – СПб., 2007.– 340 с.
4. МазильниковаН. Н. Эколого-валеологическое воспитание дошкольников. – Санкт-Петербург: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 96с.
5. Николаева С. Н. Игра в экологическом воспитании. / Дошкольное воспитание, 2005.– 246 с.
6. Николаева С. Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников. / Пособие для специалистов по дошкольному воспитанию. – М., Новая школа, 1997.– 267 с.
7. Николаева, С. Н. Система экологического воспитания детей в дошкольном учреждении / С. Н. Николаева. – М., 2005. – 310 с.
8. Программа воспитания и обучения в детском саду. / Под ред. М. А. Васильевой. – М., Просвещение, 2015. – 187 с.
9. Психологические вопросы игры и обучения дошкольников. / Сборник статей. // Под ред. Эльконина Д. П. – М., Просвещение, 1957.– 461 с.
10. Серебрякова Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте. / Т. А Серебрякова. - Н. Новгород: НГПУ, 2005. – 136 с.
11. Сухомлинский В. А. Избранные педсочинения: в 3 т – М. : Педагогика, 1979.– 279 с.
12. Моисеева, Л. В., Зебзеева, В. А. Экологическая депривация личности в современной субкультуре детства // Педагогическое образование в России. – 2011. – №2. С. 110-117.