Елена Хлебова
Система совместной деятельности учителя-дефектолога и воспитателей
▼ Скачать + Заказать документы
Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется чёткой организацией жизни детей в период их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течение дня и преемственностью в работе учителя-дефектолога и воспитателя.
В настоящее время число детей с интеллектуальной недостаточностью, которым необходимы специальные коррекционно-образовательные услуги, не сокращается, а напротив, увеличивается, поэтому остается актуальным вопрос об усилении медицинской, социально-психологической, педагогической помощи детям с особыми образовательными потребностями.
Публикация «Система совместной деятельности учителя-дефектолога и воспитателей» размещена в разделах
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Ведущая роль в планировании коррекционно-развивающей работы по преодолению нарушений интеллектуальной деятельности, психических процессов, недоразвитию сенсомоторной сферы и речи, устранению дефектов и пробелов в познавательной деятельности принадлежит учителю-дефектологу, а воспитатели во второй половине дня продолжают работу по развитию когнитивных способностей, речевой деятельности, закреплению умений и навыков, полученных детьми на занятиях с учителем-дефектологом в первой половине дня.
Единообразие подходов к работе с детьми, преемственность в требованиях, а также в содержании и методах коррекционной, учебной и воспитательной работы, комплексность и многообразие средств развития детей, использование ведущего вида деятельности – залог успеха в работе.
Учитель-дефектолог является организатором и координатором всей коррекционно-развивающей работы, а оспитатели закрепляют приобретенные детьми знания, отрабатывают умения до автоматизации навыков, интегрируя коррекционные цели и содержание в повседневную жизнь детей (в игровую и трудовую деятельность, в содержание других занятий (ручной труд, наблюдения за окружающим и т. п., а также в режимные моменты.
Чтобы обеспечить единство в работе учителей-дефектологов и воспитателей, необходимо выработать определенную систему деятельности.
1. Воспитатели совместно с учителем-дефектологом изучают детей.
2. Совместно изучается содержания программы.
3. Совместно готовятся и проводятся праздники, тематические и интегрированные занятия.
4. Совместное взаимодействие с родителями.
Тетрадь взаимодействия представляет собой таблицу, где отмечаются:
- период работы с детьми, лексическая тема, содержание коррекционной работы с конкретными воспитанниками, результативность выполнения задания каждым ребёнком.
Таким образом, эффективность коррекционно-развивающей работы зависит от чётко спланированной системы по реализации взаимодействия учителя –дефектолога и воспитателей, а также других членов педагогического коллектива.
Список литературы:
1. Кондратенко И. Ю., Барменкова Т. Д., Карелина И. Б. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте. - М., 2005.
2. Логинова В. И., Бабаева Т. И., Ноткина Н. А. и др. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду - СПб, Детство-ПРЕСС, 2004.
3. Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов пед. Вузов. / Под ред. Л. С. Волковой, с. н. Шаховской. - М. : Владос, 2003.