Наталья Соколова
Система работы с детьми группы риска
▼ Скачать + Заказать документы
Система работы с детьми группы риска
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Челночок»
города Балашова Саратовской области»
Проект
«Система работы с детьми группы риска и СОП»
подготовили: социальный педагог Соколова Н. А.
педагог-психолог Преслицкая К. Р.
г. Балашов 2020 г.
Актуальность.
Публикация «Система работы с детьми группы риска» размещена в разделах
Защита ребёнка, забота о его жизни, развитии, воспитании и образовании, сегодня стала общечеловеческой, планетарной. Об этом свидетельствует ряд международных документов по правам ребё нка: «Декларация прав ребёнка», «Конвенция о правах ребёнка», «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей».
Государственная политика России по обеспечению социальной поддержки детства, нашедшая отражение в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, в Концепции социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, в Указе Президента Российской Федерации «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы», в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации (2015–2025)», одобренной Правительством РФ в мае 2015 года, способствует развитию деятельности, направленной на достижение благополучия детей.
Несмотря на предпринимаемые государством меры, проблемы воспитания детей и профилактики неблагополучия детей остаются актуальными. Особенно важно защитить ребенка – дошкольника, который является самым беззащитным…
М. А. Галагузова выделяет типологию семей по уровню социальной адаптации:
1. Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями и практически не нуждаются в поддержке социально педагога. В случае возникновения проблем им достаточно разовой помощи в рамках краткосрочных моделей работы.
2. Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, например, неполная семья, малообеспеченная семья и т. п. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил.
3. Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности, не справляются с возложенными на них функциями. В зависимости характера проблем педагог оказывает таким семьям образовательную психологическую, посредническую помощь в рамках долговременных форм работы.
4. Асоциальные семьи. Семьи, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни и в которых жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается. Работа педагогов с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами и органами опеки и попечительства.
Педагоги детских садов вынуждены работать со всеми типами семей в силу того, что на них лежит ответственность за воспитание всех детей, из какой бы семьи они не происходили. Наиболее перспективными в плане профилактики являются семьи группы риска, так как они еще не переместились в группу асоциальных.
Семья «группы риска» - разновидность семьи, которая не выполняет в достаточной степени своих функций, а так же оказывается подверженной воздействию негативных социальных факторов. Слово риск означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти, или не произойти. Поэтому, когда говорят о семьях «группы риска», подразумевается, что эти семьи находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать.
Цель проекта: Создание условий для профилактики и ликвидации детского неблагополучия на основе раннего выявления семей группы риска и организации работы по преодолению семейного неблагополучия.
Задачи: Раннее выявление неблагополучных семей в ДОУ и оказание помощи семье в организации правильного воспитания детей с привлечением к работе самих родителей.
Новизна проекта заключается в привлечении семей группы риска к решению актуальных задач правового воспитания детей и развития правовой культуры родителей, помощи детям и семьям, находящимся в трудной жизненной и социально опасной ситуации. Таким образом, при построении системной работы с семьёй, например, родительская некомпетентность становится не предметом осуждения, а мишенью работы. То есть родители также становятся сотрудниками и, наравне со специалистами, реабилитируют свои семьи.
Гипотеза: Дети, воспитывающиеся в «неблагополучных семьях», нуждаются в защите и поддержке со стороны педагогов, психолога, воспитателя, медсестры, родительского комитета. Эти люди, чаще всего, стремятся такую помощь оказать. Однако не секрет, что в первую очередь ребенок нуждается в восстановлении отношений с собственными родителями, в их поддержке, любви, защите.
Детский сад не способен решить глобальные проблемы, созданные неблагоприятной социально – экономической ситуацией в регионе, но может вовремя выявить семьи группы риска, неблагополучие ребенка, помочь родителям и детям стать ближе, понять друг друга, а когда это невозможно, защитить ребенка от жестокого обращения, оградить его от негативного влияния. Подчас члены этих семей не верят, что они могут что-то изменить в своей судьбе и судьбе своих близких. Поэтому первым и необходимым этапом работы является развитие надежды, формирование мотивации на активные действия для эффективного изменения ситуации
В любом случае эта работа должна послужить профилактике неблагополучия детей, улучшению ситуации в отдельных семьях, что уже не мало. Это будет особенно эффективно, если к активной работе привлечь самих родителей из неблагополучной семьи и семьи группы риска.
Объект исследования: Семьи группы риска.
Предмет: Работа детского сада в интересах семьи и детей, раннее выявление семейного неблагополучия, организация социально-воспитательной работы с детьми и семьями через правовое просвещение, совместную деятельность детей и родителей составляет в данном проекте предмет изучения и преобразований.
Исследование планируется провести по следующим направлениям:
выявление семей группы риска;
изучение опыта воспитательной работы с детьми и семьями группы риска в детском саду, в других ДОУ;
подбор форм и методов работы с семьями группы риска и их детьми в детском саду;
обобщение собственного опыта работы с детьми и семьями группы риска;
проведение серии «круглых столов» с родителями и педагогами по теме проекта с целью обсуждения целей и задач проекта, возможностей и способов его реализации, определения перспектив, подведения итогов;
подготовка методических рекомендаций по работе с детьми и семьями группы риска в детском саду;
создание условий для успешной деятельности родительского клуба по работе с семьями группы риска.
Критерии результативности реализации проекта:
Выявлены семьи группы риска, классифицированы по основанию;
определены содержание, формы и методы, работы с детьми и семьями (коллективные, групповые, индивидуальные);
обобщен опыт работы с детьми и семьями группы риска;
родители – активные участники проекта и организаторы отдельных мероприятий.
обоснованы условия использования опыта работы с детьми и семьями в детском саду;
подготовлены методические рекомендации по работе с детьми и семьями группы риска в детском саду по итогам выполнения проекта.
Аудитория проекта
• Педагоги МДОУ детский сад «Челночок»;
• Воспитанники МДОУ детский сад «Челночок» : средняя группа, группа ЗПР;
• Родители воспитанников;
• Семьи группы риска, неблагополучные семьи;
• Привлеченные специалисты –социальный педагог, психолог, инспектор по делам несовершеннолетних.
Формы работы с детьми :
Диагностика;
Ситуационная игра;
Чтение художественной литературы;
Свободное общение;
Совместные с родителями мероприятия;
Рассматривание фото и иллюстративного материала;
Дидактические игры;
Конкурсы;
Выставка;
Мониторинг участия каждого ребенка в мероприятиях (создание ситуации успеха).
Формы работы с родителями :
Родительское собрание;
Анкетирование родителей;
Беседы с родителями;
Индивидуальные консультации со специалистами;
Психологические тренинги
Совместные с детьми мероприятия
Консультации с целью эффективного участия родителей в совместных делах;
Организация выставок;
Формы работы с привлеченными специалистами:
Обмен опытом;
Консультации;
Планирование и анализ деятельности.
Сроки реализации проекта: 01.09.2019 -31.05.2020
Этапы реализации проекта
Этапы проекта Содержание этапа Ожидаемые результаты и критерии качества реализации проекта.
Подготовительный этап
-Входной мониторинг по выявлению проблем воспитания в семьях дошкольников и семей группы риска
-Изучение опыта работы дошкольных учреждений по работе с семьями группы риска.
-Анализ социального паспорта семей, дети которых посещают детский сад.
– постановка целей, определение актуальности и значимости проекта
– подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т. п.); Выявлены дети, находящиеся в группе риска.
Выявлены семьи группы риска.
- анализ работы детского сада с неблагополучными семьями и семьями группы риска
Разработка исследовательского проекта Создан проект.
Разработаны направления работы в области защиты и поддержки детей и семей группы риска.
Основной этап
Для педагогов:
- Организация индивидуальных консультаций психолога с родителями (возможные пути выхода из проблемной ситуации);
-мониторинг Разработаны перспективные планы работы.
Для родителей:
- Знакомство родителей с основными направлениями
Для детей:
– ознакомление детей с художественной литературой
проведение бесед;
беседы по правовому воспитанию;
_ коррекционная работа с детьми группы риска;
-мониторинг и корректировка проекта.
Создан алгоритм сопровождения семей «группы риска»
Родители знают основные направления Конвенции прав ребёнка.
Оформлена информационная папка с телефонами и адресами социальных служб по охране прав детей.
Организованна выставка рисунков “Семья – глазами ребёнка”.
Разработаны дидактические и развивающие игры для коррекционной работы.
Заключительный этап
-Мониторинг,
– анализ результатов проекта,
.
Разработаны методические рекомендации по правам ребёнка
Разработан план работы с неблагополучными семьями
Риски и способы их преодоления
Возможные риски Способы их преодоления
Недостаточная компетентность педагогов Проведение консультаций
Невысокая степень мотивации родителей Использование современных методов работы с семьями воспитанников. Индивидуальная работа с родителями.
Недостаточная информированность родителей о правах ребёнка и об ответственности за воспитание детей Повышение уровня правового сознания у родителей на основе продуктивных игр. Привлечение благополучных семей к работе с семьями группы риска.
Продукт проекта:
• Выставка творческих работ детей;
• Методические рекомендации для педагогов по ознакомлению детей с их правами;
• Методические рекомендации работы с детьми и семьями группы риска в детском саду;
• Обобщен опыт работы с детьми и семьями группы риска;
Формы и методы мониторинга
1. Анкетирование;
2. Отзывы родителей;
4 .Отзывы педагогов;
5. Деятельностные игры;
6. Собеседование;
7. Викторины, конкурсы.
Некоторые методические рекомендации по работе с семьями группы риска.
1) Важно вовлекать членов подобных семей (дети, родители, члены других семей) в совместные эмоционально насыщенные игры, которые делают позиции общения в семье более равными, отношения более заботливыми, а поведение за пределами семьи более смелым и предприимчивым.
2) Следует предложить проиграть соответствующие ситуации психологического давления, и научить членов семьи разумно, словами, в социально приемлемой форме отказываться от того, что им не выгодно и не входит в их планы, отстаивать свои права. Каждая семья «группы риска» имеет в памяти своих членов груз информации о несправедливостях и обидах. Эта информация часто вытесняется, при этом люди не способны отстаивать свои права, поступать по-своему в значимых ситуациях. Полученные обиды и неспособность справиться с соответствующими проблемами ухудшают эмоциональный фон взаимоотношений в семьях. Такие игры создают радостное настроение. Важно добиться состояния веселья, радости от совместной деятельности.
3) Не зря Л. Толстой написал, что каждая несчастная семья несчастлива по-своему. У каждой семьи группы риска свои обстоятельства, свой опыт отношений, сложившиеся стереотипы общения. И, обязательно, почти в каждой такой семье есть то хорошее, чем можно поделиться с другими. Воспитатели и педагоги должны выявить такой опыт и привлечь родителей к активной работе для помощи друг другу. При этом повышается их самооценка, возрастает ответственность за себя и своих детей, возникает стремление повторить ситуацию успеха, почувствовать свою значимость. Постепенно родители втягиваются в процесс самореабилитации. Конечно, родителям потребуется консультирование специалистов, помощь в организации дел. Грамотный педагог, психолог, социальный работник выстроит процесс помощи так, чтобы одновременно с детьми организовать и воспитание родителей.
4) Организация совместной работы с родителями необходима для развития у них мотивации ответственного отношения к ребенку, а у детей формирования чувства ответственного отношения к своим родным и близким, к тому, что его окружает.
Все субъекты воспитания в процессе взаимодействия становятся целостной, единой системой, оказывающей влияние на личность.
Подготовительный этап.
Деятельность педагога по подготовке проекта:
1. Создание творческой группы;
2. Разработка проекта;
3. Подбор информации для работы с детьми и их родителями;
4. Подготовка дидактических игр по правам ребё нка:
5. Выступление на методическом объединении.
Основной этап.
Совместный план работы педагогов ДОУ
СРОКИ ФОРМА ТЕМА Ответственные
Сентябрь Мониторинг Выявление семей группы риска,
Выявление детей с проблемами в социально-эмоциональном развитии. Социальный педагог, педагог-психолог
Октябрь Консультация для педагогов и родителей «Конвенция о правах ребенка».
Ознакомление работников МДОУ с основными положениями Конвенции Социальный педагог
Ноябрь Консультация для педагогов
Выставка рисунков детей Нормативно-законодательные акты Российской Федерации.
"Мы тоже имеем право"
Социальный педагог
Декабрь Консультация для педагогов и родителей
Соблюдение прав ребенка в МДОУ. Анализ деятельности педагогическо-го коллектива.
Социальный педагог
Январь Консультация для педагогов Как помочь ребенку утвердить свое «Я».
Педагог-психолог
Февраль Консультация для родителей
Раздача
памяток для родителей Дети–наше будущее. Проблема здоровья детей в МДОУ.
«Наказывая, подумай!» Социальный педагог
Март Создание информационно
го стенда Социальные учреждения защиты прав детства г. Балашова
Социальный педагог, педагог-психолог
Апрель Совместное мероприятие с родителями и детьми «Право на отдых и досуг…»Раскрыть роль семейных праздников, традиций в личностном развитии ребенка Социальный педагог, педагог-психолог
Май Мониторинг Итоговый Социальный педагог, педагог-психолог
Сентябрь-май Ежемесячное посещение семей. Ознакомление с материальными условиями жизни семьи, особенностями поведения ребенка в семье. Социальный педагог
Заключительный этап.
• Мониторинг реализации проекта;
• Опрос родителей и детей «Ваши впечатления от совместной работы»;
• Вручение благодарственных писем семьям - участникам ;
• Создан пакет дидактических игр по изучению прав ребёнка;
• Организованы индивидуальные консультации педагогов и специалистов;
Создание проекта “Защита и поддержка детей и семей группы риска”, способствует
эффективному формированию знаний о правах и обязанностях, обеспечению единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, процесса образования,
в процессе реализации, которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.
Результат проекта:
1. Повысили уровень правовой культуры у педагогов и у родителей;
2. Определены содержание, формы и методы, работы детского сада в интересах семьи и детей;
3. Обобщен опыт работы с детьми и семьями группы риска;
4. Подготовлены методические рекомендации работы с детьми и семьями группы риска.
В нашем детском саду накапливается положительный опыт по защите прав и поддержке детей и семей группы риска. Для дальнейшего развития проекта запланирована такая форма работы с родителями как Родительский клуб «Мы Вместе».
Список литературы.
1. Голицына Н. С., Огнева Л. Д. Ознакомление старших дошкольников с Конвенцией о правах ребенка - М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2006.
2. Доронова Т. Н. и др. – Защита прав и достоинств маленького ребенка: координация усилий семьи и детского сада: пособие для работников дошк. образов. учреждений – М. : Просвещение, 2006.
3. Жукова Р. А. Правовое воспитание. Старшая и подготовительная группы. Разработки занятий. - Изд. 2-е переработанное. /Сост. – Волгоград: ИТД «Корифей».
4. Зеленова Н. Г. ,Осипова Л. Е. Я –ребенок, и я имею право. -М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2009-96с
5. Имя вашего ребенка. – СПб. ; ООО «Виктория плюс», 2007
6. Калинина Л. В. Изучаем права вместе с любимыми персонажами. - «Ребенок в детском саду».- №3.- 2008 С. 39 – 45.
7. Копытова Н. Н. Правовое образование в ДОУ - М. :ТЦ Сфера, 2007 (Библиотека руководителя ДОУ).
8. Ковалева Г. А. Воспитывая маленького гражданина. Практическое пособие для работников ДОУ, - М. : АРКТИ, 2003 (Развитие и воспитание дошкольника).
9. Конвенция о правах ребенка: Конвенция ООН. – М. : РИОР, 2007
10. Конституция Российской Федерации. Государственный гимн Российской Федерации. – М. : Юрайт-Издат, 2008 (Правовая библиотека).
11. МячинаЛ. К., и др. Маленьким детям – большие права: Учебно-методическое пособие. СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
12. Соловьева Е. В., Данилина Т. А., Лагода Т. С., Степина Н. М. Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : АРКТИ, 2004. (Развитие и воспитание дошкольника)
13. Татаринкова Л. Ю. Я и моя семья - СПб. : Издательский Дом «Литера», 2007. (Серия «Малышам о Родине»)
14. Татаринкова Л. Ю. Права маленького гражданина - СПб. : Издательский Дом «Литера», 2007. (Серия «Малышам о Родине»)
15. Шорыгина Т. А. Беседы о правах ребенка. - Методическое пособие для занятий с детьми 5 – 10 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2008.
16. Шорыгина Т. А. Беседы о здоровье: Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2008 (вместе с детьми).
17. Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей 3-6 лет). – «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004.